RSS  Написать нам
2   0   324

Занятие по элементарным математическим представлениям для детей II младшей группы «В гостях у Мухи-Цокотухи»

Программные задачи занятия:

— формировать представления воспитанников о способах словесного обозначения количества, равенства и неравенства;

— формировать умения группировать предметы по величине, строить сериационные ряды из 3—5 предметов;

— группировать и классифицировать геометрические фигуры по одному из признаков (форма, величина, цвет);

— развивать умения устанавливать отношения между группами предметов путём приложения, называть величинные характеристики;

— воспитывать чувство уверенности в себе.

Материал и оборудование: иллюстрация с изображением самовара, карточки на клейкой основе с изображениями кузнечика, пчелы, бабочки, муравья, конфет (4 шт.), 3 подноса.

Костюм Мухи-Цокотухи для взрослого, носовой платок, корзинка с угощением, жёлтый квадрат, красный треугольник, синий круг из пособия «Логические блоки Дьенеша», тарелки из картона жёлтого, синего, красного цветов.

На каждого ребёнка: лист бумаги формата А5 с изображением домика Мухи-Цокотухи и лесенки со ступеньками белого, розового, голубого, красного цветов, «Цветные счётные палочки Кюизенера» таких же цветов, разрезанная на 4 части карточка с изображением самовара, жёлтый квадрат, красный треугольник, синий круг из пособия «Логические блоки Дьенеша», тарелки из картона жёлтого, синего, красного цветов;

Мольберт, фланелеграф, магнитофон, телефон, аудиозаписи: таинственной музыки, песни «Жу-жу» (сл. и муз. А. Ярановой).

Предварительная работа: ознакомление воспитанников со сказкой «Муха-Цокотуха» К. Чуковского.

Дети становятся в круг.

Воспитатель (В.).

С добрым утром, добрый друг,

С добрым утром, всё вокруг!

С добрым утром, дети! (С добрым утром!)

Раздаётся звонок телефона, воспитатель берёт трубку.

В. Муха, Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар

И купила самовар.

И теперь она звонит,

Вам, ребята, говорит:

«Приходите в гости, дети,

Я вас чаем угощу!

Нынче Муха-Цокотуха

Именинница!»

К. Чуковский (перераб.)

В. Ребята, Муха-Цокотуха пригласила нас в гости, только она так высоко живёт, что я даже не знаю, как мы туда заберёмся. А вы как думаете? (Ответы детей.) Предлагаю построить лесенки!

Упражнение «Построй лесенку»

На столе перед каждым ребёнком — лист бумаги с изображением лесенки со ступеньками белого, розового, голубого, красного цветов и домика Мухи-Цокотухи, палочки Кюизенера таких же цветов. Детям предлагают построить лесенку по образцу.

В.

  • Ребята, из чего мы будем строить лесенку? (Из палочек.)
  • Палочки разные или одинаковые? (Разные.)
  • Чем отличаются? (Цветом и длиной.)
  • Назовите цвет каждой палочки. (Красная, голубая, розовая, белая.)
  • Какого цвета самая короткая палочка? (Белого.)
  • Какого цвета самая длинная палочка? (Красного.)
  • Лесенку будем строить, начиная от самой длинной палочки до самой короткой. Сначала выберите самую длинную палочку. Какого она цвета? (Красного.)
  • Положите её на красную ступеньку. Из оставшихся палочек опять выберите самую длинную. Какого она цвета? (Голубого.)
  • Положите её на голубую ступеньку. Снова из оставшихся палочек выберите самую длинную. Какого она цвета? (Розового.)
  • Положите её на розовую ступеньку. Осталась самая короткая палочка. Какого она цвета? (Белого.)
  • Положите её на белую ступеньку. Молодцы! У всех получились лесенки? (Да.)
  • Ребята, посмотрите на свои лесенки и скажите: ступенька какого цвета лежит между красной и розовой ступеньками? (Голубого.)
  • Ступенька какого цвета лежит между голубой и белой ступеньками? (Розового.)

В. Правильно!

Дети выходят из-за столов и вслед за воспитателем идут на ковёр.

В. Мы идём, мы идём,

Прямо в сказку попадём.

Садитесь, глазки закрывайте,

Волшебные слова повторяйте:

Раз, два, три,

Сказка, дверь нам отвори!

Звучит аудиозапись таинственной музыки.

В. В сказку, ребята, мы с вами попали

И гостями Мухи-Цокотухи стали.

Появляется Муха-Цокотуха, она вытирает слёзы платочком.

В. Муха к нам сама идёт,

В дом к себе нас всех зовёт.

Муха-Цокотуха (грустно). Здравствуйте, ребята! (Здравствуй, Муха-Цокотуха.) Как я рада вас видеть! Какие вы все красивые, нарядные. Хотела я вас чаем напоить, пирогами угостить, да у меня беда случилась: мой самовар тараканы на части разобрали.

Что же мне делать? (Ответы детей.) Может, вы мне поможете? (Да.) Ребята, у меня осталась фотография моего самовара. (Выставляет на мольберт иллюстрацию с изображением самовара.) У вас на столах лежат карточки, сложите из них самовар.

Упражнение «Сложи самовар»

Детям предлагают сложить изображение самовара из разрезанных на 4 части карточек.

Муха-Цокотуха. Молодцы, у всех самовары получились! Теперь я могу угостить гостей чаем.

Физкультминутка

Само-само-самовар

На столе красуется,

(Руки на поясе, поворачиваются влево-вправо, слегка приседая.)

Дышит так, что виден пар,

Мы им все любуемся.

(Попеременно приседают и встают.)

Взяли в руки все по чашке,

Только надо остудить.

(Наклоняются вперёд, «берут чашку», глубоко вдыхают и дуют.)

Ах! Из самовара сладко

Чай с баранками нам пить.

(Подскакивают на месте с хлопками.)

О. Камелина

Муха-Цокотуха.

  • Ребята, я испекла печенье и разложила его на подносы. Сосчитайте, сколько здесь подносов. (Один, два, три. Всего три подноса.)
  • Верно, но печенье на подносах на стол не ставят. На что мне надо разложить печенье? (На тарелочки.)
  • Сосчитайте, сколько здесь тарелочек. (Одна, две, три. Всего три тарелочки.)
  • Тарелочки одинаковые или разные? (Разные.)
  • Верно. Чем они отличаются? (Цветом.)
  • Назовите цвет тарелочек. (Жёлтый, синий и красный.)
  • Вот у меня печенье с лимоном. Оно какого цвета? (Жёлтого.)
  • Какой формы это печенье? (Квадратной.)
  • Вот у меня печенье со сливой. Оно какого цвета? (Синего.)
  • Какой формы это печенье? (Круглой.)
  • Вот у меня печенье с клубникой. Оно какого цвета? (Красного.)
  • Какой формы это печенье? (Треугольной.)
  • Молодцы! Эта тарелочка какого цвета? (Жёлтого.)
  • Значит, какое печенье мы на неё положим? (Жёлтое квадратное.)
  • Эта тарелочка какого цвета? (Красного.)
  • Какое печенье мы на неё положим? (Красное треугольное.)
  • Эта тарелочка какого цвета? (Синего.)
  • Какое печенье мы на неё положим? (Синее круглое.)

А теперь вы разложите печенье на свои тарелочки.

Упражнение «Разложи по цвету»

Дети раскладывают «печенье» — «Логические блоки Дьенеша» — на тарелочки.

Муха-Цокотуха. Посмотрите, правильно ли разложили печенье? (Да.) Ребята, вы отличные помощники! Слышите, вот ещё гости к нам идут. Давайте их встречать.

Дети садятся на стульчики перед фланелеграфом, на котором воспитатель поочерёдно выставляет карточки с изображениями кузнечика, пчелы, бабочки, муравья. Дети называют насекомых.

Муха-Цокотуха. Ребята, сколько гостей пришло? (Много.) Давайте угостим их конфетами. (Выставляет карточки с изображением конфет.) Сколько конфет? (Много.) Чего больше, чего меньше: конфет или гостей? Как нам узнать? (Надо каждого гостя угостить конфетой.) (Называет имя ребёнка), дай конфету кузнечику (пчёлке, бабочке, муравью).

Вызванный ребёнок прикладывает карточку с изображением конфеты под карточку с изображением насекомого.

Муха-Цокотуха.

  • Сколько конфет ты дал (дала) кузнечику (пчёлке, бабочке, муравью)? (Одну.)
  • Ребята, посмотрите, всем гостям хватило конфет? (Да.)
  • По сколько конфет у каждого гостя? (По одной.)
  • У кого из гостей конфет больше или меньше? (Ни у кого. У всех по одной конфете.)
  • Если так, можно сказать: у всех гостей конфет поровну, по одной. Остались ли ещё конфеты? (Нет.)
  • Значит, чего больше (меньше): конфет или гостей? (Конфет столько, сколько гостей.)

Молодцы!

Муха-Цокотуха. А теперь давайте по-танцуем!

Звучит аудиозапись песни «Жу-жу». Дети произвольно двигаются под музыку.

Муха-Цокотуха. Спасибо, ребята, что пришли ко мне в гости, что мне помогали, гостям моим скучать не давали. Вам понравилось у меня? (Да.) Тогда приходите почаще, а сейчас вам пора возвращаться в детский сад. На прощание для вас — сладкое угощение (вручает воспитателю корзинку).

Дети вслед за воспитателем садятся на ковёр. Муха-Цокотуха машет им платочком, прощается.

В. Садитесь, глазки закрывайте,

Волшебные слова повторяйте:

Раз, два, три,

Сказка, дверь нам отвори!

Звучит аудиозапись таинственной музыки. Муха-Цокотуха «улетает».

В. Мы вернулись. Где мы были? (В гостях у Мухи-Цокотухи.) Кто ещё к Мухе-Цокотухе в гости приходил? Чем их угощали? (Ответы детей.) Нам Муха-Цокотуха целую корзинку с угощением подарила, будем угощаться, Муху-Цокотуху вспоминать.

С. Банцевич


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2019 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress