RSS  Написать нам
Популярно
kartal escort porno sex maltepe escort pendik escort alanya escort ataşehir escort ataşehir escort ümraniye escort ataşehir escort kartal escort şerifali escort kartal escort ümraniye escort maltepe escort kartal escort escort bayan escort istanbul istanbul escort istanbul escort travesti porno izmir escort izmir escort ankara escort bayan ankara escort sex izle escort bayan bursa escort bayan gaziantep escort bayan denizli escort bayan porno izle indir eskişehir escort eskişehir escort izmir escort ankara escort pendik escort
4   0   952

Логопедические упражнения — сочетание речи и движений

Уровень развития навыков мелкой моторики рук является важнейшим условием и показателем психического развития ребёнка как раннего, так и дошкольного возраста.

Тонкая моторика рук является своего рода платформой, основой всех психических процессов — внимания, памяти, восприятия, мышления, речи. Особое значение развитие мелкой моторики рук приобретает в коррекционной работе с воспитанниками, имеющими различные речевые проблемы.

Различные по степени и характеру нарушения мелкой моторики рук присущи всем категориям детей с тяжёлыми нарушениями речи. Недоразвитие тонкой моторики рук проявляется у воспитанников в нарушении точности движений пальцев рук, замедленном включении в движение, снижением скорости выполнения движений, недостаточной координации.

Взаимовлияние речевого и моторного развития может широко использоваться в логопедической практике. Стимулируя тонкую моторику, мы активизируем соседние зоны коры больших полушарий, отвечающие за речь. Сочетание в логопедических упражнениях речи и движений способствует более эффективной автоматизации сформированных звуков, сокращает сроки автоматизации звуков на различном материале (слоги, слова, словосочетания), делает логопедические занятия более интересными и привлекательными для ребёнка, а процесс автоматизации звуков — более разнообразным и не столь утомительным.

Упражнение «Расскажи пальчику»

Ребёнок последовательно соединяет пальчики с большим пальцем на одной руке, произнося речевой материал (отражённое проговаривание):

1-й уровень — произносится автоматизируемый звук (с-с-с-с-);

2-й уровень — произносятся слоги, содержащие автоматизируемый звук (ас-ос-ус-ис; са-со-су-сы);

3-й уровень — произносится слово (слова), содержащие автоматизируемый звук в различной позиции (сад, сок, сук, сын; лиса, колесо, несу, усы);

4-й уровень — проговаривается чистоговорка (са-са-вот-оса);

Для усложнения можно предложить ребёнку соединять пальчики одновременно на двух руках.

Упражнение «Пальчики здороваются»

Принцип выполнения тот же, что и упражнения «Расскажи пальчику». Отличие состоит в том, что дети соединяют одноимённые пальчики на двух руках (мизинец — с мизинцем и т.д.), произнося речевой материал.

Упражнение «По лесенке»

Лесенка может быть нескольких видов: из кубиков (кирпичиков), нарисованная на листе бумаги.

Для выполнения упражнения также понадобится небольшая игрушка или бумажная фигурка из настольного театра.

Ребёнок поднимается вверх по лестнице, произнося (отражённо) речевой материал: звуки, слоги, слова.

Целесообразно, поднимаясь вверх по лесенке произносить автоматизируемый звук, спускаясь вниз — более сложный материал (слоги, слова), содержащий этот же звук. Таким образом мы сначала уточняем произношение звука изолированно, напоминаем правильное произношения ребёнку, а затем — вводим в более сложный речевой материал.

Вверх — ш-ш-ш-ш;

Вниз — шпа-шпо-шпу;

Упражнение «Две руки»

Упражнение способствует формированию дифференцированного произношения звуков (с-ш, з-ж), формирует слуховое, зрительное внимание

Руки ребёнка лежат на поверхности стола, или — на коленках. Договариваемся, что одна рука (например, правая) произносит только звук С, другая — только звук Ш. Для облегчения выполнения упражнения на первом этапе ребёнку можно прикрепить на кисть руки картинку с характерным изображением (например насос — с, змея — ш).

Ребёнок ударяет попеременно правой — левой рукой, произнося (отражённо) соответствующие звуки.

Можно варьировать задание, произнося различное сочетание звуков: с-ш, с-с-ш, ш-ш-с.

Когда ребёнок усвоил технику выполнения упражнения и дифференцирует изолированные звуки, можно усложнить речевой материал и перейти к произнесению слогов, а затем — слов.

Упражнение «Покажи звук»

Упражнение способствует формированию, закреплению дифференцированного произношения звуков (с-ш, з-ж), облегчает дифференциацию звуков на слух и в самостоятельной речи. Подходит для дифференциации звуков, имеющих артикуляционно противоположные позиции: язык вверху — внизу.

Логопед поясняет, что рука показывает, где находится язычок. Предлагает произнести звук С (З). Уточняет у ребёнка, где находится язык (внизу), просит показать рукой (рука внизу). Затем предлагает переместить язычок вверх, произнести звук Ш (Ж), показать положение языка во рту рукой (рука вверху).

Варианты задания:

  1. Упражнение «Повтори за мной».

Отражённое произнесение речевого материала (за логопедом) с одновременным показом положения языка в полости рта рукой: звуки (С-Ш, З-Ж); слоги (СА — ША, ЗА — ЖА; СПА — ШПА, ЗБА — ЖБА).

  1. Упражнение «Я скажу — ты покажи»

Логопед произносит речевой материал, ребёнок рукой показывает положение языка в ротовой полости.

  1. Упражнение «Покажи слово»

Произнесение по слогам слов — названий предметных картинок, либо отражённо (за логопедом) с показом рукой положения языка в полости рта.

СЫ (рука внизу) — НИШКА (рука вверху);

ШО (рука вверху) — ССЕ (рука внизу).

Постепенно, по мере формирования навыка, внешние движения (движения рукой) переходят во внутренний план, становятся не внешними, практическими, а внутренними, мыслительными действиями. Происходит интериоризация, «переход от внешней операции к внутренней через ряд стадий» (Д. Б. Эльконин).

Ю. Игнатюк


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress