---Формирование у детей представлений о множестве
 RSS  Написать нам

404 Not Found

404

Not Found

The resource requested could not be found on this server!


Proudly powered by LiteSpeed Web Server

Please be advised that LiteSpeed Technologies Inc. is not a web hosting company and, as such, has no control over content found on this site.

5   0   2550

Логико-математическое развитие старших дошкольников: формирование представлений о множестве

Впервые в отечественной педагогической науке о возможности введения задачи формирования представлений о множестве в программу воспитания и обучения старших дошкольников говорила А.М. Леушина (1974).

Она рекомендовала формировать понятия и вводить соответствующие термины («множество», «элемент множества») со старшего возраста, учить детей выполнять операции над множествами (объединение, удаление части множества).

 

Подчёркивала важность решения этой задачи для общего математического развития ребёнка: «Перед воспитателем старшей группы стоит задача — углубить представления детей о множестве, раскрыть значение терминов «множество», «элементы множества» и приучить пользоваться ими». А.М. Леушина предлагала знакомить и с подмножеством, называя его «частью множества»; показать отношения между множеством и его частью (множество как целое больше его части, часть меньше множества). Показать отношения слова «один» с единичными предметами и частями множеств. Говоря о значимости обучения детей выполнению различных операций над множествами, А.М. Леушина отмечала, что они «…послужат основой для усвоения детьми в дальнейшем арифметических действий…».

Идея включения перечисленных представлений в объём представлений, умений, навыков старших дошкольников нашла подтверждение в научных исследованиях Л.И. Ермолаевой (1982), которая рассматривала значимость обучения выполнению операций над множествами не только для подготовки ребёнка к дальнейшему обучению в школе, но и в умственном развитии дошкольника.

Своё отношение к идее формирования у детей представлений о множестве высказывает М. Фидлер (Польша, 1981).

Она утверждает, что «для правильного формирования понятия множества необходимо выработать у ребёнка умение оценивать, относится ли данный предмет к данному множеству, т.е. является ли он элементом данного множества или же не принадлежит данному множеству и не является его элементом», что в процессе формирования представлений о множестве, обучения операциям над множествами дети, не пользуясь специальной терминологией, развивают своё умение логически мыслить: «Умение классифицировать, (….) абстрагировать, обобщать и даже умение видеть то, что одно множество может содержаться в другом множестве».

В 80-е годы ХХ века А.А. Столяром была высказана идея включения в формирование элементарных математических представлений предлогической подготовки, связанной с подготовкой мышления к конструированию простых логических высказываний, умения анализировать, обобщать, сравнивать, группировать, классифицировать. Под его руководством разработаны специальные логико-математические игры, основными особенностями которых выступали: ярко выраженная возможность моделирования простых логических и математических отношений, направленность на развитие умственных действий классификации, сериации, познавательная мотивация, возможность активного диалога взрослого и ребёнка, что, безусловно, стимулирует развитие мышления, речи.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что прогрессивные педагоги, начиная с конца 70-х годов XX века видели необходимость расширения работы с дошкольниками за счёт введения предлогического и предматематического содержания.

В современную программу образовательной работы с детьми включено следующее содержание: первичное знакомство с терминами «множество», «элемент», «часть множества», формирование у детей умения выполнять мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение, обобщение, классификация.

В качестве исходных позиций для реализации данного содержания принимается система взглядов на:

— математическое развитие как составляющую часть общего психического развития, включающую определённый уровень математических знаний, навыков и умений, уровень интеллектуальных умений и навыков, креативность, интерес к математике. Определение содержанием образовательной работы не только компонента элементарных математических представлений, но и развивающего компонента даёт возможность осуществлять в процессе занятий математикой формирование целостной творческой личности;

— деятельностный подход как основополагающий при реализации образовательных задач; признание взглядов педагогов и психологов на игру как ведущий вид деятельности у детей от 3 до 7 лет. Деятельностный подход предполагает проведение образовательной работы не только в учебной деятельности (во время специально организованных занятий), но и во всех других видах деятельности (игровой, общении, познавательно-практической, элементарной трудовой, художественной). Приоритет игры в организации жизнедеятельности детей создаёт наиболее благоприятные условия для воспитания личностных качеств и индивидуальных проявлений ребёнка;

— признание практико-ориентированной направленности математических представлений, навыков, умений дошкольников;

— принцип субъектности, который предполагает ориентацию на личность ребёнка, постановку его в центр познаваемого мира, предоставление возможности самовыражения в разных видах деятельности, обеспечение реализации модели индивидуально-ориентированного развивающего образования дошкольников.

Житко И.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2020 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress

Adblock
detector