Написать нам
Лайк   0   36

Энергосберегающий проект для дошкольников «Мастерская Знайки-Сберегайки»

Тип проекта: творческий, долгосрочный.

Проблема: энергосбережение — жизненно важная тема для каждого из нас. Привитие культуры водо-, тепло- и энергосбережения детям дошкольного возраста невозможно без достойного поведения взрослых и наличия игрового и наглядного материала.

Нами было замечено, что для облегчения усвоения детьми материала необходимы наглядные пособия, развивающие игры, забавные, красочные персонажи, которые наполнили бы проект интересным содержанием, содействовали бы активному принятию игрового сюжета, мотивации, создали бы эмоциональное игровое настроение: герои объясняют правила, следят за их соблюдением, поощряют ребят.

К сожалению, таких игровых пособий, игр и игрушек оказалось совсем немного. Вместе с тем, в ходе предыдущих проектов дети отметили, что многие игры, игрушки, пособия и макеты можно сделать своими руками из бросового материала.

Цель:

Разработать и апробировать наглядный материал, дидактические и развивающие игры и игровые персонажи, способствовать удовлетворению потребности детей в развитии, творчестве, через игровые ситуации стимулировать культуру водо-, тепло- и энергосбережения.

Проблемная ситуация:

Электроша, Теплоша и Капитоша узнали, что в группе живут ребята, которые стараются беречь электроэнергию, тепло, воду и очень любят играть. Они позвонили Знайке-Сберегайке и попросили разрешения поселиться в группе, чтобы подружиться с ребятами, вместе с ними играть и заниматься. Дети обрадовались, что к ним едут гости, и задумались над вопросом: а достаточно ли игрушек и игр, чтобы Электроше, Теплоше и Капитоше было интересно жить в нашей группе? Какие ещё игрушки можно сделать своими руками из бросового материала?

Предполагаемый результат:

Дети:

-проявляют интерес к конструкторской и поисковой деятельности;

-овладевают знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении бросового материала;

-проявляют бережное отношение к игрушкам;

-возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности.

Родители:

-обогатили родительский опыт приёмами взаимодействия и сотрудничества с ребёнком в семье;

-повысили компетентность при изготовлении игрушек из бросового материала.

Подготовительный этап.

Дети:

  1. Выдвижение гипотезы, какие игры и игрушки могут заинтересовать Электрошу, Теплошу и Капитошу?

Рассуждения детей.

Дима. Электроша может захотеть поиграть с разноцветными лампочками, посмотреть, как играют наперегонки Наки и Люми.

Аня. А я думаю, что Теплоше очень понравится собирать картинки из кубиков и рисовать.

Павел. Мне кажется, что им очень понравится игра «Домино». Я с удовольствием с ними поиграю.

Илья. А может, они придумают новую сказку о том, как в одном домике поселились три друга — Электроша, Теплоша и Капитоша.

  1. Определение места в группе, где будут «жить» Электроша, Теплоша и Капитоша.
  2. Высказывания и рассуждения детей о необходимости построить «квартиру» для гостей.
  3. Наблюдения за деятельностью взрослых по оформлению жилого помещения.
  4. Поисковая деятельность в группе «Из чего можно соорудить дом и мебель для гостей?».
  5. Рассматривание детских журналов, книг и газет по теме «Игрушки из бросового материала».

Педагоги:

  1. Подготовка:

-методической литературы;

-материалов в виде газет, журналов и раскрасок для дошкольников по теме;

-папки-раздвижки результатов детской и родительской деятельности;

-наглядных пособий с изображением этапов работы создания игрушки из бросового материала;

-бросового материала и необходимых инструментов: ножницы, клей, кисти, доски и т.д.

  1. Формирование микрогрупп.
  2. Информирование родителей о деятельности детей на данном этапе.

Родители:

  1. Проведение бесед о важности наличия в комнате мебели для отдыха, игр и работы.
  2. Обеспечение ребёнка природным и бросовым материалом для реализации творческих способностей дома и в ДОУ.
  3. Наблюдения за деятельностью детей в процессе работы с бросовым материалом дома; оказание помощи советом и делом.

Деятельностный этап.

Задачи:

  • воспитывать бережное отношение к результатам своего труда и других;
  • стимулировать интерес к конструированию из бросового материала;
  • развивать навыки правильного обращения с инструментами;
  • способствовать развитию познавательных и творческих способностей детей, воображения и художественного вкуса;
  • поощрять желания детей к самостоятельному творчеству при работе с бросовым материалом;
  • способствовать воспитанию культуры тепло-, водо- и энергосбережения через активную деятельность детей в игре;
  • обогатить предметно-развивающую среду группы играми, игрушками и атрибутами;
  • систематизировать представления детей о свойствах и качествах бросового материала.

Дети:

Задания 1-й микрогруппе «Собирай-ка»

  1. Определение места в группе для хранения бросового материала.
  2. Подготовка коробок для размещения рабочих инструментов, мелкого бросового материала и утилизации отходов, непригодных для творчества.
  3. Серия наблюдений «Как появился в группе бросовый материал?».
  4. Акции с посещением групп детского сада: «Собираем бросовый материал», «Игрушки из бросового материала».
  5. Зарисовки итогов акции «Игрушки из бросового материала».
  6. Сбор и подшивка интересного материала по конструированию из бросового материала.

Задания 2-й микрогруппе «Техники»

  1. Совместный с родителями поиск бросового материала для изготовления транспортных средств по обслуживанию ТЭЦ маленького города кукол, жилых домов, мебели (см. проект «Маленькие энергоши»).
  2. Серия наблюдений «Как в доме появляется бросовый материал?».
  3. Поисковая деятельность «Как собрать автомобиль, трактор, машины с цистернами из коробок и пластиковых бутылок».
  4. Создание схем этапов работы микрогрупп по изготовлению транспортных средств, жилых домов, мебели.
  5. Сбор коллекции рабочих инструментов электрика и сантехника.

Задания 3-й микрогруппе «Репортёры»

  1. Отражение результатов деятельности детей в микрогруппах — подготовка материала для газеты: зарисовки, рассказы, сказки, загадки, советы и т.д.
  2. Сюжетная изобразительная серия «Как мы утепляли окна?» по обучению детей составлению рассказов.
  3. Сочинение сказок и рассказов о приключениях электрических приборов, обогревателей и приборов воды с опорой на изобразительный материал.
  4. Изготовление атрибутов: для сюжетно-ролевых игр, контейнеров для мусора, домиков для игрушек и др.
  5. Подготовка советов и рекомендаций «Как использовать коробки, баночки и другой бросовый материал».
  6. Сбор наглядного материала по темам: «Профессия электрик», «Профессия сантехник».

Задания 4-й микрогруппе «Сберегай-ка»

  1. Беседа «Что можно сделать из макулатуры?».
  2. Решение проблемных вопросов «Как превратить старую бумагу в полезную вещь?».
  3. Поиск совместно с родителями интересного материала по изготовлению игрушек и пособий из макулатуры.
  4. Конструирование из макулатуры (папье-маше) наглядного пособия к теме игрового комплекса «История лампочки» (см. проект «Маленькие энергоши»).
  5. Сбор макулатуры.

Задания для детей всей группы

  1. Наблюдение за работой электрика, сантехника; знакомство с их рабочими инструментами; наблюдение за поведением взрослых в процессе пользования водопроводным краном, выключателями, розетками, приборами отопления.
  2. Составление правил бережного отношения к результатам труда.
  3. Решение проблемных задач: «Как экономить бумагу для творчества в нашей группе?», «Как сделать так, чтобы деньги не «сгорели» в лампочке?», «Как сделать так, чтобы деньги не «смыла» вода?».
  4. Рассматривание транспортных средств и домов по иллюстрациям и во время экскурсий по близлежащим улицам.
  5. Беседы: «Как надо встречать гостей?», «Как работать вместе над одной конструкцией?».
  6. Ознакомительные беседы: «Зачем надо было в группе сортировать бросовый материал?», «Какими инструментами можно пользоваться с разрешения взрослых во время работы с бросовым материалом?».
  7. Участие в тренинге со Знайкой-Сберегайкой «Скорая помощь»: «Как поступить, если поранил или прищемил палец?». «Где расположена аптечка?».
  8. Знакомство детей со способами и этапами изготовления поделок, наглядного материала из папье-маше и бумажной массы.
  9. Тематическое конструирование: «Дизайн коробок для хранения бросового материала», «Разные дома для кукол», «Транспорт», «Мебель для кукол».
  10. Составление рассказов о превращении ненужных вещей в игрушки.
  11. Обыгрывание поделок из бросового материала в разных ситуациях и игровой деятельности детей дома и в ДОУ.
  12. Оформление совместно с родителями газет и журналов (продуктивная деятельность) на тему «Новая жизнь бросового материала».

Педагоги:

  1. Изготовление карточек-схем с этапами работы по темам: «Как строить дом для кукол из коробок?», «Транспорт», модели дома «Как провода захватили дом».
  2. Подготовка наглядного материала по теме «Как мы утепляли окна», серии сюжетных изображений «Как надо беречь тепло, электричество и воду?».
  3. Конструирование и изготовление главных героев проекта — Энергоши, Теплоши и Капитоши.
  4. Разработка и оформление дидактических и развивающих игр по теме проекта «Маленькие энергоши»: «Энергознайка, поиграй-ка», «Домино», «Секреты Энергознайки», «Собери картинку» и др.
  5. Изготовление наглядного иллюстрированного материала «От искорки до лампочки».
  6. Оформление альбомов «Профессии».
  7. Обсуждение с творческой группой родителей формы организации выставки совместного творчества.
  8. Подготовка выставки совместного творчества «Игрушка из бросового материала» по результатам продуктивной деятельности детей, педагогов и родителей.
  9. Подготовка материала для консультации родителей «Конструктивная деятельность детей дома и в ДОУ».
  10. Подготовка и написание игрового комплекса «Вместе будем сберегать!».
  11. Информирование родителей о деятельности детей на данном этапе.

Родители:

  1. Участие в консультации «Конструктивная деятельность детей дома и в детском саду».
  2. Совместное с детьми участие в сборе информации из газет, журналов, интернета по теме проекта.
  3. Конструирование с детьми домиков, транспорта, мебели.
  4. Фиксирование результатов своего труда в изобразительной деятельности: «Как мы строили дом», «Как мы работали над созданием автомобиля», «Как конструировали мебель для кукол» и т.д.
  5. Изготовление газет и журналов по теме «Мастерская Знайки-Сберегайки».
  6. Оформление зарисовок эпизодов работы микрогрупп.
  7. Совместная с детьми разработка карт-схем для поделок из бросового материала.
  8. Понедельное фиксирование результатов своего труда в папке-раздвижке.

Заключительный этап.

Задачи:

  • закрепить знания и умения вторичного использования бытовых материалов и отходов;
  • приобрести поисковые, трудовые и конструктивные навыки;
  • воспитать бережливость, коллективизм и взаимопомощь;
  • закрепить культуру водо-, тепло- и энергосбережения в результате участия в игровом комплексе, презентации и выставке;
  • закрепить навыки бережного отношения к результатам труда.

Дети:

  1. Оформление выставки детского творчества «Игрушки из бросового материала».
  2. Презентация газет и альбомов результатов работы микрогрупп.
  3. Участие в игровом комплексе «Вместе будем сберегать!».

Педагоги:

  1. Оформление выставки продуктивной деятельности детей и взрослых «Мастерская Знайки-Сберегайки».
  2. Организация презентации игрового и наглядного материала, развивающих настольно-печатных игр.
  3. Проведение анализа проектной деятельности и его результатов.
  4. Организация и проведение с детьми игрового комплекса «Вместе будем сберегать!».

Родители:

  1. Участие в презентациях альбомов, газет, выставок игрушек и атрибутов, наглядного материала и настольно-печатных игр.

Р. Барсукова


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress