Написать нам
kartal escort porno sex maltepe escort pendik escort alanya escort ataşehir escort ataşehir escort ümraniye escort ataşehir escort kartal escort ankara escort ankara escort bayan escort ankara ankara rus escort eryaman escort şerifali escort kartal escort kartal escort maltepe escort maltepe escort Sincan Escort Bursa escort Ankara escort bayan Çankaya escort Ankara escort escort bayan escort istanbul escort ataköy şirinevler escort istanbul escort Ankara escort
1   6   1099

Логопедическая работа: профилактическая направленность

Сегодня с трудом найдешь детей с нормальной, хорошо развитой речью, с чистым звукопроизношением. Логопедическая помощь необходима почти всем детям. Даже если максимально увеличить количество учителей-дефектологов, со всей речевой патологией только их силами не справиться.

Работа по профилактике речевых нарушений должна вестись буквально «всем миром»:

•  родителями (в первую очередь);
педиатрами (выявляя речевую патологию как можно в более раннем возрасте и направляя детей к логопеду);
воспитателями;
логопедами.

Если проанализировать ситуацию с речевой патологией, то можно прийти к выводу, что помимо объективных социальных, экономических и экологических причин, существуют причины и субъективные, а именно:

родители, к сожалению, часто недооценивают или вообще не обращают внимания на проблемы с развитием речи детей. Не болеют — и ладно! В лучшем случае, прислушиваются к советам родственников, соседей и, чего греха таить, — некоторых не очень компетентных воспитателей, которые уверяют встревоженную маму, что еще рано обращать внимание на речь ребенка и «все рассосется» само собой;

педиатры часто не посылают детей к логопеду поликлиники для ежегодного осмотра. Неосмотренными остаются дети четырех-пяти лет. А ближе к школе идет «обвал» осмотров, тревог и переполнение логопедических групп детьми шестилетнего возраста, которые уже должны были бы учиться в школе;

воспитатели стали меньше обращать внимания на звукопроизношение детей. Совсем недалеко то время, когда звуковой культуре речи, пересказам, составлению рассказов по картине и т. д. уделялось достаточно внимания. И это при том, что положение с речевой патологией не было столь критичным. На нарушения звукопроизношения часто вообще не обращается внимание. Вопрос о том, кто должен «бить тревогу» по этому поводу, остается открытым. Таким образом, в школе обучается огромное количество детей с нарушениями речи. Занятия по звуковой культуре речи проводятся в детских дошкольных учреждениях эпизодически. Воспитатели испытывают затруднения в работе по формированию правильного звукопроизношения у детей, зачастую путают понятия «звук» и «буква», не знают артикуляционных укладов, не регулярно работают над развитием речи;

логопедам поликлиники не всегда удается вовремя обнаружить и диагно-стировать речевую патологию, так как не все дети по тем или иным причинам проходят осмотр логопеда ежегодно. Преемственность же между логопедами поликлиники и учителями-дефектологами дошкольных учреждений чаще всего базируется лишь на личных контактах, поддерживаемых энтузиастами.

Таким образом, можно говорить о том, что почти отсутствует система мероприятий, проводимых с целью предупреждения недостатков речи у детей.

Формирование правильного звукопроизношения — это систематическая работа воспитателя со всеми детьми группы, способствующая своевременному усвоению произношения всех звуков родного языка и воспитанию фонематического слуха.

Исправление звукопроизношения — работа логопеда.

Для того, чтобы проводить занятия по звуковой культуре речи, воспитатель должен знать, что необходимо:

• подготовить артикуляционный уклад звука;
• формировать слуховое внимание, фонематический слух;
• проводить работу по звуковой культуре речи только на правильно произносимых звуках;
• на занятии отрабатывать только звуки, близкие по артикуляционному укладу (желательно, один звук), для дифференциации берутся звуки парные:

звонкие-глухие;

твердые-мягкие;

свистящие-шипящие;

пары звуков, которые дети чаще всего не дифференцируют в произношении:

к-г-х

т-д

м-н

ц-с

щ-сь

ч-ть

й-ль

л-р

л-ль

р-рь;

• иметь представление о звукопроизношении всех детей в начале года, в конце года и выделять группу риска.

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Младший возраст

Уважаемые папы и мамы!

Обратите внимание на речь своего малыша! Речью ребенок овладевает постепенно, путем подражания произношению звуков и слов взрослых. Правильно произносить большинство звуков сразу он не умеет. Чем раньше родители обращают внимание на правильное звукопроизношение у ребенка, тем быстрее оно формируется и нормализуется. Современных родителей проблемы с речью начинают беспокоить по достижении ребенком 2,5—3 лет. Понаблюдайте за вашим малышом. Вас должно насторожить, если ребенок:

• очень вял, нехотя реагирует на окружающее;
• часто проявляет беспокойство, раскачивает туловище из стороны в сторону;
• имеет сильное течение слюны;
• не выполняет простые словесные команды (пойди на кухню и принеси чашку и т. д.);
• не играет с другими детьми или не кормит куклу из тарелки, а ставит куклу в тарелку и т. д.;
• говорит «ма» вместо «мама» или относит слово «мама» к другим лицам;

вместо «девочка» говорит «де»;

«зайчик» — «за»;

«иди» — «ди»;

«смотри» — «апи»;

• употребляет слова-фрагменты, т. е. такие, в которых сохранены только части слова:

«ако» — молоко, «дека» — девочка.

Все это — серьезный повод немедленно обратиться за консультацией к специалисту — логопеду в поликлинику или речевую группу детского сада.

Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребенка, т. к. они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.

Средний возраст

Логопедические обследования, проводимые ежегодно в детском саду, показывают, что состояние речи детей среднего возраста (4—5 лет) часто не соответствует возрастной норме, а ведь к четырем годам все звуки уже должны быть полностью сформированы и правильно употребляемы в речи. Не будем останавливаться на причинах неблагополучия. Постараемся выделить те мероприятия, которые должны выполнять родители, желающие слышать чистую речь детей. Итак:

• ежегодно, начиная с первого года жизни ребенка, проходите осмотр логопеда в детской поликлинике;
• критически относитесь к речевым проявлениям детей, начиная с рождения, и в случаях любых отклонений от нормы обращайтесь к логопеду, не успокаивая себя убеждением, что все само собой образуется;
• обязательно проконсультируйте ребенка у лор-врача по поводу наличия аденоидов, т. к. аденоиды существенно влияют на речь, и у ортодонта.

Если ребенку показана аденотомия или исправление прикуса, то не затягивайте с решением этих проблем;

• большинство детей, страдающих нарушением звукопроизношения, имеют нарушения фонематического слуха, с помощью которого мы различаем сходные по звучанию или артикуляции звуки. Логопед, к которому вы обратитесь, научит вас, как развивать фонематический слух;
• посещайте с ребенком логопедические занятия, выполняя тщательно домашние задания. Без выполнения этих заданий, без постоянного контроля над поставленными звуками невозможно будет добиться положительных результатов;
• через полгода после того, как все звуки будут поставлены, покажите ребенка логопеду с целью проверки надежности результатов;
в случае тяжелых речевых нарушений сделайте все, чтобы ребенок попал в логопедическую группу своевременно. Не откладывайте решение этого вопроса из года в год, слушая советы некомпетентных людей.

Старший возраст

6 лет — это возраст, когда ребенок должен идти в школу. В школе ребенку придется быть самостоятельным, поэтому в оставшееся до школы время надо ребенка подготовить к школе.

• Время от времени беседуйте с ребенком о школе, настраивая его на серьезное и ответственное отношение, но не запугивайте школой, а, наоборот, вызывайте интерес к учебе.

•  У ребенка должна быть сформирована речевая готовность, т. е. умение:

• правильно произносить все звуки языка;
• выделять первый и последний звук в слове;
• разделять слово на слоги;
• определять, сколько слогов в слове, сколько звуков в слове;
• придумывать слова на заданный звук;
• сливать два названных звука в слог: М+А=МА;
• повторять слоговую цепочку типа ТА-ДА-ТА;
• определять количество слов в предложении, учитывая и «короткие» слова — предлоги.

Важно выяснить:

• насколько богат словарный запас малыша, может ли он связно рассказать о том, что увидел, услышал;
• насколько развит кругозор ребенка, знает ли он свою фамилию, имя, отчество, возраст;
• что знает об окружающем мире, может ли назвать дни недели, времена года;
• сформированы ли у него слова-обобщения; ориентируется ли во времени; умеет ли исключить из предложенного ряда «лишнее»;
• может ли разложить сюжетные картинки по порядку и составить по ним рассказ.

— Больше занимайтесь с ребенком рисованием. Проверьте, умеет ли ваш ребенок рисовать человека, т. е. фигуру с деталями лица, одежды, четко прорисованными конечностями. Это умение свидетельствует о том, как развита кисть руки. Предложите ребенку «срисовать» четко написанную вами прописью фразу типа «Он ел суп».
— Повторяйте цифры от 1 до 9 и счет в пределах 20 — количественный и порядковый.
— Время от времени повторяйте с ребенком выученные стихи.
— Всегда интересуйтесь жизнью ребенка в детском саду.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Игра «Арена».

Представьте себя в древнем Риме. Перед вами «арена звуков». Жест — поднятый или опущенный большой палец — вам знаком. Воспользуемся им. Мы называем звуки, а вы поднимаете или опускаете большой палец, показывая положение языка во рту при произношении этих звуков.

С,  Сь,  Ш,  З,  Зь,  Ж,  Ч, Щ,  Ц, Р, Ль, Й,  Рь,  Л.

Игра с мячом «Назови первый звук в слове».

мел                             щука

мёл                             шепот

мама                           чашка

пила                           собака

полка                         сетка

ель                              телефон

ёлка                            тапки

яблоко                        йод

юбка                           желуди

лента                          жук

Игра с мячом «Назови последний звук в слове».

нос                             Мария

мороз                          всё

лед                              всю

кот                              мотор

муж                            словарь

бровь                          мол

отделение                  моль

Игра «Эстафета с флажком».

Передайте флажок соседу, повторив слоговую цепочку:

а) та — да — та

та — та — да

да — да — та

б) пта — пто — пту — пты

пта — тпа

кта — тка

вба — бва и т. д.

Игра «Выдели голосом»

звук «м»                    мама

лампа

паром

звук «ы»                    сын

штаны

осы

сыны

звук «ль»                   полька

лёд

пальто

Лёля

Ляля

Игра «Продолжи предложение» (характеристика звуков).

Звук «э» — это (гласный звук)

«м» — это…

«мь» —

«ш» —

«ч» —

«ж» —

«щ» —

«ль» —

«й» —

«л» —

«В  гостях у  Буквоежки». Звук и буква К

Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи.

Цель: закреплять знания детей о слове, звуке, букве; развивать фонетический слух; учить находить место звука в слове (в начале, в середине, в конце); учить проводить звуковой анализ слова МАК; учить читать открытые и закрытые слоги (АК, КА); закреплять умение образовывать слова с уменьшительным суффиксом.

Оборудование: кукла Буквоежка, коробка с игрушками; карточки, фишки двух цветов (красный и синий); полоски, счетные палочки, мяч, логопедическая азбука.

Ход занятия

Знакомство с Буквоежкой.

Воспитатель (В.). Назовите свое имя ласково, чтобы слышался звук «К» (Настенька, Славочка, Вовочка и т. д.).

Игра «Поймай звук».

В. Если в словах, которые скажет Буквоежка, будет звук «К», хлопните, «поймайте его».

Кофта, утенок, пирамида, гусь, хор, мак, гриб, ком.

Игра «Лишнее слово».

В. Назовите «лишнее» слово. Слушайте Буквоежку внимательно!

Канава — канава — какао — канава.

Кот — кот — ком — кот.

Утенок — утенок — котенок — утенок.

Буквоежка принес коробку.

В. На какой звук начинается слово «коробка»?

Здесь, в коробке, есть предметы.

Все сейчас получат свой.

Осмотри предмет, потрогай

И подумай — он какой?

Воспитатель раздает детям предметы, которые лежат в коробке: кукла, кубик, каштан, карандаш, колокольчик.

В. На какой звук начинается слово? Где спрятался звук «К»? Опишите предмет. Какой он? (Подобрать не менее 5 слов.)

Игра «Чего не стало».

Нет кубика, нет карандаша, нет каштана и т. д.

Игра «Узнай слово».

В. Помогите Буквоежке узнать слово

…от,   …омпот, …они.

Какую букву «потерял» Буквоежка?

Игра «Нажми на звук».

Выделите звук «К» в словах кот, домик, веник, секрет, человек, индюк, синяк. (Определите место звука в слове: в начале, в середине, в конце.)

Игра «Расставь по местам».

Вот сейчас задачу дам

Все расставить по местам.

Что скатали мы зимой?

Ком.

Что построили с тобой?

Дом.

На крючок в реке попал?

Сом.

Может все, хоть ростом мал?

Гном.

В. В каком слове есть звук «К»?

Физкультминутка.

Улиточка.

Улиточка, улиточка,

Высуни рога,

Дам тебе я сахару,

Кусочек пирога,

Угадай, кто я?..

Дети узнают по голосу того, кто читал стихотворение.

В. Сядут те дети, которые правильно повторят слоговую цепочку.

Ка — га — га;

та — да — да;

ка — га — ка;

фа — ва — ва.

Звуковой анализ слова «МАК»

М — согласный, твердый, фишка синего цвета.

А — гласный, фишка красного цвета.

К — согласный, твердый, фишка синего цвета.

Где спрятался звук «К»?

Звук «К» какой? (Дети дают полную характеристику звука.)

Игра «Палочки — помощники мои».

Выложите из палочек слово мак. Что вы выложили? (Слово.) Прочитайте. Слово можно писать, читать, выкладывать.

Слово состоит из букв. Буквы можно видеть и писать. Звуки можно слышать и говорить.

Игра с мячом «Большой — маленький».

В. Мы не только умеем слышать и говорить слова, но и превращать одно слово в другое. Изменим слова так, чтобы появился звук «К».

Монета — монетка, яма — ямка, вата — ватка, лопата — лопатка.

Игра «Делай, как я».

• «Хлопай, как я» — та; та — та.
• «Прыгай, как я» — та — та; та.

А. Кочмарева, Н. Сасова, Л. Селицкая


Обсуждение: 6 комментариев
  1. Татьяна:

    Большое спасибо за помощь родителям!

  2. Галина:

    Огромное спасибо ! Очень важная и актуальная тема .

  3. Галина:

    Спасибо, это как раз то что нам нужно. У нашего ребенка ОНР, если можно, побольше таких уроков.

  4. olga:

    Спасибо большое. Это большая помощь

  5. Елена:

    Информация очень актуальна для нашего времени. Спасибо.

  6. Екатерина:

    Очень простые упражнения, особенно подкупает, что всё это можно использовать в обыденной жизни: по пути из сада в сад, на прогулке. Очень действенно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress