RSS  Написать нам
Популярно
kartal escort porno sex maltepe escort pendik escort alanya escort ataşehir escort ataşehir escort ümraniye escort ataşehir escort kartal escort ankara escort ankara escort bayan escort ankara ankara rus escort eryaman escort şerifali escort kartal escort ümraniye escort maltepe escort kartal escort Sincan Escort Bursa escort Ankara escort bayan Çankaya escort Ankara escort escort bayan escort istanbul escort ataköy nisantasi escort travesti porno izmir escort izmir escort ankara escort bayan ankara escort sex izle escort bayan bursa escort bayan gaziantep escort bayan denizli escort bayan porno izle indir eskişehir escort eskişehir escort ankara escort ankara escort pendik escort
3   0   768

Дидактический материал по математике из окружающей среды

Порой материальная база некоторых дошкольных учреждений оставляет желать лучшего. Поэтому стоит задуматься: используем ли мы в достаточной мере для обучения детей дидактический материал из окружающей среды, т. е. предметы, которые не изготавливаются специально для формирования математических представлений.

Имеются в виду игрушки, предметы мебели и посуды, природный материал, музыкальные произведения, художественная литература, иллюстрации в книжках, танцевальные и физкультурные движения, ситуации в повседневной жизни.

Рассмотрим дидактической материал из окружающей среды, который можно использовать для решения программных задач из раздела «Математика» для детей 3—4 лет.

1. Формирование умения группировать предметы.

Любые предметы, различные по одному или нескольким признакам (названию, цвету, размеру, форме):

  • игрушки (мячи, посудка, строительные детали конструктора, зверюшки и т. п.);
  • фрукты, овощи, листья, цветы, одежда и т. д.;
  • предметы для аппликации и рисования (пример задания: разложи и приклей вверху голубые цветочки, а внизу — жёлтые);
  • инвентарь для физкультурных занятий (ленточки, флажки, мячи, обручи и др.).

2. Формирование представлений о множестве, как едином целом, состоящем из отдельных элементов.

Любые однородные предметы (листья, цветы, игрушки и т. д.) — по количеству детей.

3. Формирование умения выделять в окружающей обстановке один и много предметов.

Для первого этапа в качестве различных плоскостей могут служить разноцветные листы бумаги, блюдца, игрушечные грузовики, столы и т. д. На эти плоскости раскладываются любые однородные предметы (один предмет на одной плоскости, много — на другой плоскости).

На следующем этапе используется одна плоскость (стол, ковёр, полка, иллюстрация, клумба и т. д.) и различные предметы: одни в единственном числе, другие — во множественном.

На последнем этапе множества не ограничиваются плоскостями. Можно использовать любые предметы, рассредоточенные в пространстве, которые ребёнок может объединить мысленно в одну группу.

4. Формирование умения сравнивать две группы предметов по количеству.

Две группы предметов, связанных между собой по смыслу, между которыми можно установить взаимно-однозначное соответствие. Например, мальчики — девочки, чашки — блюдца, дети — конфеты, цветы — вазы, куклы — платья, обручи («норки») — дети («мышки»), дети — стульчики (шкафчики, кроватки, чашки, тарелки, полотенца и т. д.).

Примерные вопросы: как узнать, поровну ли в группе мальчиков и девочек? Хватит ли всем детям по конфетке? Чего больше: цветов или ваз?

Принадлежности для аппликации или рисования. Примерное задание: разложи и приклей внизу столько грибочков, сколько вверху бабочек.

5. Формирование умения считать.

На начальном этапе используется такой же материал, как и в предыдущей задаче. В дальнейшем — любые предметы, звуки, движения.

6. Ознакомление с цифрами.

  • Стихи, загадки о цифрах.
  • Номера домов, цифры на телефоне, часах, автомобилях, нумерация страниц книг, цифры в календаре.
  • Кубики с цифрами, касса цифр, счётные палочки.
  • Любые группы однородных предметов, иллюстрации (для обозначения количества предметов цифрой).

7. Формирование понимания сохранения количества.

Две группы однородных предметов, отличных по одному признаку (цвету, форме, размеру, расположению в пространстве). Например: большие и маленькие мячи, кубики в высокой постройке и вразброс на полу. Вопросы детям: где кубиков больше, как узнать?

Песок и формочки разной формы (но одинакового объёма).

8. Формирование представлений о величине предметов.

  • Сказки, стихи и другие произведения, где упоминается размер предметов.
  • Игрушки разные по объёму, высоте, длине, ширине, толщине.
  • Посуда, разная по глубине, объёму.
  • Спортивный инвентарь (ленточки, мячи, скамейки, барьеры, дуги, созданный из верёвок «ручеёк» и т. д.).
  • Предметы мебели, одежды, полотенца, занавески.
  • Овощи, фрукты, деревья, цветы.
  • Игрушки-вкладыши (матрёшки, пирамидки, полые фигуры).
  • Детали для создания аппликаций, детали в рисовании и лепке предметов.
  • Шаги разной величины.
  • Части тела.

9. Формирование умения ориентироваться во времени.

Действия детей, явления природы, события, характерные для тех или иных временных единиц, наблюдаемые в жизни (или изображённые на иллюстрациях в книжках, на картинах, открытках).

Стихи, песни, загадки и другие произведения, в которых идёт речь о единицах измерения времени (частях суток, порах года, днях недели, месяцах и др.).

10. Формирование умения ориентироваться в пространстве.

  • Сами дети, части их тела.
  • Любые игрушки, мебель, спортинвентарь, любые другие окружающие предметы.

11. Формирование представлений о форме предметов.

  • Стихи о геометрических фигурах.
  • Детали разной формы, цвета и размера из строительного набора (треугольная и четырёхугольная призмы, цилиндры, конусы, пирамиды).
  • Мячи, шары (формы шара и овалоида).
  • Геометрическая мозаика (модели плоских геометрических фигур разного цвета и размера).
  • Овощи, фрукты (формы шара, овалоида, конуса).
  • Предметы мебели, одежды, посуды, картины, зеркала и т. д.
  • Полые фигуры-вкладыши (в том числе бумажные).
  • Игрушки, в том числе кубики.
  • Пластилин, детали в рисовании предметов.

Приведём примеры предметов, которые можно использовать для ознакомления со свойствами тех или иных геометрических фигур (для детей 3—6 лет):

— круг — пуговицы, крышки от кастрюлек, мелкие пластмассовые тарелочки, колёсики (плоские) от игрушечных автомобилей;

— квадрат, прямоугольник — носовой платок, коврик, картина, бумажная салфетка, сидение стульчика, поверхность стола, шарфик, лист бумаги, поднос, открытка, конверт, печенье;

— треугольник — вымпел, кусочек сыра, детали от игрушек, мастерок, некоторые дорожные знаки, печенье;

— овал — селёдочница, салфетка на стол, поднос, панно, зеркало, часть ракетки для бадминтона, лепестки цветов, листья акации;

— ромб — фигурки для аппликации, печенье;

— трапеция — юбка, поверхность некоторых столиков, детали в аппликации, рисовании;

— четырёхугольник — то же, что и для прямоугольника, ромба, трапеции;

— шар — мяч, шар, овощи, фрукты, детали в лепке предметов (голова);

— овалоид — мяч для рэгби, воздушный шар, овощи, яйцо, пирожок, детали в лепке предметов (туловище);

— четырёхугольная призма (в том числе куб) — мебель (шкаф), техника (магнитофон), коробка, дом, кирпич;

— треугольная призма — шалаш, большой кусок сыра, деталь в качелях (основание), крыша дома;

— цилиндр — стакан, ваза, ведро, карандаш, ствол дерева, труба;

— конус — стаканчик для мороженого, шапка-колпачок, туловище у некоторых кукол (народных игрушек), игрушки-пирамидки;

— пирамида — детали из строительного набора, иллюстрации пирамид, игрушки-пирамидки, башенки на заборах и домах.

Надо отметить, что для решения некоторых программных задач обязательно понадобятся специальные модели.

Т. Будько


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress