Написать нам
Популярно
Лайк   6   827

Логопедическая работа: профилактическая направленность

Сегодня с трудом найдешь детей с нормальной, хорошо развитой речью, с чистым звукопроизношением. Логопедическая помощь необходима почти всем детям. Даже если максимально увеличить количество учителей-дефектологов, со всей речевой патологией только их силами не справиться.

Работа по профилактике речевых нарушений должна вестись буквально «всем миром»:

•  родителями (в первую очередь);
педиатрами (выявляя речевую патологию как можно в более раннем возрасте и направляя детей к логопеду);
воспитателями;
логопедами.

Если проанализировать ситуацию с речевой патологией, то можно прийти к выводу, что помимо объективных социальных, экономических и экологических причин, существуют причины и субъективные, а именно:

родители, к сожалению, часто недооценивают или вообще не обращают внимания на проблемы с развитием речи детей. Не болеют — и ладно! В лучшем случае, прислушиваются к советам родственников, соседей и, чего греха таить, — некоторых не очень компетентных воспитателей, которые уверяют встревоженную маму, что еще рано обращать внимание на речь ребенка и «все рассосется» само собой;

педиатры часто не посылают детей к логопеду поликлиники для ежегодного осмотра. Неосмотренными остаются дети четырех-пяти лет. А ближе к школе идет «обвал» осмотров, тревог и переполнение логопедических групп детьми шестилетнего возраста, которые уже должны были бы учиться в школе;

воспитатели стали меньше обращать внимания на звукопроизношение детей. Совсем недалеко то время, когда звуковой культуре речи, пересказам, составлению рассказов по картине и т. д. уделялось достаточно внимания. И это при том, что положение с речевой патологией не было столь критичным. На нарушения звукопроизношения часто вообще не обращается внимание. Вопрос о том, кто должен «бить тревогу» по этому поводу, остается открытым. Таким образом, в школе обучается огромное количество детей с нарушениями речи. Занятия по звуковой культуре речи проводятся в детских дошкольных учреждениях эпизодически. Воспитатели испытывают затруднения в работе по формированию правильного звукопроизношения у детей, зачастую путают понятия «звук» и «буква», не знают артикуляционных укладов, не регулярно работают над развитием речи;

логопедам поликлиники не всегда удается вовремя обнаружить и диагно-стировать речевую патологию, так как не все дети по тем или иным причинам проходят осмотр логопеда ежегодно. Преемственность же между логопедами поликлиники и учителями-дефектологами дошкольных учреждений чаще всего базируется лишь на личных контактах, поддерживаемых энтузиастами.

Таким образом, можно говорить о том, что почти отсутствует система мероприятий, проводимых с целью предупреждения недостатков речи у детей.

Формирование правильного звукопроизношения — это систематическая работа воспитателя со всеми детьми группы, способствующая своевременному усвоению произношения всех звуков родного языка и воспитанию фонематического слуха.

Исправление звукопроизношения — работа логопеда.

Для того, чтобы проводить занятия по звуковой культуре речи, воспитатель должен знать, что необходимо:

• подготовить артикуляционный уклад звука;
• формировать слуховое внимание, фонематический слух;
• проводить работу по звуковой культуре речи только на правильно произносимых звуках;
• на занятии отрабатывать только звуки, близкие по артикуляционному укладу (желательно, один звук), для дифференциации берутся звуки парные:

звонкие-глухие;

твердые-мягкие;

свистящие-шипящие;

пары звуков, которые дети чаще всего не дифференцируют в произношении:

к-г-х

т-д

м-н

ц-с

щ-сь

ч-ть

й-ль

л-р

л-ль

р-рь;

• иметь представление о звукопроизношении всех детей в начале года, в конце года и выделять группу риска.

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Младший возраст

Уважаемые папы и мамы!

Обратите внимание на речь своего малыша! Речью ребенок овладевает постепенно, путем подражания произношению звуков и слов взрослых. Правильно произносить большинство звуков сразу он не умеет. Чем раньше родители обращают внимание на правильное звукопроизношение у ребенка, тем быстрее оно формируется и нормализуется. Современных родителей проблемы с речью начинают беспокоить по достижении ребенком 2,5—3 лет. Понаблюдайте за вашим малышом. Вас должно насторожить, если ребенок:

• очень вял, нехотя реагирует на окружающее;
• часто проявляет беспокойство, раскачивает туловище из стороны в сторону;
• имеет сильное течение слюны;
• не выполняет простые словесные команды (пойди на кухню и принеси чашку и т. д.);
• не играет с другими детьми или не кормит куклу из тарелки, а ставит куклу в тарелку и т. д.;
• говорит «ма» вместо «мама» или относит слово «мама» к другим лицам;

вместо «девочка» говорит «де»;

«зайчик» — «за»;

«иди» — «ди»;

«смотри» — «апи»;

• употребляет слова-фрагменты, т. е. такие, в которых сохранены только части слова:

«ако» — молоко, «дека» — девочка.

Все это — серьезный повод немедленно обратиться за консультацией к специалисту — логопеду в поликлинику или речевую группу детского сада.

Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребенка, т. к. они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.

Средний возраст

Логопедические обследования, проводимые ежегодно в детском саду, показывают, что состояние речи детей среднего возраста (4—5 лет) часто не соответствует возрастной норме, а ведь к четырем годам все звуки уже должны быть полностью сформированы и правильно употребляемы в речи. Не будем останавливаться на причинах неблагополучия. Постараемся выделить те мероприятия, которые должны выполнять родители, желающие слышать чистую речь детей. Итак:

• ежегодно, начиная с первого года жизни ребенка, проходите осмотр логопеда в детской поликлинике;
• критически относитесь к речевым проявлениям детей, начиная с рождения, и в случаях любых отклонений от нормы обращайтесь к логопеду, не успокаивая себя убеждением, что все само собой образуется;
• обязательно проконсультируйте ребенка у лор-врача по поводу наличия аденоидов, т. к. аденоиды существенно влияют на речь, и у ортодонта.

Если ребенку показана аденотомия или исправление прикуса, то не затягивайте с решением этих проблем;

• большинство детей, страдающих нарушением звукопроизношения, имеют нарушения фонематического слуха, с помощью которого мы различаем сходные по звучанию или артикуляции звуки. Логопед, к которому вы обратитесь, научит вас, как развивать фонематический слух;
• посещайте с ребенком логопедические занятия, выполняя тщательно домашние задания. Без выполнения этих заданий, без постоянного контроля над поставленными звуками невозможно будет добиться положительных результатов;
• через полгода после того, как все звуки будут поставлены, покажите ребенка логопеду с целью проверки надежности результатов;
в случае тяжелых речевых нарушений сделайте все, чтобы ребенок попал в логопедическую группу своевременно. Не откладывайте решение этого вопроса из года в год, слушая советы некомпетентных людей.

Старший возраст

6 лет — это возраст, когда ребенок должен идти в школу. В школе ребенку придется быть самостоятельным, поэтому в оставшееся до школы время надо ребенка подготовить к школе.

• Время от времени беседуйте с ребенком о школе, настраивая его на серьезное и ответственное отношение, но не запугивайте школой, а, наоборот, вызывайте интерес к учебе.

•  У ребенка должна быть сформирована речевая готовность, т. е. умение:

• правильно произносить все звуки языка;
• выделять первый и последний звук в слове;
• разделять слово на слоги;
• определять, сколько слогов в слове, сколько звуков в слове;
• придумывать слова на заданный звук;
• сливать два названных звука в слог: М+А=МА;
• повторять слоговую цепочку типа ТА-ДА-ТА;
• определять количество слов в предложении, учитывая и «короткие» слова — предлоги.

Важно выяснить:

• насколько богат словарный запас малыша, может ли он связно рассказать о том, что увидел, услышал;
• насколько развит кругозор ребенка, знает ли он свою фамилию, имя, отчество, возраст;
• что знает об окружающем мире, может ли назвать дни недели, времена года;
• сформированы ли у него слова-обобщения; ориентируется ли во времени; умеет ли исключить из предложенного ряда «лишнее»;
• может ли разложить сюжетные картинки по порядку и составить по ним рассказ.

— Больше занимайтесь с ребенком рисованием. Проверьте, умеет ли ваш ребенок рисовать человека, т. е. фигуру с деталями лица, одежды, четко прорисованными конечностями. Это умение свидетельствует о том, как развита кисть руки. Предложите ребенку «срисовать» четко написанную вами прописью фразу типа «Он ел суп».
— Повторяйте цифры от 1 до 9 и счет в пределах 20 — количественный и порядковый.
— Время от времени повторяйте с ребенком выученные стихи.
— Всегда интересуйтесь жизнью ребенка в детском саду.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Игра «Арена».

Представьте себя в древнем Риме. Перед вами «арена звуков». Жест — поднятый или опущенный большой палец — вам знаком. Воспользуемся им. Мы называем звуки, а вы поднимаете или опускаете большой палец, показывая положение языка во рту при произношении этих звуков.

С,  Сь,  Ш,  З,  Зь,  Ж,  Ч, Щ,  Ц, Р, Ль, Й,  Рь,  Л.

Игра с мячом «Назови первый звук в слове».

мел                             щука

мёл                             шепот

мама                           чашка

пила                           собака

полка                         сетка

ель                              телефон

ёлка                            тапки

яблоко                        йод

юбка                           желуди

лента                          жук

Игра с мячом «Назови последний звук в слове».

нос                             Мария

мороз                          всё

лед                              всю

кот                              мотор

муж                            словарь

бровь                          мол

отделение                  моль

Игра «Эстафета с флажком».

Передайте флажок соседу, повторив слоговую цепочку:

а) та — да — та

та — та — да

да — да — та

б) пта — пто — пту — пты

пта — тпа

кта — тка

вба — бва и т. д.

Игра «Выдели голосом»

звук «м»                    мама

лампа

паром

звук «ы»                    сын

штаны

осы

сыны

звук «ль»                   полька

лёд

пальто

Лёля

Ляля

Игра «Продолжи предложение» (характеристика звуков).

Звук «э» — это (гласный звук)

«м» — это…

«мь» —

«ш» —

«ч» —

«ж» —

«щ» —

«ль» —

«й» —

«л» —

«В  гостях у  Буквоежки». Звук и буква К

Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи.

Цель: закреплять знания детей о слове, звуке, букве; развивать фонетический слух; учить находить место звука в слове (в начале, в середине, в конце); учить проводить звуковой анализ слова МАК; учить читать открытые и закрытые слоги (АК, КА); закреплять умение образовывать слова с уменьшительным суффиксом.

Оборудование: кукла Буквоежка, коробка с игрушками; карточки, фишки двух цветов (красный и синий); полоски, счетные палочки, мяч, логопедическая азбука.

Ход занятия

Знакомство с Буквоежкой.

Воспитатель (В.). Назовите свое имя ласково, чтобы слышался звук «К» (Настенька, Славочка, Вовочка и т. д.).

Игра «Поймай звук».

В. Если в словах, которые скажет Буквоежка, будет звук «К», хлопните, «поймайте его».

Кофта, утенок, пирамида, гусь, хор, мак, гриб, ком.

Игра «Лишнее слово».

В. Назовите «лишнее» слово. Слушайте Буквоежку внимательно!

Канава — канава — какао — канава.

Кот — кот — ком — кот.

Утенок — утенок — котенок — утенок.

Буквоежка принес коробку.

В. На какой звук начинается слово «коробка»?

Здесь, в коробке, есть предметы.

Все сейчас получат свой.

Осмотри предмет, потрогай

И подумай — он какой?

Воспитатель раздает детям предметы, которые лежат в коробке: кукла, кубик, каштан, карандаш, колокольчик.

В. На какой звук начинается слово? Где спрятался звук «К»? Опишите предмет. Какой он? (Подобрать не менее 5 слов.)

Игра «Чего не стало».

Нет кубика, нет карандаша, нет каштана и т. д.

Игра «Узнай слово».

В. Помогите Буквоежке узнать слово

…от,   …омпот, …они.

Какую букву «потерял» Буквоежка?

Игра «Нажми на звук».

Выделите звук «К» в словах кот, домик, веник, секрет, человек, индюк, синяк. (Определите место звука в слове: в начале, в середине, в конце.)

Игра «Расставь по местам».

Вот сейчас задачу дам

Все расставить по местам.

Что скатали мы зимой?

Ком.

Что построили с тобой?

Дом.

На крючок в реке попал?

Сом.

Может все, хоть ростом мал?

Гном.

В. В каком слове есть звук «К»?

Физкультминутка.

Улиточка.

Улиточка, улиточка,

Высуни рога,

Дам тебе я сахару,

Кусочек пирога,

Угадай, кто я?..

Дети узнают по голосу того, кто читал стихотворение.

В. Сядут те дети, которые правильно повторят слоговую цепочку.

Ка — га — га;

та — да — да;

ка — га — ка;

фа — ва — ва.

Звуковой анализ слова «МАК»

М — согласный, твердый, фишка синего цвета.

А — гласный, фишка красного цвета.

К — согласный, твердый, фишка синего цвета.

Где спрятался звук «К»?

Звук «К» какой? (Дети дают полную характеристику звука.)

Игра «Палочки — помощники мои».

Выложите из палочек слово мак. Что вы выложили? (Слово.) Прочитайте. Слово можно писать, читать, выкладывать.

Слово состоит из букв. Буквы можно видеть и писать. Звуки можно слышать и говорить.

Игра с мячом «Большой — маленький».

В. Мы не только умеем слышать и говорить слова, но и превращать одно слово в другое. Изменим слова так, чтобы появился звук «К».

Монета — монетка, яма — ямка, вата — ватка, лопата — лопатка.

Игра «Делай, как я».

• «Хлопай, как я» — та; та — та.
• «Прыгай, как я» — та — та; та.

А. Кочмарева, Н. Сасова, Л. Селицкая


Обсуждение: 6 комментариев
  1. Татьяна:

    Большое спасибо за помощь родителям!

  2. Галина:

    Огромное спасибо ! Очень важная и актуальная тема .

  3. Галина:

    Спасибо, это как раз то что нам нужно. У нашего ребенка ОНР, если можно, побольше таких уроков.

  4. olga:

    Спасибо большое. Это большая помощь

  5. Елена:

    Информация очень актуальна для нашего времени. Спасибо.

  6. Екатерина:

    Очень простые упражнения, особенно подкупает, что всё это можно использовать в обыденной жизни: по пути из сада в сад, на прогулке. Очень действенно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2018 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress