Написать нам
Популярно
1   0   666

Детям об архитектуре

Занятие для дошкольников по ознакомлению с окружающим миром и изоискусством

Программное содержание:

знакомить детей с архитектурой, её историей, архитектурными памятниками своей страны и современными строениями;

— уточнять представления детей о профессии архитектора;

— стимулировать мыслительные операции сравнения, классификации;

— воспитывать уважение к труду архитекторов, строителей, к национальному достоянию своей страны;

вызывать интерес к истории архитектуры и воспитывать художественный вкус, чувство гармонии формы и цвета.

Материал: дидактический «телевизор», слайды (мультимедиа) об архитектуре, картинки разнообразных построек, фотоиллюстрации, аудиозапись старинной классической музыки. Иллюстрации дидактической игры «Домики из сказок», портреты Незнайки, Карлсона, Дюймовочки и др. Вырезанные элементы архитектуры разных построек, разные отрезки обоев, коробки разных размеров.

Ход занятия по архитектуре

Воспитатель (В.). Ребята, послушайте сказку!

«Жил-был в городе художник. Однажды он увидел цветок, который был такой красивый, что художник решил его нарисовать. К нему подошёл скульптор…

Дети, как вы думаете, кто такой скульптор? (Ответы детей.)

…Скульптору тоже понравился этот цветок, и он решил высечь его из камня.

Ребята, из чего ещё может сделать цветок скульптор? (Вылепить из гипса, глины, высечь из дерева, вылить из металла и т.д.)

…Подошёл к ним ещё один мастер. Он умел строить дома, мосты, площади, украшать здания колоннами, башнями, крышами… Ему тоже очень понравился этот цветок, и он решил построить и украсить свой город такими же цветами».

Как вы думаете, что это за мастер? (Архитектор.) Архитектор — это мастер, который занимается строительством домов, городов, сёл. А все здания и строения города (посёлка) называются архитектурой.

Каждое здание, посёлок, город имеют свою архитектуру. Как вы думаете, что это значит? (Все здания разные по величине, цвету, расположению частей, т.е. по архитектуре.)

Сегодня мы побольше узнаем об архитектуре вместе с нашим героем из сказки — художником, который приглашает нас на телепередачу «Детям об архитектуре».

Художник. С помощью моего волшебного телевизора мы сможем побывать в разных местах нашей страны, нашего города (посёлка). Итак, передача начинается!

На экране выставляют картинку — Полоцк. Здание церкви Спасо-Евфрасиньевского монастыря.

Как вы думаете, где мы оказались? (В древнем городе.) Называется он Полоцк.

Художник. Давным-давно существовало множество княжеств, среди которых было Полоцкое. Вспомните, кто из известных людей жил в этом городе? (Евфрасинья Полоцкая.) Вот это здание и есть Спасо-Евфрасиньевский монастырь. Это известный памятник архитектуры.

В. Что особенного в этой постройке? Чем она привлекает внимание? На экране выставляют картинку Софийского собора.

Художник. А вот этот памятник архитектуры построен ещё раньше в том же Полоцке. Его особенность — множество куполов в постройке. Посчитайте, ребята, сколько здесь куполов? (Семь.)

В. Чем украшено здание собора? (Башнями, колоннами.) Фасад украшен нишами, фресками (показывает).

На экране выставляют картинку — Мирский замок.

Художник. Это ещё один памятник архитектуры. Сравните, похоже ли это здание на предыдущие? Чем?

В. Как вы думаете, из какого материала построен Мирский замок? (Из красного кирпича.) Да, люди любили строить из этого материала, т.к. красный значил красивый, почётный, главный.

Художник. Какие украшения вы видите у этого здания? (Арки, крыши, башни.)

В. Особенно красиво смотрятся красные башни с белыми нишами и арками.

Художник. Чем окружён замок? (Земляным валом.) Для чего был нужен вал? (Он защищал от врагов.) Да, основная роль замка в те времена — защита его жителей.

В. Обратите внимание на отверстия в башнях. Они называются бойницы — это место, откуда стреляет, бьёт оружие. На каждой башне есть смотровая площадка. Что ещё подчёркивает мощность этого замка? Какие у него стены? (Толстые, крепкие, огромные…)

В. Ребята, как вы думаете, легко ли было в то время людям построить такой замок? Была ли у них необходимая техника, разнообразие строительных материалов? Конечно, тогда строительство велось без специальной техники, в основном люди работали только руками и простыми орудиями труда. Однако они умели так строить, что и сегодня мы восхищаемся их мастерством.

Этот замок много раз подвергался разрушениям, но люди его ценят за удивительную историю, за красоту и стараются восстановить, отреставрировать. Мирский замок живёт уже более 500 лет!

Художник. Закроем глаза и представим, что вошли в этот замок. Что мы здесь услышим? Что почувствуем?

В. Когда мы откроем глаза, увидим себя внутри этого замка! Что вы себе представите?

На экране выставляют картинку Несвижского Дворцово-паркового комплекса.

Художник. А сейчас посмотрите на экран. Изменилось ли место нашего путешествия? Конечно, это другое здание! Чем оно отличается от предыдущего? (Здесь другие цвета — жёлто-коричневые тона, крыши этого здания другой формы…)

В. Это уже не крепость, а комплекс построек, в который входит монастырь, замок, ратуша, замковая вежа, въездная брама. Он принадлежал самому богатому роду белорусов — Радзивилам.

Этот комплекс строили с участием иностранных (итальянских) архитекторов, поэтому его стиль отличается от тех, что мы смотрели раньше. Какие отличия вы находите?

Художник. Во дворце Радзивилов проходили пышные балы, на которых вся знать танцевала, общалась, слушала музыку, поэтов и т.д. Давайте представим себя на таком балу: кавалеры приглашают дам… И после небольшого перерыва мы продолжим нашу телепередачу.

Включает старинную классическую музыку. Дети танцуют в кругу, повторяя движения художника и воспитателя.

В. Посмотрите на экран: как вы думаете, где мы сейчас оказались? (В сказке.) Рассмотрите и угадайте сказочные постройки.

На экране поочерёдно выставляют картинки сказочных домиков: избушка на курьих ножках Бабы Яги, домики трёх поросят, заюшкина избушка, теремок, дворец царя Салтана, избушка старухи из сказки «О рыбаке и рыбке», дворец Снежной Королевы, Кащея Бессмертного и др.

В. Чей это дом? Как вы это узнали?

При правильном ответе педагог отдаёт ребёнку картинку сказочного дома.

Художник. Представьте, что к вам пришёл Незнайка. Какой дом вы ему предложите? Объясните свой выбор: внешний вид дома и назначение, как подходит к характеру, увлечениям данного героя. Будет ли предложенный вами дом удобен для этого героя?

В. Карлсон, медведь Михайло Потапыч, Колобок, Дюймовочка тоже просят вас о помощи в выборе сказочного дома. Какой дом вам больше всего нравится? Чем он хорош?

Художник. Продолжаем нашу телепередачу.

На экране выставляют картинку строительства современного дома. Сейчас люди то же строят дома, которые очень напоминают старинные. Правда, сделаны они уже по более современных технологиям. Они находятся за городом и называются загородными коттеджами. В них есть свой отопление, канализация, и даже бассейны. Такие проекты дома то же придумывают архитекторы.

В. Из чего строят такие дома? (Из кирпича, из блоков.).  Посмотрите внимательно на все эти фотографии нашего города и скажите, чем отличаются все эти строения от древних замков, монастырей, соборов? (Материалом, из которого строили; формами зданий — они стали необычными, привлекают внимание лёгкостью, воздушностью, простотой и строгостью или оригинальностью и т.п.)

Художник. Здание вашего детского сада — тоже работа архитектора.

В. Когда вы станете взрослыми, может и кто-то из вас станет архитектором — это очень важная, почётная профессия.

Художник. Я предлагаю вам уже сейчас попробовать себя в роли архитекторов. Вот вам разные коробки, которые станут основой ваших построек, и детали к ним различных строений, элементы украшений зданий и прилегающей территории: колонны, башни, скульптуры, ограды, лепнина, арки, мозаичные панно, витражи, барельефы, разнообразные окна, крыши, крыльцо, навесы, заготовки разных геометрических форм и т.д.

В. Сейчас мы с вами попробуем построить необычный город из всех этих заготовок и деталей. Но постараемся, чтобы все постройки были разные по назначению: и театр, и школа, и библиотека…

Художник. Мне бы хотелось, чтобы вы помогли мне построить самый красивый и необычный город для жителей моей сказки.

В. Хорошо, мы назовём этот город — город Мастеров!

Дети выполняют коллективное конструирование.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром и изоискусством подготовила Л. Ладутько


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress