Написать нам
Популярно
1   0   352

Занятия по математике для детей старшего дошкольного возраста

Известно, что многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний в школе. Но если учителю начальных классов удается поддерживать у детей интерес к данному предмету, учитывая любовь детей к игре, то результат не заставит себя долго ждать.

Достичь этой цели можно, если сделать занятия интересными, разбудить творческую активность детей.

Занимательный материал по математике не только развлекает, дает возможность отдохнуть, переключиться, но и заставляет задуматься, развивает самостоятельность, инициативу, направляет на поиски нетрадиционных способов решения, стимулирует развитие нестандартного мышления.

Тема: «Дорога в страну Математических знаний».

Цель: закреплять знание прямого и обратного счета в пределах 20, умение устанавливать связи и отношения между цифрами натурального ряда, состав числа из двух меньших чисел, закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, развивать тактильную чувствительность; продолжать учить устанавливать зависимость числа от величины измеряемого объекта с помощью условной мерки; продолжать развивать операционную сторону мышления, сообразительность, смекалку.

Материал: мяч, лист бумаги с изображением геометрических фигур, карточки с цифрами, геометрические фигуры, дощечки с цифрами, ленточки разной длины, карточки с пуговицами, счетные палочки.

Ход занятия

Дети входят в зал под музыку. Звучит песня «Чему учат в школе?».

В. Дети, так чему же учат в школе? (Ответы детей.) Те, кто переступает порог школы, оказываются в волшебной стране — Стране Знаний. Правит этой страной мудрая и справедливая Королева. Но чтобы туда попасть, надо получить пропуск, который может выдать только сама Королева.

Ребята, я очень хочу, чтобы вас всех приняли в школу. И вот сегодня утром я получила пакет, а в нем вот это письмо.

Максим, иди, пожалуйста, прочти это письмо. Откуда оно к нам пришло?

Ребенок читает: «Ребята, чтобы попасть в мою страну и получить пропуск, вам надо выполнить мои задания. Если вы справитесь, то сможете построить дорогу в Страну Знаний. Королева Страны Знаний.»

В. Ребята, заданий очень много, так что давайте быстро и правильно постараемся отвечать.

Послушайте первое задание.

Игра «Продолжи счет».

Цель: закреплять количественный счет до 20.

В. Тот, кому я брошу мяч, начинает считать, после слова «стоп» бросает мяч обратно, а следующий, у кого окажется мяч, продолжает счет с той цифры, на которой остановился предыдущий. Досчитав до 20, считаем обратно.

С этим заданием вы справились, и мы начинаем строить дорожку. А сейчас следующее задание.

Игра «Запрещенное  число».

Цель: развивать внимание, фантазию, счет.

Запрещенное число у нас будет «7». Считаем только до 10, будьте внимательны. Кто выбывает из игры, идет к доске и что-нибудь рисует, под ним напишите свое имя.

Молодцы, вы хорошо справились. Но самым внимательным был Сергей. Он получает право найти и положить следующую дощечку дорожки.

Игра «Соседи и пропущенное число».

Цель: закрепить знания о последовательности цифр в числовом ряду.

В. Я показываю вам цифру, а вы называете ее соседей и пропущенное между ними число.

С заданием справились. Иди, Алина, продолжи строить дорожку. А вы, дети, посмотрите, правильно ли она положила дощечку с номером.

Игра «Только одно свойство» (под музыку).

Цель: классифицировать геометрические фигуры по одному признаку.

В. Ребята, сколько у нас сегодня в группе детей? Нам надо разделиться на две команды, чтобы было поровну.

Задание для первой команды (вторая проверяет):

  • найти и положить все фигуры такой же величины;
  • первая команда положит все фигуры такой же формы;
  • вторая команда положит все фигуры, которые имеют углы.

Вот еще одно задание выполнили. Иди, Таня, положи дощечку с соответствующей цифрой.

Игра «Загадалки».

Цель: развивать внимание, сообразительность, логическое мышление.

В. Дети, сейчас я загадаю загадку об одном из предметов, изображенных на картинке, а вы должны отгадать, задавая мне вопросы.

А теперь скажите словами, где же на листе бумаги расположена отгадка? (В правом верхнем углу.)

Игра «На горе стояли зайцы».

Цель: закреплять знание цифр, умение соотносить цифры с количеством пальцев.

В. Когда будет звучать музыка, вы танцуете. Как только музыка замолкает, вы смотрите, какую цифру я вам покажу, и показываете столько же пальцев, но так, чтобы участвовали пальцы обеих рук.

Сколько пальцев ты, Таня, показала на правой и левой руке? Из каких чисел состоит число 6? И т. д.

Молодцы! Иди, Женя, положи дощечку с соответствующим номером.

Игра «Ответь быстро».

Цель: развивать внимание, сообразительность, мышление.

В. А сейчас вы должны быстро отвечать на вопросы:

  • Какие поры года вы знаете?
  • Как называется второй месяц весны?
  • Сколько месяцев в году?
  • Что бывает зимой?
  • Что бывает круглым?
  • Алена у бабушки целое лето, а Коля — весь год. Кто больше был у бабушки?
  • Какая  пора года бывает после весны?

Вы правильно отвечали на вопросы, поэтому получаете возможность продолжить строить дорожку.

А сейчас давайте немножко отдохнем.

Физкультминутка «В группу к нам жук влетел».

В. Мы немножко с вами отдохнули. А теперь я расскажу вам интересную историю, которая произошла в Стране Знаний.

В этой стране есть Математический город. В нем жила то­чечка со своими подружками. Однажды в городе появилась коварная резинка. Как только наступала ночь, она появлялась и начинала все стирать. Она стирала названия улиц, номера домов, квартир. Все звали на помощь точечку и ее подружек, которые приводили все в порядок. В Математическом городе была улица геометрических фигур, но коварная резинка стерла их. Жители города не могли найти нужный им дом. Давайте, ребята, им поможем. Точечка со своими под­ружками уже заселилась на ваших листочках. Я буду вам рассказы­вать, как рисовать дом, а вы внимательно слушайте и выполняйте.

Сейчас мы с вами нарисуем первый домик.

От точечки вниз проведите прямую линию на 5 клеточек. Потом вправо на 5 клеточек. Первую и последнюю точки соедините. Какой формы получился домик?

А сейчас нарисуем второй домик.

От точечки вниз проведите линию на 6 клеточек, вправо на 6 клеточек, вверх на 6 клеточек, первую и последнюю соедините прямой линией. Какой формы получился дом?

Третий дом имел такую форму.

От точечки вниз проведите прямую линию на 3 клеточки, потом вправо на 7 клеточек, вверх на 3 клеточки. Первую и последнюю соедините. Какой формы дом получился?

Ребята, если наступит ночь, коварная резинка сотрет и на­ши домики. Что же нам делать? (Ответы детей.)

Дети, я предлагаю выложить домики из ленточек.

«Игра с отрезками» (под музыку).

Цель: устанавливать за­висимость числа от величины.

Дети выкладывают домики треугольной формы, ленточки у всех разной длины.

В. Почему домики получились разной величины? (Ленточки разной длины.)

Что нужно сделать, чтобы убедиться в этом? (Измерить длину с помощью условной мерки.) У кого сколько раз уложилась мерка в длину ленточки?

Теперь давайте выстроим улицу из домиков разной формы, чтобы жители Математического города остались довольны.

И с этим заданием мы справились, потому имеем право продолжить строительство нашей дорожки в Страну Знаний.

«Посчитай правильно» (счет на ощупь).

Цель: закрепить знание счета, развивать у детей тактильную чувствительность.

В. Под музыку вы передаете карточки с пуговицами за спиной, когда я скажу «стоп», останавливаетесь и показываете карточку с тем количеством пуговиц, какую цифру я назову. Пуговицы считать то­лько на ощупь.

Игра «Веселые задачи».

Цель: развивать операционную сторону мышления, сообразительность.

Шесть веселых медвежат

За малиной в лес спешат,

Но один малыш устал —

От товарищей отстал.

А теперь ответ найди,

Сколько мишек впереди? (Пять.)

Семь гусей пустились в путь.

Два решили отдохнуть.

Сколько их под облаками?

Сосчитайте, дети, сами. (Пять.)

  • Сколько хвостов у пяти мышей? (Пять.)
  • Сколько ушей у двух слонов? (Четыре.)
  • Сколько лап у двух зайчат? (Восемь.)
  • Друзья Женя и Миша решили купить мороженое, которое стоит 10 тысяч рублей. По сколько им нужно еще добавить, если у Жени 7 тысяч рублей, а  у Миши 5 тысяч рублей? (Жене — 3 тысячи рублей, Мише — 5 тысяч рублей.)
  • Росло четыре березы. На каждой березе по четыре большие ветки, на каждой большой ветке по четыре маленькие, на каждой маленькой ветке по 4 яблока. Сколько яблок всего? (Яблоки на березе не растут.)
  • Как разделить пять яблок между пятью девочками так, чтобы одно яблоко осталось в корзине. (Она должна взять яблоко с корзиной.)

Продолжаем выкладывать дощечки после каждого задания.

Работа с палочками.

Цель: развивать внимание, сообразительность.

В. Предлагаю вам, ребята, следующие задания:

  • из пяти палочек составить квадрат и два равных треугольника;
  • из девяти палочек составить квадрат и четыре треугольника;
  • из десяти палочек составить два квадрата — большой и маленький;
  • из девяти палочек составить пять треугольников;
  • из девяти палочек составить два квадрата и четыре равных треугольника.

Вот мы и справились со всеми  заданиями. Теперь давайте достроим дорожку, чтобы пройти по ней в Страну Знаний. Сколько же дощечек получилось в дорожке?

Дети проходят по дорожке. Появляется Королева.

Королева. Здравствуйте, ребята! Вы, конечно же, меня узнали. Да, я — Королева Страны Знаний. Я уже знаю, что вы выполнили все мои задания. Мое волшебное зеркальце мне рассказало. Я очень рада за вас всех и хочу вас похвалить, но слово, которое я вам хотела сказать, зашифровано в этом ребусе. Разгадав его, вы прочтете слово, это и будет мое последнее испытание.

Ребята, я думаю, что вы будете прилежными учениками в школе, и потому с радостью вручаю каждому из вас пропуск в Страну Знаний.

Королева вручает каждому пропуск.

Дети под музыку выходят из зала.

Самойленко Л.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress