---Формирование мыслительных способностей у дошкольников
 RSS  Написать нам
kartal escort porno sex maltepe escort pendik escort alanya escort ankara escort ankara escort bayan escort ankara ankara rus escort çankaya escort Sincan Escort Etimesgut Escort Ankara escort Ankara Escort Ankara escort Ankara escort beylikdüzü escort beylikdüzü escort Restbet Timebet ankara escort ankara escort ankara escort ankara escort ankara escort pendik escort maltepe escort ümraniye escort kartal escort ataşehir escort izmir escort izmir escort ankara escort ankara escort japon porno izle karabuk escort nigde escort hatay escort kirklareli escort cankiri escort amasya escort tekirdag escort
15   0   211

Формирование мыслительных способностей у детей дошкольного возраста

Система простых и эффективных игр и упражнения по формированию у дошкольников основных мыслительных умений

Процесс умственного развития ребенка идет, с одного стороны, через усвоение знаний, а с другой — через овладение мыслительными умениями. Однако в работе с дошкольниками больше времени уделяется формированию конкретного багаж знаний, а развитие мыслительных способностей остается без внимания.

В этой статье мы предлагаем систему работы по формированию у дошкольников основных мыслительных умений (анализ, абстрагирование, сопоставление, обобщение), которые лежат в основе процесса познания. Система этой работы построена с учетом психологических особенностей детей дошкольного возраста.

Основной формой работы являются игры и игровые упражнения. В ходе работы обеспечивается постепенное усложнение умений.

Сначала ребенок учится выявлять отдельные качества предметов, абстрагировать их от других, закреплять в сознании, сопоставлять и обобщать по этим качествам разные предметы.

Затем в старшем дошкольном возрасте ребенок овладевает умениями выявлять в объектах, абстрагировать и закреплять в сознании одновременно несколько качеств, сопоставлять и обобщать объекты с учетом наличия или отсутствия этих качеств.

При этом сначала идет овладение мыслительными умениями на сенсорном уровне, когда ребенок оперирует образами, а в старшем дошкольном возрасте эти умения переходят на вербальный (логический) уровень.

Основным дидактическим материалом, который используется в играх и упражнениях, является комплект геометрических фигур, который нетрудно подготовить самому.

Комплект состоит из 24 фигур, которые отличаются по цвету (красные, желтые, синие), форме (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные) и размеру (большие и маленькие). Это могут быть большие и маленькие кружки, квадратики, прямоугольники, треугольники и т. д. Цвет и размер фигур можно взять произвольно.

Главное, чтобы ребенок без трудностей воспринимал различия заложенных в материале признаков (цвет, форма, размер).

Система игр и упражнений по формированию у детей мыслительных способностей включает в себя три этапа. Усложнение формируемых умений осуществляется последовательно от игры к игре внутри каждого этапа и от одного этапа к другому.

комплект разноцветных геометрических фигурСИСТЕМА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

Первый этап

Выделение в объектах разных качеств, абстрагирование и закрепление в сознании одного какого-нибудь качества, сопоставление и обобщение объектов по одному признаку (на основе его наличия или отсутствия)

Второй этап

Выделение в объектах сразу двух качеств, абстрагирование и закрепление в сознании сразу двух качеств, сопоставление и обобщение объектов по двум признакам (на основе их наличия или отсутствия)

Третий этап

Выделение в объектах сразу трех качеств, абстрагирование и закрепление в сознании сразу трех качеств, сопоставление и обобщение объектов по трем признакам (на основе их наличия или отсутствия)

Игровые упражнения » НАЙДИ ТАКОЕ-ЖЕ»

Взрослый берет любую фигуру из набора и ставит перед ребенком следующие задачи:

Первый этап.

  • найди такие же, как эта, по цвету; по форме; по размеру.

Второй этап.

  • найди такие же, как эта, по цвету и форме; по форме и размеру; по цвету и размеру.

Третий этап.

  • найди такие же по цвету, форме и размеру.

Взрослый только называет качества (фигуры не показывает). Задачи формулирует так:

Первый этап.

Найди треугольные фигуры:

  • прямоугольные;
  • круглые;
  • квадратные;
  • синие;
  • красные;
  • желтые;
  • большие;
  • маленькие.

Второй этап.

  • найди круглые и большие фигуры;
  • красные треугольные;
  • красные квадратные;
  • квадратные маленькие;
  • синие круглые;
  • большие прямоугольные и т д.

Третий этап.

  • найди большую красную круглую фигуру;
  • маленькую желтую круглую;
  • маленькую желтую прямоугольную;
  • большую квадратную синюю;
  • маленькую синюю треугольную и т. д.

Взрослый снова берет любую из фигур и ставит перед ребенком следующие задачи:

Первый этап.

  • Найди не такие, как эта фигура, по цвету;
  • по форме;
  • по размеру.

Второй этап.

  • найди такие же, как эта фигура, по цвету, но другой формы;
  • такие же по размеру, но другой формы;
  • такие же по размеру, но другого цвета;
  • такие же по форме, но другого размера и т.д.
  • найди не такие, как эта фигура, по цвету и форме;
  • по форме и размеру;
  • по цвету и размеру.

Третий этап.

  • найди такие же, как эта фигура, по цвету и форме, но другого размера;
  • такие же по размеру и цвету, но другой формы;
  • такие же по форме и размеру, но другого цвета;
  • найди такую же по цвету, но другую по форме и размеру;
  • такую же по размеру, но другую по форме и цвету;
  • такую же по форме, но другую по размеру и цвету;
  • найди не такую, как эта фигура, по цвету, форме и размеру.

Игра типа «ПОСТРОЙ ДОРОЖКУ»

Предложите ребенку выбрать любую фигуру и от нее построить как можно более длинную «дорожку» по следующим правилам:

Первый этап.

  • чтобы рядом не было фигур одинаковой формы;
  • размера;
  • цвета.

Второй этап.

  • чтобы рядом были фигуры, одинаковые по форме, но разные по размеру;
  • одинаковые по размеру, но разные по цвету;
  • одинаковые по цвету, но разные по размеру;
  • одинаковые по форме, но разные по цвету;
  • чтобы рядом не было одинаковых по цвету и форме фигур;
  • по цвету и размеру;
  • по форме и размеру.

Третий этап.

  • чтобы рядом были фигуры, одинаковые по цвету и размеру, но разные по форме;
  • одинаковые по цвету и форме, но разные по размеру;
  • одинаковые по размеру и форме, но разные по цвету;
  • одинаковые по цвету, но разные по размеру и форме;
  • одинаковые по размеру, но разные по цвету и форме;
  • одинаковые по форме, но разные по цвету и размеру;
  • чтобы рядом не было одинаковых по цвету, форме и размеру фигур.

Игра «ВТОРОЙ РЯД»

Разложить в ряд 5—6 любых фигур. Предложите ребенку построить под ними второй ряд, но так, чтобы:

Первый этап.

  • Под каждой фигурой верхнего ряда оказались фигуры другой формы;
  • другого цвета;
  • другого размера.

Второй этап.

  • под каждой фигурой верхнего ряда оказались фигуры такой же формы, но другого цвета;
  • такой же формы, но другого размера;
  • такого же цвета, но другой формы; такого же размера, но другой формы и т.д.
  • не такие по форме и размеру;
  • по форме и цвету; по цвету и размеру.

Третий этап.

  • под каждой фигурой верхнего ряда оказались фигуры такой же формы и размера, но другого цвета;
  • такого же размера и цвета, но другой формы; такого же цвета, но другой формы и размера;
  • такой же формы, но другого размера и цвета; такого же размера, но другой формы и цвета;
  • не такие по форме, цвету и размеру.

Эту игру желательно проводить в форме соревнования: кто скорей построит второй ряд. Это содействует развитию скорости мыслительных умений.

Игра «ДОМИНО»

В этой игре одновременно может участвовать не более 4-х человек. Фигуры делятся поровну между участниками. Каждый поочередно делает свой ход. Когда нет нужной фигуры ход пропускается. Выиграет тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно по следующим правилам:

Первый этап.

  • только фигурами другого цвета;
  • другого размера;
  • другой формы.

Второй этап.

  • фигурами такого же размера, но другой формы;
  • такого же цвета, но другого размера; такого же цвета, но другой формы;
  • другого цвета и формы;
  • другой формы и размера;
  • другого размера и цвета.

Третий этап.

  • фигурами такого же цвета и формы, но другого размера;
  • такого же цвета и размера, но другой формы;
  • такого же размера и формы, но другого цвета;
  • такого же цвета, но другой формы и размера;
  • такого же размера, но другого цвета и формы;
  • такой же формы, но другого цвета и размера;
  • другой формы, цвета и размера.

Игра «РАЗДЕЛИ ФИГУРЫ»

Для этой игры требуются игрушки, например, Буратино, Незнайка и Чебурашка. Предложите ребенку следующую задачу: разделить фигуры между персонажами так, чтобы:

Первый этап.

  • У Буратино были все красные фигуры.

Второй этап.

  • У Буратино были все синие фигуры, а у Незнайки — все квадратные.

Третий этап.

  • У Буратино были все круглые фигуры, у Чебурашки — все желтые, у Незнайки — все большие.

После решения задачи предложите ребенку проверить, правильно ли разделены фигуры, а потом спросите:

Первый этап.

  • какие фигуры оказались у Буратино (все красные);
  • какие фигуры оказались у Незнайки (все не красные);
  • какие фигуры оказались только у Буратино (все синие не квадратные);
  • какие фигуры оказались только у Незнайки (все квадратные не синие);
  • какие фигуры подошли и Буратино, и Незнайке (все синие квадратные);
  • какие фигуры никому ни подошли (все не синие не квадратные).

Второй этап.

  • какие фигуры подошли всем трем игрушкам (все круглые желтые большие);
  • какие фигуры подошли только Буратино и Чебурашке (круглые желтые маленькие);
  • какие фигуры подошли только Чебурашке и Незнайке (все желтые маленькие не круглые);
  • какие фигуры подошли только Незнайке и Буратино (все маленькие круглые не желтые);
  • какие фигуры оказались только у Буратино (все круглые маленькие не желтые);
  • какие фигуры оказались только у Незнайки (все большие не круглые не желтые);
  • какие фигуры оказались только у Чебурашки (все желтые маленькие не круглые);
  • какие фигуры не подошли никому (все маленькие не круглые не желтые).

Попробуйте разделить фигуры иначе:

Первый этап.

  • Чтобы у Буратино оказались все круглые фигуры;
  • все большие фигуры; все желтые фигуры;
  • все прямоугольные фигуры.

Второй этап.

  • чтобы у Буратино оказались все треугольные фигуры, а у Незнайки — все большие;
  • у Буратино все красные, а у Незнайки — все круглые;
  • у Буратино все маленькие, а у Незнайки — все прямоугольные.

Третий этап.

  • чтобы у Буратино оказались все красные, у Чебурашки — все круглые, а у Незнайки — все маленькие фигуры;
  • у Буратино все маленькие, у Чебурашки все прямоугольные, а у Незнайки — все желтые;
  • у Буратино все синие, у Чебурашки все большие, у Незнайки — все желтые.

Предлагая ребенку новую задачу, можно задать ее в другой форме. Например:

Первый этап.

Разложить фигуры в круг так, чтобы в нем отозвались все желтые фигуры.

Второй этап.

В два соединенных круга так, чтобы в маленьком оказались все синие, а в большом — все квадратные фигуры.

Третий этап.

В три соединенных и разных по цвету круги так, чтобы в один круг попали все красные фигуры, во второй — все большие, в третий — все круглые.

В данной системе указанные примерные задачи, которые ставятся перед ребенком. Играя, старайтесь почаще менять их и придумывать новые.

Помните, у ребенка большие потенциальные умственные способности, используйте их и на занятиях, и в самостоятельной деятельности.

 


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2019 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress

Adblock
detector