---Формирование мыслительных способностей у дошкольников
 RSS  Написать нам

31   0   715

Формирование мыслительных способностей у детей дошкольного возраста

Система простых и эффективных игр и упражнения по формированию у дошкольников основных мыслительных умений

Процесс умственного развития ребенка идет, с одного стороны, через усвоение знаний, а с другой — через овладение мыслительными умениями. Однако в работе с дошкольниками больше времени уделяется формированию конкретного багаж знаний, а развитие мыслительных способностей остается без внимания.

В этой статье мы предлагаем систему работы по формированию у дошкольников основных мыслительных умений (анализ, абстрагирование, сопоставление, обобщение), которые лежат в основе процесса познания. Система этой работы построена с учетом психологических особенностей детей дошкольного возраста.

Основной формой работы являются игры и игровые упражнения. В ходе работы обеспечивается постепенное усложнение умений.

Сначала ребенок учится выявлять отдельные качества предметов, абстрагировать их от других, закреплять в сознании, сопоставлять и обобщать по этим качествам разные предметы.

Затем в старшем дошкольном возрасте ребенок овладевает умениями выявлять в объектах, абстрагировать и закреплять в сознании одновременно несколько качеств, сопоставлять и обобщать объекты с учетом наличия или отсутствия этих качеств.

При этом сначала идет овладение мыслительными умениями на сенсорном уровне, когда ребенок оперирует образами, а в старшем дошкольном возрасте эти умения переходят на вербальный (логический) уровень.

Основным дидактическим материалом, который используется в играх и упражнениях, является комплект геометрических фигур, который нетрудно подготовить самому.

Комплект состоит из 24 фигур, которые отличаются по цвету (красные, желтые, синие), форме (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные) и размеру (большие и маленькие). Это могут быть большие и маленькие кружки, квадратики, прямоугольники, треугольники и т. д. Цвет и размер фигур можно взять произвольно.

Главное, чтобы ребенок без трудностей воспринимал различия заложенных в материале признаков (цвет, форма, размер).

Система игр и упражнений по формированию у детей мыслительных способностей включает в себя три этапа. Усложнение формируемых умений осуществляется последовательно от игры к игре внутри каждого этапа и от одного этапа к другому.

комплект разноцветных геометрических фигурСИСТЕМА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

Первый этап

Выделение в объектах разных качеств, абстрагирование и закрепление в сознании одного какого-нибудь качества, сопоставление и обобщение объектов по одному признаку (на основе его наличия или отсутствия)

Второй этап

Выделение в объектах сразу двух качеств, абстрагирование и закрепление в сознании сразу двух качеств, сопоставление и обобщение объектов по двум признакам (на основе их наличия или отсутствия)

Третий этап

Выделение в объектах сразу трех качеств, абстрагирование и закрепление в сознании сразу трех качеств, сопоставление и обобщение объектов по трем признакам (на основе их наличия или отсутствия)

Игровые упражнения » НАЙДИ ТАКОЕ-ЖЕ»

Взрослый берет любую фигуру из набора и ставит перед ребенком следующие задачи:

Первый этап.

  • найди такие же, как эта, по цвету; по форме; по размеру.

Второй этап.

  • найди такие же, как эта, по цвету и форме; по форме и размеру; по цвету и размеру.

Третий этап.

  • найди такие же по цвету, форме и размеру.

Взрослый только называет качества (фигуры не показывает). Задачи формулирует так:

Первый этап.

Найди треугольные фигуры:

  • прямоугольные;
  • круглые;
  • квадратные;
  • синие;
  • красные;
  • желтые;
  • большие;
  • маленькие.

Второй этап.

  • найди круглые и большие фигуры;
  • красные треугольные;
  • красные квадратные;
  • квадратные маленькие;
  • синие круглые;
  • большие прямоугольные и т д.

Третий этап.

  • найди большую красную круглую фигуру;
  • маленькую желтую круглую;
  • маленькую желтую прямоугольную;
  • большую квадратную синюю;
  • маленькую синюю треугольную и т. д.

Взрослый снова берет любую из фигур и ставит перед ребенком следующие задачи:

Первый этап.

  • Найди не такие, как эта фигура, по цвету;
  • по форме;
  • по размеру.

Второй этап.

  • найди такие же, как эта фигура, по цвету, но другой формы;
  • такие же по размеру, но другой формы;
  • такие же по размеру, но другого цвета;
  • такие же по форме, но другого размера и т.д.
  • найди не такие, как эта фигура, по цвету и форме;
  • по форме и размеру;
  • по цвету и размеру.

Третий этап.

  • найди такие же, как эта фигура, по цвету и форме, но другого размера;
  • такие же по размеру и цвету, но другой формы;
  • такие же по форме и размеру, но другого цвета;
  • найди такую же по цвету, но другую по форме и размеру;
  • такую же по размеру, но другую по форме и цвету;
  • такую же по форме, но другую по размеру и цвету;
  • найди не такую, как эта фигура, по цвету, форме и размеру.

Игра типа «ПОСТРОЙ ДОРОЖКУ»

Предложите ребенку выбрать любую фигуру и от нее построить как можно более длинную «дорожку» по следующим правилам:

Первый этап.

  • чтобы рядом не было фигур одинаковой формы;
  • размера;
  • цвета.

Второй этап.

  • чтобы рядом были фигуры, одинаковые по форме, но разные по размеру;
  • одинаковые по размеру, но разные по цвету;
  • одинаковые по цвету, но разные по размеру;
  • одинаковые по форме, но разные по цвету;
  • чтобы рядом не было одинаковых по цвету и форме фигур;
  • по цвету и размеру;
  • по форме и размеру.

Третий этап.

  • чтобы рядом были фигуры, одинаковые по цвету и размеру, но разные по форме;
  • одинаковые по цвету и форме, но разные по размеру;
  • одинаковые по размеру и форме, но разные по цвету;
  • одинаковые по цвету, но разные по размеру и форме;
  • одинаковые по размеру, но разные по цвету и форме;
  • одинаковые по форме, но разные по цвету и размеру;
  • чтобы рядом не было одинаковых по цвету, форме и размеру фигур.

Игра «ВТОРОЙ РЯД»

Разложить в ряд 5—6 любых фигур. Предложите ребенку построить под ними второй ряд, но так, чтобы:

Первый этап.

  • Под каждой фигурой верхнего ряда оказались фигуры другой формы;
  • другого цвета;
  • другого размера.

Второй этап.

  • под каждой фигурой верхнего ряда оказались фигуры такой же формы, но другого цвета;
  • такой же формы, но другого размера;
  • такого же цвета, но другой формы; такого же размера, но другой формы и т.д.
  • не такие по форме и размеру;
  • по форме и цвету; по цвету и размеру.

Третий этап.

  • под каждой фигурой верхнего ряда оказались фигуры такой же формы и размера, но другого цвета;
  • такого же размера и цвета, но другой формы; такого же цвета, но другой формы и размера;
  • такой же формы, но другого размера и цвета; такого же размера, но другой формы и цвета;
  • не такие по форме, цвету и размеру.

Эту игру желательно проводить в форме соревнования: кто скорей построит второй ряд. Это содействует развитию скорости мыслительных умений.

Игра «ДОМИНО»

В этой игре одновременно может участвовать не более 4-х человек. Фигуры делятся поровну между участниками. Каждый поочередно делает свой ход. Когда нет нужной фигуры ход пропускается. Выиграет тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно по следующим правилам:

Первый этап.

  • только фигурами другого цвета;
  • другого размера;
  • другой формы.

Второй этап.

  • фигурами такого же размера, но другой формы;
  • такого же цвета, но другого размера; такого же цвета, но другой формы;
  • другого цвета и формы;
  • другой формы и размера;
  • другого размера и цвета.

Третий этап.

  • фигурами такого же цвета и формы, но другого размера;
  • такого же цвета и размера, но другой формы;
  • такого же размера и формы, но другого цвета;
  • такого же цвета, но другой формы и размера;
  • такого же размера, но другого цвета и формы;
  • такой же формы, но другого цвета и размера;
  • другой формы, цвета и размера.

Игра «РАЗДЕЛИ ФИГУРЫ»

Для этой игры требуются игрушки, например, Буратино, Незнайка и Чебурашка. Предложите ребенку следующую задачу: разделить фигуры между персонажами так, чтобы:

Первый этап.

  • У Буратино были все красные фигуры.

Второй этап.

  • У Буратино были все синие фигуры, а у Незнайки — все квадратные.

Третий этап.

  • У Буратино были все круглые фигуры, у Чебурашки — все желтые, у Незнайки — все большие.

После решения задачи предложите ребенку проверить, правильно ли разделены фигуры, а потом спросите:

Первый этап.

  • какие фигуры оказались у Буратино (все красные);
  • какие фигуры оказались у Незнайки (все не красные);
  • какие фигуры оказались только у Буратино (все синие не квадратные);
  • какие фигуры оказались только у Незнайки (все квадратные не синие);
  • какие фигуры подошли и Буратино, и Незнайке (все синие квадратные);
  • какие фигуры никому ни подошли (все не синие не квадратные).

Второй этап.

  • какие фигуры подошли всем трем игрушкам (все круглые желтые большие);
  • какие фигуры подошли только Буратино и Чебурашке (круглые желтые маленькие);
  • какие фигуры подошли только Чебурашке и Незнайке (все желтые маленькие не круглые);
  • какие фигуры подошли только Незнайке и Буратино (все маленькие круглые не желтые);
  • какие фигуры оказались только у Буратино (все круглые маленькие не желтые);
  • какие фигуры оказались только у Незнайки (все большие не круглые не желтые);
  • какие фигуры оказались только у Чебурашки (все желтые маленькие не круглые);
  • какие фигуры не подошли никому (все маленькие не круглые не желтые).

Попробуйте разделить фигуры иначе:

Первый этап.

  • Чтобы у Буратино оказались все круглые фигуры;
  • все большие фигуры; все желтые фигуры;
  • все прямоугольные фигуры.

Второй этап.

  • чтобы у Буратино оказались все треугольные фигуры, а у Незнайки — все большие;
  • у Буратино все красные, а у Незнайки — все круглые;
  • у Буратино все маленькие, а у Незнайки — все прямоугольные.

Третий этап.

  • чтобы у Буратино оказались все красные, у Чебурашки — все круглые, а у Незнайки — все маленькие фигуры;
  • у Буратино все маленькие, у Чебурашки все прямоугольные, а у Незнайки — все желтые;
  • у Буратино все синие, у Чебурашки все большие, у Незнайки — все желтые.

Предлагая ребенку новую задачу, можно задать ее в другой форме. Например:

Первый этап.

Разложить фигуры в круг так, чтобы в нем отозвались все желтые фигуры.

Второй этап.

В два соединенных круга так, чтобы в маленьком оказались все синие, а в большом — все квадратные фигуры.

Третий этап.

В три соединенных и разных по цвету круги так, чтобы в один круг попали все красные фигуры, во второй — все большие, в третий — все круглые.

В данной системе указанные примерные задачи, которые ставятся перед ребенком. Играя, старайтесь почаще менять их и придумывать новые.

Помните, у ребенка большие потенциальные умственные способности, используйте их и на занятиях, и в самостоятельной деятельности.

 


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2020 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress

Adblock
detector