---Формирование представлений об астрономии у детей дошкольного возраста
 RSS  Написать нам
kartal escort porno sex maltepe escort pendik escort alanya escort Ankara escort beylikdüzü escort beylikdüzü escort ankara escort ankara escort ankara escort ankara escort pendik escort maltepe escort ümraniye escort kartal escort ataşehir escort izmir escort izmir escort ankara escort ankara escort japon porno izle
1   0   67

Формирование представлений об астрономии у дошкольников

Меня всегда интересовал и интересует необычный и фантастический мир космоса, и мне всегда хотелось донести доступные знания об этом удивительном мире до сознания дошкольникам.

Прежде всего я поставила перед собой цель:

1. Развивать у детей интерес к астрономии, формировать элементарные представления об астрономии как науке о Вселенной.

2. Развивать у детей способность к осмыслению своих наблюдений, любознательность, пытливость, воображение.

Формы и методы работы с дошкольниками по формированию представлений об астрономии

Тема «Астрономия» широко не разработана, крайне мало методических рекомендаций, иллюстративного и дидактического материала. Поэтому необходимо, в первую очередь, расширить собственные знания и сформировать элементарные знания у детей.

Начала я свою работу с детьми среднего дошкольного возраста. Это был мой прошлый выпуск. Прежде всего я составила перспективный план на год. На этом этапе я поставила задачи:

1. Сформировать понятие о планете Земля и о самой близкой звезде Солнце (его размере, форме, удаленности от Земли).

2. Дать понятие о карте и глобусе, о частях суток.

3. Научить находить части света (восток, запад, юг, север).

Чтобы сформировать у детей элементарные представления о Солнце я использовала различные методы работы. Прежде всего это беседы. Время для них я находила на протяжении всего рабочего дня: это и перед завтраком, так сказать утренние беседы, и на прогулке, и вечером, ожидая родителей.

Детям было интересно узнать, что Солнце — это самая яркая, самая близкая к нам звезда во Вселенной. Она представляет собой огромный шар, состоящий из раскаленных и светящихся газов. Поэтому оно такое яркое. Солнце освещает и греет нашу планету.

Когда я сказала, что Солнце находится очень далеко от нас, некоторые ребята удивились: «Как далеко, вот оно, рядом». Я поправляла: «Солнце находится очень далеко от нас, но ближе, чем остальные звезды. Его можно рассмотреть через затемненные очки, а остальные звезды кажутся нам яркими точками».

Днем, выходя на прогулку, мы видели Солнце, мы наблюдали за ним, а далекие звезды мы не могли увидеть. Они были видны только ночью. Однажды вечером на прогулке поздней осенью мы видели, как падала звезда. Она промелькнула мгновенно, оставив взрыв эмоций: «Звезда, звезда упала!». Вот вам и тема для разговора.

Я рассказала детям, что звезды, как и люди, тоже умирают. Всем звездам разное количество лет. Новые звезды рождаются все время. Когда старые звезды становятся холодными и тусклыми, космическая пыль и газ, из которых они состоят, выбрасывается в космос, образуя туманность. В туманности рождаются новые звезды.

С огромным интересом слушали дети рассказы о том, как древние люди представляли себе Солнце. Древние люди были неграмотные, они очень мало знали о Солнце. Его боялись, поклонялись ему. Образ Солнца у разных народов был свой, и имело оно множество имен.

Вот только некоторые — Ра, Гелиос, Ярило, Амон. У детей хорошая память, многие запомнили и Солнце называли одним из этих имен. Мы с детьми проводили игры — импровизации: я — Солнце, я — ветер, я — туча и др. Даже проходили соревнования: кто лучше из них изобразит солнышко.

На занятиях и вне занятий мы рисовали солнце, каждый его рисовал в своем представлении. Еще мы изображали солнце на занятиях по аппликации, на занятиях по лепке. Детям нравилось изображать солнышко в разных вариантах. В конце темы мы оформили большой коллаж «Многоликое Солнце».

Про Солнце пели гимны, обращались к нему с песнями — закличками, поэты посвящали Солнцу стихи. Дети с воодушевлением слушали, некоторые выучили наизусть:

Приди, приди, Солнышко,

Загляни в окошко,

Засвети щедрее,

Всех согрей скорее.

Лей щедрее,

Солнышко,

Золото в оконышко:

Дети играют,

Тебя ожидают (из русского фольклора).

Или, например, стихотворение А. Прокофьева:

Солнышко ясное,

Нарядись.

Солнышко красное,

Покажись.

Платье алое надень,

Подари нам ясный день!

Народные сказки и загадки, стихи и рассказы разных писателей, мифы и легенды народов мира служили мне прекрасным вспомогательным материалом для чтения вслух. Сказку К. Чуковского «Краденое Солнце» дети знают наизусть, потому что читали чуть ли не каждый день. В рисунках передавали содержание сказки.

Во время прогулок я учила детей устанавливать сходство объектов окружающего мира с Солнцем. Природа позаботилась о том, чтобы на Земле появились маленькие и большие «портреты» Солнца — растения, а мы получили возможность восхищаться их красотой в теплое время года, зимой же лечиться их корнями и семенами. Эти удивительные растения — одуванчик и подсолнечник.

Одуванчик — маленький «портрет» большого Солнца. Он никогда не отводит своего восторженного взгляда от Солнца. Взойдет Солнце на востоке — одуванчик на восток смотрит, поднимется в зенит — и одуванчик поднимает голову кверху, приблизится к закату — и одуванчик не спускает с заката взгляда, уйдет солнышко спать — и одуванчик спит. И так всю жизнь. Одуванчик рисовали разными способами: кисточками и тычком, пальцами и шишками.

Много использовала я загадок. Вот одна из них:

Золотой круг — лучики вокруг,

Как Солнышко ясен,

За ногу к земле привязан.

Конечно же это подсолнечник. Помните:

Подсолнушки!

Подсолнушки!

Не вы ли

Дети солнышка?

И это мы учили с детками. А потом из бумаги сделали головки подсолнечников и оформили на их основе коллаж.

Через наблюдение я воспитывала у детей интерес к природе, желание наблюдать оживление мира с появлением Солнца и приходом дня на Землю. Солнце дает очень яркий свет. Благодаря солнечному свету мы видим окружающий мир и друг друга. Без солнечного тепла и света не могли бы прорасти семена растений, не распустились бы листья на деревьях, погибло бы все живое.

Работает солнце круглые сутки без отдыха: отапливает дома, помогает добывать электрический ток, питает искусственные спутники Земли, луноходы, марсоходы, согревает животных и людей. Поэтому можно сказать: «Солнце — великий труженик».

Я учила детей находить слова, характеризующие Солнце, выражать ему благодарность, испытывать радость от этих слов. Например, играли в такую игру: дети сидят полукругом, в руках первого ребенка макет солнышка, он говорит красивое слово солнцу — «лучистое» и передает макет солнца другому ребенку, теперь тот должен сказать красивое слово — «золотистое», т. д. (желтое, ясное, светлое, красное, веселое, теплое, жаркое). А еще мы с детьми много фантазировали. Темы были самые различные:

— Что можно попросить у солнышка?

— Что попросил бы ты для родителей, друга, себя?

— Что бы случилось, если бы солнышко исчезло?

— Где ночует солнце?

Этим самым обогащала художественно — речевую деятельность детей, развивала воображение и интерес к природе.

Следующим объектом изучения в средней группе была наша планета Земля. Знания по этой теме я давала самые элементарные. Планета наша имеет круглую форму, форму шара. Если посмотреть на Землю из космоса, она — голубая. Наша планета Земля уникальна. Это единственная планета, на которой есть вода и жизнь. Она не стоит на месте, а как бы стремиться пролететь мимо Солнца. Но Солнце крепко ее держит и тянет к себе. Она же не приближается к Солнцу, а только огибает его, вращаясь вокруг.

Здесь же попутно изучаем и другую задачу: день и ночь. Солнце освещает ту половину Земли, которая к нему повернута. На другой половине в это время темно. Потом, когда земной шар повернется кругом, там, где был день, наступит ночь, а где была ночь, наступит день. Земной шар все время вращается, как волчок, и день и ночь сменяют друг друга.

Очень много играют дети с глобусом, постигают его тайны. Глобус — это маленькая объемная модель Земли. Ее создали ученые. Это как бы игрушечная Земля, на которой живут люди. На глобусе зелеными, желто — коричневыми и белыми красками изображена суша: зеленый цвет — растительный мир; желтый и коричневый — пески, холмы, горы; белый — льды, снега. Вода окрашена в синий цвет.

Детям нравилось искать на глобусе свою страну, столицу своей страны, главные города. Мы крепили на глобусе флаг там, где находится наша Родина.

Попутно знакомила детей с изображением Земли на географической карте, обращала внимание на общие условные изображения на глобусе и карте. Уточняла, что карта — это плоскостное изображение Земли.

Проводила с детьми творческую деятельность по созданию модели Земли. Для этого брала воздушный шар, надувала его и завязывала хвостик. По принципу папье — маше сделала модель Земли.

Затем с детьми сравнили полученную модель Земли с глобусом и перенесли некоторые цветовые обозначения. Затем наш земной шар заселим со всех сторон «живыми» существами. Объекты вырежем из бумаги. Вырежем фигурки детей и «обнимем ими всю модель».

В средней группе дети прекрасно знают про поры года. Но я поставила себе задачу: расширить и закрепить знания детей о последовательности смены времен года. Земля вращается вокруг себя, поворачиваясь к Солнцу то одной, то другой стороной. День сменяется ночью. Но Земля все движется и движется по своей орбите. На смену зиме приходит весна, потом лето и за ним наступает осень.

Зрительная память у некоторых детей развита лучше, поэтому беру бумагу и на рисунке показываю положение Земли по отношению к Солнцу в разное время года. Помогаю детям осознать, почему Земля время от времени меняет свой облик.

Переодеваться Земле помогают ее дочери — красавицы. Их четыре. Они очень дружны с Солнцем и между собой добры, заботливы и трудолюбивы. Первая рукодельница — Зима (подбираем слова к зиме) — седая, белая, холодная, морозная, величавая. Вторая — Весна: молодая, улыбчивая, журчащая, говорливая, зеленая, нежная, цветущая. Третья — Лето: яркая, озорная, загорелая, легкая, свободная. Четвертая — Осень: щедрая, богатая, немного грустная.

Очень внимательно дети слушали сказку про поры года. Я сама люблю эту сказку и детям своим до сих рассказываю.

Однажды Зима, Весна и Лето пошли в гости к Осени. У нее на столе и груши, и яблоки, и сливы, и арбузы, и дыни, и белый каравай, и пахучий мед. Пообедали сестры и стали благодарить Осень.

— Нет, это я должна вас благодарить, — сказала Осень. — Ты, Зима, землю снеговым одеялом укрывала, прятала от Деда Мороза; ты. Весна, поле дождями поливала; ты, Лето, ясное солнышко посылало, чтобы все созрело.

— Да, все мы хорошо потрудились, чтобы люди собрали богатый урожай.

И снова загадки, заклички, стихи про поры года, они каждый по — своему веселые и хорошие, щедро раздают окружающему миру подарки и дарят веселье.

Предлагаю детям нарисовать любимое время года: нежную красоту весны, шумное и загорелое лето, златовласую осень, морозную зиму. Осознать и оценить их поможет стихотворение:

Мы радуемся весне:

Она несет нам свет и обновление жизни.

Мы счастливы зимой:

Тишь и спокойствие нисходят на природу.

Зато летом она буйствует, не зная никакой меры!

Но смотрите! Как прекрасна природа осенью!

Ее яркие краски — свидетельство того,

Что этот мир она оставляет с радостью!

Перевод с китайского Н. М. Севериновой.

Еще раз закрепляю пройденное: почему на Земле бывают то весна, то лето, то осень, то зима? А все потому, что Земля не только вращается вокруг себя, но и еще ходит кругами вокруг Солнца. Один круг — один год, 365 дней или 12 месяцев. Ходит Земля кругами вокруг Солнца и подставляет под его горячие лучи то один бок, то другой.

А еще Земля наклонена к Солнцу под углом. Поэтому одно из полушарий оказывается ближе к Солнцу, чем другое. Оно получает больше тепла и света — и там наступает лето. А на другом полушарии, куда попадает меньше тепла и света, в это время наступает зима.

Также я учила детей определять стороны горизонта. Это происходило на ежедневных прогулках в любое время дня. Утром мы видели, с какой стороны встает солнышко, значит это восток. «Восток» созвучно со словом «восход», восходит солнышко на востоке. Дети легко запоминали и безошибочно находили сторону, откуда встает солнышко.

Днем мы наблюдали за небесным светилом и видели, куда оно пряталось, «заходило». Эта сторона света называется «запад». Восток и запад, слова антонимы. Потом также нашли стороны света «юг» и «север». С севера дует холодный ветер, а с юга — теплый. Мои дети знали, что такое «солнце в зените».

В полдень мы выходили на улицу, поднимали высоко головы и видели солнышко прямо над собой. В ветреный день по флюгеру определяли, откуда дует ветер. Если дул с севера, значит ветер был северный, если с юга — южный, если с запада — западный, ну а с востока — восточный. Я их называла синоптиками, они знали, что это люди, которые предсказывают погоду.

Вот так вот в процессе игры, наблюдения, бесед, экспериментов мы день за днем постигали тайны мира. Слушали вы, слушали, а теперь пришла пора рассказать вам в какие игры мы играли. Игры были и подвижные, и малоподвижные. Назову некоторые из них:

  • Игра «Угадай — ка» — разгадывание загадок.
  • «Узнай, какая часть суток».
  • Дидактическое упражнение «Вчера, сегодня, завтра».
  • Игра «Ласковое солнышко».
  • «Какое бывает солнышко».
  • «Хорошо — плохо».
  • «Найди лишнее».
  • «Будущие космонавты» и многие другие игры.

Очень много времени я отдавала поделкам. У нас существовал кружок «Умелые руки», был он всегда по четвергам. Здесь мы вместе с детьми изготавливали космические атрибуты из бросового материала. Я видела, детям это интересно, каждый спрашивал: «А что мы будем делать сегодня?».

Материал изготовления наших атрибутов простой: пластиковые бутылки, скотч, цветная клейкая лента, цветная бумага, клей, нитки и др. Из них мы делали шлемы для космонавтов, кислородные баллоны, орбитальные станции, модель ракеты, модель Земли, питание для космонавтов, летающие тарелки.

Как это у нас получалось? Например, питание для космонавтов: я взяла пустые пластиковые тюбики от зубной пасты и надула воздухом. Обклеила цветной бумагой, подписала «Суп», «Каша», «Сок» и др. Сверху обтянула скотчем.

Или другой пример, модель Земли: выполнена в технике «папье — маше», с использованием старых газет. Основа модели — круглый воздушный шар. Сверху шар обклеен синей тканью. Очертания материков передаются с помощью кусочков ткани.

Ведущей формой работы с детьми являются занятия

Определяю тему недели. Сначала она рассматриваю на занятии по ознакомлению с окружающим миром, которое провожу в первый день недели и закрепляю на остальных (развитие речи, развитие элементарных математических представлений, лепка, аппликация, конструирование, рисование).

При проведении занятий учитываю индивидуальные особенности ребенка, его настроение и возможности.

У меня выработались свои принципы построения занятий:

1. Приветствие (можно в кругу).

2. Двигательная разминка.

3. Речевая разминка с использованием пальчиковых игр.

4. Сказочное путешествие.

5. Двигательная разминка в кругу.

6. Прощание.

Так вот завершился первый этап моей работы. Я задала себе вопрос: а что же знают мои дети после первого года кропотливого труда? И пришла к выводу, что дети к концу средней группы могли:

1. Легко определять стороны горизонта, называть эти стороны.

2. Давать достоверное представление о нашей планете Земля.

3. Оперировать элементарными знаниями о самой близкой звезде — Солнце (размер, форма).

4. Понимать: почему день сменяется ночью.

5. Понимать: почему одна пора года сменяется другой порой года.

6. А также они имели конструктивные навыки по данной теме.

Для детей старшей группы спектр знаний расширяется. Задачи, которые я ставлю на данном этапе:

1. Расширить представление о самой близкой звезде — Солнце (удаленность от Земли, использование солнечной энергии).

2. Сформировать у детей представления о небесных телах:

  • о планетах Солнечной системы;
  • о спутнике Земли — Луне;
  • о звездах и созвездиях.

3. Познакомить с первыми шагами человека в освоении космоса.

Дать детям элементарные представления о строении Солнечной системы оказалось делом не простым. Для начала я сделала простую модель Солнечной системы: восьмигранную призму сделала из картона и обклеила тканью. Верх — желто — оранжевый, это — Солнце. Планеты — цветная бумага. Орбиты — упаковочная лента.

Послушайте сказку Космоса.

Живет во Вселенной дружная семейка — Солнечная система. Маму зовут Солнцем, а ее дети — планеты. Как цыплята вокруг курицы, кружатся планеты вокруг Солнца, и всех оно любит, согревает. Самого быстрого сыночка зовут Меркурий, самую красивую дочку — Венерой, а самую добрую — Землей. Самый драчливый сын носит имя Марс. Самого большого и толстого зовут Юпитер. Уран и Нептун отличаются силой и спокойным характером. Сатурн считается весельчаком, и только маленький Нептун всегда плаксивый и мрачный. У планет есть друзья — спутники. Например, у Земли подружку зовут Луной. Никогда не разлучаются они, так и вертится Луна в желтом сарафанчике вокруг Земли, заглядывает ей в глаза. Нельзя в космосе без дружбы.

Поясняю: слово «планета» означает «блуждающая». В древности люди заметили, что планеты движутся не так, как окружающие их звезды. Они блуждают по небесам, появляются в разные времена года и в разных и местах.

Рассматриваем модель Солнечной системы. Прошу детей пальчиками провести по каждой орбите и назвать планету, «бегущую» по этой орбите. Солнце — глава большой семьи. Поэтому семья называется Солнечной системой. Порядок в семье образцовый.

Поясняю детям, что всего планет 9. Планеты, расположенные близко к Солнцу, являются самыми горячими и яркими: Меркурий, Венера, Земля, Марс. Более удаленные — Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон — еле улавливают солнечные лучи. Это холодные планеты, планеты — гиганты. И так, я познакомила ребят с названиями планет.

Теперь надо рассказать им про некоторые особенности планет, дать маленькую характеристику планетам, сообщить дополнительную информацию. Для закрепления материала я поснимала с орбит планеты, предложила детям в соответствии с номерами «заселить» планеты вокруг Солнца.

1. Коричневый Меркурий живет рядом с Солнцем. Он успевает за наш год пробежать четыре раза вокруг Солнца. Если бы на этой планете могли жить меркурианцы, то Новый год они встречали бы тоже четыре раза в год. Но на планете Меркурий нет жизни, нет кислорода и воды. Только жара и холод.

2. Почему планету Венеру Солнце поселило на второй орбите? В своем удивительном наряде она встречает Новый год два раза, потому что делает только два оборота вокруг Солнца.

3. На третью планету Новый год приходит только один раз. Какая это планета, угадайте? Какую орбиту ей отвело Солнце? Земля уникальна. Это единственная планета, на которой есть вода и жизнь.

4. Планета Марс вращается медленнее Земли. Успевает пройти за наш год половину круга. Под каким номером находится планета Марс?

5. Согласно распоряжению Солнца, огромный коричневато — желтый Юпитер поселяется под номером пять.

5. Окольцованный Сатурн с сыновьями прописывается на орбите номер…

6. «Многодетный» зеленовато — голубой Уран получает прописку на седьмой орбите.

7. Синий Нептун занял орбиту под номером…

8. И далекий Плутон прописался на последней орбите. Его номер…

С большим вниманием дети слушают рассказы про планеты.

На модели Солнечной системы я помогаю детям представить, как движутся планеты вокруг Солнца и одновременно поворачиваются вокруг себя.

Поначалу все идет хорошо, дети прекрасно понимают, но с введением роли спутников задача усложняется. Предлагаю детям заняться рисованием, чтобы закрепить знания. И они рисуют Солнечную систему на бумаге или на улице на песке. Во время рисования не спеша ведем беседу, тем самым развиваю коммуникативные умения детей.

Для закрепления и расширения знаний об особенностях планет предлагаю игру, которая строится на основе книги Р. Алдониной «О звездах и планетах». Дети находят изображение планет по описанию, а затем выстраивают Солнечную систему.

После книги даю задание: назовем и покажем планету, на которой мы живем; планеты, самые близкие к Солнцу, и планеты, самые далекие от Солнца.

Покажем самую быструю планету; самую загадочную, яркую и жаркую; самую маленькую и самую холодную планету. В заключение с детьми делаем коллаж «Семья Солнца!»: вырезаем из бумаги соответствующего цвета и величины планеты, «заселим» ими орбиты.

Пришло время дать детям элементарные сведения об атмосфере. Что на Земле есть воздух, дети знают с пеленок: земля окружена воздухом, мы дышим воздухом, растения обновляют воздух…

А вот слово «атмосфера» для них новое. Даю детям справку: атмосфера — воздушная «шуба» Земли. Она защищает все живое от вредного воздействия космических лучей и холода. Мы дышим воздухом, который

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.

Далее рассказываю про небо, облака, тучи. Ведем наблюдение за небом. Помогаю детям устанавливать сходство облаков с объектами окружающего мира. Наблюдение за небом — хороший метод развивать наблюдательность. Начинаем фантазировать, воображать… Создается хорошее настроение.

Дети знают о Солнце, о планетах… То, что Луна спутник Земли, мы говорили поверхностно. Рассказываю детям, что Луна — самая близкая к Земле планета. Луна еще и спутник.

Луна меньше Земли. Она круглая, как шар, твердая и холодная. На ней нет воды, воздуха, не бывает дождей и снега. На поверхности много песка и пыли. Горы, холмы, равнины — все песочного цвета.

На Луне всегда полная тишина. Сколько не кричи, никто не услышит. Луну освещает Солнце. От Луны солнечные лучи отскакивают, словно мячик от стенки, и попадают к нам на Землю. Так что лунный свет — вовсе не лунный, а солнечный. И если бы Солнце не освещало Луну, мы бы никогда ее не увидели…

Дети рисуют Луну, круглую, полную. Рисуют ночную прогулку Луны. Я жду вопроса о том, что Луна бывает еще и серпиком, почему? Неужели никто не видел? Наяву, в сказках, на рисунках… И дождалась.

Вопрос поступил, и я рассказываю детям про фазы Луны. Луна всегда остается круглая, как мяч. Но с Земли Луна кажется похожей то на узенький серп. То на дольку апельсина, тона целый апельсин — смотря по тому как ее освещает Солнце. Когда Солнце светит ей прямо в лицо, на небе виден целый лунный круг, и тогда люди говорят, что наступило полнолуние!

Если Солнце освещает Луну сбоку, нам бывает видна только одна ее щека. А бывает, что солнечные лучи светят Луне в спину. Тогда Луна становится невидимой. Так Земля и Солнце играют с Луной. Эти игры называются фазами Луны. И тут же предлагаю задание: нарисуйте фазы Луны, тем самым обогащаю творческую деятельность детей.

В следующий раз прочту им сказки «Почему Луна всегда грустна?» по П. Клушанцеву и «А куда исчезает Луна?» по А. Томилину. Можно сочить свою сказку о Луне. Своим детям я это задание не предлагала, то ли упустила, то ли забыла, а всем вам советую сочинить сказку. Есть много загадок про Луну, с иллюстрациями и без иллюстраций.

Я предложила ребятам создать рукотворную книгу с рисунками «Мир космоса в загадках». Были вовлечены родители, спасибо им.

Люди всегда стремились познать тайны неба. Их мечты сначала воплощались в сказках. Герои их летали к Луне, Солнцу, звездам на летучих мышах, коньке — горбунке, орлах и волшебных стрелах. Но приблизится к небу, планетам и другим небесным телам, увидеть их из космического пространства стало возможным только с изобретением ракет.

Первым человеком, совершившим полет в космос, стал Юрий Гагарин, а первой женщиной — Валентина Терешкова.

Даю детям некоторые сведения о внешнем виде ракеты и ее назначении. Настоящая ракета — составная, многоступенчатая. Она состоит из нескольких отдельных секций, соединенных между собой. Четыре боковые ракеты вместе называются первой ступенью. Средняя ракета — вторая ступень. И самая маленькая — третья ступень.

В голове третьей ступени находится космический корабль. Внизу у каждой ракеты размещены двигатели. Они и поднимают ракету. Творческие задания напрашиваются сами собой после каждой темы. Вот и теперь предлагаю нарисовать ракету и придумать ей название. Можно еще поиграть в игру — предположение, если бы ты был изобретателем, то какую ракету ты придумал бы.

На занятии по конструированию создаем модели ракет. В конце занятия сравниваем работы между собой. У каждого ракета оформлена по своему желанию, у каждого свои опознавательные знаки. Хорошие получились работы, всех хвалила, все были довольны. Вот этими моделями, другими поделками мы обогащали предметно — игровую среду в группе.

Вот нам и «покорились» Солнце, Луна, планеты. Остались только звезды.

На данном этапе я поставила себе задачи:

1. Дать детям элементарные знания о звездах: величине, температуре, цвете;

2. Развивать интерес к наблюдению природных явлений и установлению причинно-следственных связей;

3. Развивать эмоциональный мир ребенка, конструктивные навыки и умения.

Мой рассказ о звездах носил познавательное содержание. Звезды — это раскаленные шарообразные небесные тела, как Солнце. Поэтому мы их называем солнышкины сестры.

Друг от друга звезды отличаются величиной, цветом и яркостью. Яркость звезды зависит от расстояния, на котором она находится от Земли. Ярких звезд на небе 20. Самую яркую из всех звезд назвали Сириус. Они, как люди, рождаются, растут, стареют, умирают. Звезды — помощники человека.

Показываю детям, как сделать звезды из бумаги. Получается многообразие моделей звезд разного цвета. Вместе с детьми располагаем их на тонированной бумаге. Ребенку даю полную свободу выбора цвета и величины.

Организую игру «Звездопад»: из волшебного сосуда или рога вылетают звезды:

Звездопад, звездопад…

Звезды здорово летят,

Настоящий дождичек

Золотистых звездочек.

А. Усачев

Я уже говорила выше, что сделанными атрибутами мы пользуемся в сюжетно — ролевых играх. Вот и звездами предлагаю украсить костюмы космонавтов, шапки и шлемы, кошельки и сумочки.

Можно еще сделать для игр медали: склеим две звезды, предварительно вложив в середину тесьму.

После долгих наблюдений за звездами оформляем коллаж «Звездное небо».

На следующем занятии даю элементарные представления о «хвостатой звезде». «Хвостатая звезда» — это комета, за которой тянется длинная туманная полоса, похожая на пушистый хвост или распущенные волосы. Рассматриваем кометы на рисунках. Предлагаю нарисовать комету, а хвост выложить из разноцветных треугольников и полосок. Для того, что бы создать впечатление «живой» планеты, наклеим ей глаза с ресничками, губы.

Следующее занятие посвящаю созвездиям.

Информационная справка: звезд на небе очень много. Есть звезды одинокие и собравшиеся группами. Группа звезд называется созвездием. На небе легко найти семь ярких звезд. Это — Большая Медведица. Недалеко от нее горит Полярная звезда, звезда — компас. Недалеко находится Малая Медведица.

Творческое задание предлагаю: выложить из готовых звездочек созвездия Большая Медведица и Малая Медведица.

Вместе с родителями провели КВН для детей «Дорога в космос». Для того, чтобы соревноваться, были привлечены ребята из других старших групп.

С помощью музыкального и физкультурного работников было проведено развлечение «На неизведанной планете». Это было развлечение вместе с родителями. Проходили эстафеты, викторины, звучали загадки, стихи, ребята танцевали.

В воспитательно-образовательном процессе следует учитывать следующие принципы дошкольной дидактики:

1. Принцип взаимосвязи всех направлений работы с детьми дошкольного возраста.

2. Принцип последовательности.

3. Принцип систематичности: занятия проводятся систематически согласно сетке занятий, с обязательным закреплением в самостоятельной деятельности (важно помнить, что индивидуальная работа с детьми не должна превращаться в дополнительные занятия).

4. Принцип повторности.

5. Принцип наглядности.

Большое значение я придаю организации детей на занятиях, а также их самостоятельной деятельности.

Я создала тематическое планирование занятий, которое рассчитано на 36 часов. В тематическом планировании я предусмотрела все формы работы с детьми:

  • работа на занятиях,
  • свободная игра;
  • индивидуальная работа с детьми;
  • чтение художественной литературы,

работа в книжном уголке;

  • утренние беседы с детьми;
  • взаимодействие с родителями;
  • наблюдения;
  • прогулки;
  • конструктивная деятельность.

Все эти формы служат всестороннему развитию детей, сохранению их физического и психического здоровья.

Тематический план по формированию представлений об астрономии детей средней и старшей группы (36 часов)

Тема занятий; содержание, форма организацииКол-во
часов

Планеты солнечной системы

12

«Солнце — большая звезда»

Цель: развить познавательные интересы, интерес к окружающему миру; уточнить и расширить знания детей о Солнце; воспитывать интерес к природе.

Наглядно-д. пособия:

— иллюстрации;

— карта Солнечной системы;

— шар

1

«Солнце — труженик». Утренние лучи. Оформление коллажа по стихотворению С. Поселковской «Золотое солнце».

Цель: развить интерес к наблюдению за животным и растительным миром в разное время года;

Расширить знания детей о значении солнечного света для жизни на Земле;

Воспитать нравственные качества.

Наглядно-д. пособия:

— иллюстрации;

— карта Солнечной системы;

— материал для составления коллажа

1

«Солнце в представлении древних людей. II этап по оформлению коллажа по стихотворению».

Цель: развить воображение, наблюдательность;

Познакомить детей с представлениями древних людей о Солнце;

Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.

Наглядно-д. пособия:

— иллюстрации к легендам;

— карта Солнечной системы;

— материал для оформления коллажа

1

«Что такое Солнечная система»

Цель: создать условия для развития воображения, фантазии, конструктивных навыков и умений;

Дать детям элементарные представления о строении солнечной системы;

Подводить к пониманию единства и разнообразия мира, в котором мы живем.

Наглядно-д. пособия:

— карта «Солнечной системы»;

— иллюстрации;

— альбом «Солнечная семья»

1

«Земля — наш дом во Вселенной»

Цель: развивать образное восприятие мира в его единстве; знакомить детей с особенностями планета Земля, уменьшенной копией Земли — глобусом, расширить представления о последовательности смены времени года, частей суток.

Наглядно-д. пособия:

— глобус;

— карта;

— настольная лампа;

— трубочки — «телескопы»;

— шапочки — шлемы

1

«Занятия с глобусом «Портрет Земли»

Цель: развивать воображение детей; расширять знания о планете Земля, ее палитре, учить детей понимать уникальность планеты Земля; воспитывать чувство благодарности к Земле.

Наглядно-д. пособия:

— глобус;

— карта;

— иллюстрации;

— альбом «Планеты Солнечной системы»

1

«Неизведанные планеты: Меркурий и Венера»

Цель: развивать коммуникативные навыки, создать условия для развития воображения; знакомить детей с названиями планет, их особенностями, расположением планет в Солнечной системе; обогащать эмоциональную сферу.

Наглядно-д. пособия:

— макет «Семья Солнца»;

— карта «Солнечной системы»;

— иллюстрации планет

1

«Путешествие по планетам Юпитер, Сатурн, Марс»

Цель: Развивать интерес к исследовательской деятельности и наблюдательности; расширять и закреплять элементарные знания детей о строении Солнечной системы и особенностях планет; формировать навыки выражения своего мнения.

Наглядно-д. пособия:

— иллюстрации планет;

— карта «Солнечной системы»;

— ведерко, шарик, веревка, привязанная к ручке ведра;

— краски, бумага

1

«Волшебное путешествие по отдаленным планетам Солнечной системы», оформление коллажа «Семья Солнца».

Цель: развивать способности к коллективному творчеству; знакомить детей с расположением планет в Солнечной системе; воспитывать интерес к миру космоса.

Наглядно-д. пособия:

— иллюстрации планет;

— карта «Солнечной системы»;

— материал для оформления коллажа «Семья Солнца»

1

«Планета, отзовись!» (развлечение с участием родителей)

Развлечение в форме игры КВН (команда родителей и детей), соревнования, конкурсы, викторины.

Цель: развивать коммуникативные умения; закрепить элементарные знания детей о строении Солнечной системы и особенностях планет, находить планеты по описанию.

Наглядно-д. пособия:

— карта «Солнечной системы»;

— коллажи, оформленные на предыдущих занятиях; — иллюстрации планет

1

«Царица ночи»

Рассказывание легенд, беседа о Луне, беседа — фантазирование «Чем Луна похожа на Землю?», рисование «фаз» Луны, сны Луны и ее ночная прогулка

Цель: развивать познавательные интересы и творческую деятельность; обогащать знания детей о небесных телах; воспитывать умение взаимодействия в группе сверстников.

Наглядно-д. пособия:

— иллюстрации с изображением Луны, фаз Луны;

— телескоп

1

Рассказы месяца

Рисование по содержанию загадки Л. Эльдербейга: Вечер гасит в небе свет,

Расстилает звездный плед,

А на нем белее льна

В окружении…

Упражнение — фантазирование: «Куда исчезает Луна?», «Можно ли жить на Луне?», беседа по прочитанным произведениям о Луне. Рисование по загадке Л. Эльдербейга, сочинение своей сказки о Луне (создание совместной книги).

Цель: развивать эмоциональную сферу детей, воображение; предложить детям ответить на вопросы: можно ли жить на Луне? Почему Луну называют спутником Земли? Какую планету украшает Земля? Учить детей делать выводы, обогащать словарный запас; воспитывать доброжелательные отношения к мнению товарищей.

Наглядно-д. пособия:

— карта «Солнечной системы»;

— коллажи, иллюстрации;

— краски, бумага

1

МИР ЗВЕЗД

12

«Кто такие астрономы и астронавты»

Беседа, рассматривание звездной карты, рисование: «Астроном», фантазирование «Что я вижу в ночном небе?»

Цель: развивать познавательные способности у детей, воображение; сформировать первоначальное представление об астрономии, астрономах; воспитывать интерес к миру космоса.

Наглядно-д. пособия:

— иллюстрации с астрономами и астронавтами;

— звездная карта;

— альбомы, карандаши

1

«Солнышкины сестры»

Рассказ воспитателя о звездах, беседа — фантазирование «Какой я представляю звездочку?», конструирование звезд из бумаги.

Цель: развивать интерес к наблюдению природных явлений, конструктивные навыки и умения; дать детям элементарные знания о звездах; воспитывать аккуратность и продуктивность работы во время конструирования.

Наглядно-д. пособия:

— модели звезд, сконструированные из бумаги;

— звездная карта;

— бумага, ножницы, клей

1

«Хвостатая звезда»

Рассматривание звездной карты, беседа, рисование кометы в космическом пространстве, выкладывание хвоста из разноцветной бумаги, оживление кометы: наклеим глаза, ресницы, губы. Фантазирование: «О чем она нам хочет рассказать?»

Цель: создать благоприятные условия для развития творческих способностей детей; дать элементарные представления о комете; воспитывать радостное настроение и творческую атмосферу.

Наглядно-д. пособия:

— иллюстрации с изображением «хвостатой» кометы;

— разноцветные треугольники и полоски;

— ножницы, клей, бумага и карандаши для рисования

1

«Город «Тысяча солнц»

Фантазирование: «Каким ты видишь город «Тысяча солнц»? Где находится этот город? Отгадывание загадок, коллективное рисование «Город «Тысяча солнц».

Цель: развивать художественно речевую деятельность детей; расширять представление о звездах; Воспитывать доброжелательные отношения во время коллективной работы.

Наглядно-д. пособия:

— карта «Звездное небо»;

— бумага и краски для рисования

1

«Созвездия»

Умозаключения: почему звезды — это солнечные сестры? Можно ли жить на звездах? Загадывание загадок. Выкладывание из готовых звездочек Б. Медведицу, М. Медведицу.

Цель: развить творческое представление детей о созвездиях (Большая и Малая Медведицы), о Полярной звезде; учить детей находить данные созвездия и Полярную звезду на звездном небе; воспитывать интерес к звездному небу.

Наглядно-д. пособия:

— карта звездного неба;

— готовые звездочки для выкладывания Б. и М. Медведиц,

— бумага, краски и кисточки для рисования

1

«Плеяды. «Северная корона»

Рассматривание изображений созвездий, беседа, выкладывание созвездий. Рисование: «Северная корона»

Цель: развить представление детей о царстве звезд; сформировать представление детей о плеядах; воспитывать доброжелательные отношения к мнению товарищей.

Наглядно-д. пособия:

— карта звездного неба;

— готовые звездочки для выкладывания;

— краски и кисточки для рисования

1

«Метеоры и метеориты»

Чтение стихотворения Е. Тараховской «Как темно и тихо стало». Фантазирование: «О чем думает падающая звезда?», «Загадай желание». Рисование: падающая звезда.

Цель: дать некоторые сведения о метеоритах и метеорах, их внешнем виде; обогащать творческую деятельность детей; учить отличать их от других небесных тел; воспитывать свободу выбора и самовыражения.

Наглядно-д. пособия:

— иллюстрации метеоров и метеоритов;

— трафарет и ножницы для вырезания, бумага, краски для рисования

1

«Млечный путь»

Чтение стихотворения Е. Тараховской «Млечный путь», нахождение созвездия на карте, выкладывание из звездочек.

Цель: дать детям представление, что такое Млечный путь; учить находить Млечный путь на звездном небе, продолжать работу по закреплению знаний у детей по созвездиям; воспитывать навыки наблюдательности, любознательности, умение исследовать окружающий мир.

Наглядно-д. пособия:

— карта звездного неба;

— готовые звездочки для выкладывания Млечного пути;

— бумага, клей, материал для коллективной аппликации, краски

1

«Знаки зодиака. Оформление круга Луллия по созвездиям»

Беседа: «12 родных созвездий», рисование своего знака по образцу. Оформление круга Луллия.

Цель: развивать элементарные знания о знаках зодиака; обогащать новым содержанием работу с родителями и формы развлечения с детьми; воспитывать навыки понимания своей индивидуальности и другого ребенка.

Наглядно-д. пособия:

— карта звездного неба;

— символы знаков зодиака;

— готовые звездочки для выкладывания своего знака зодиака;

— бумага, краски для рисования;

— оформление круга Луллия по созвездиям

1

«Родные созвездия»

Работа с кругом Луллия по созвездиям, знакомство с астрологическим прогнозом по каждому созвездию. Оформление из фигур и символов зодиакального круга

Цель: продолжать развивать у детей знания о знаках зодиака; знакомить с астрологическим прогнозом; воспитывать положительные взаимоотношения друг к другу.

Наглядно-д. пособия:

— символы знаков зодиака;

— бумага, краски для рисования своего знака зодиака

1

Викторина «Мир звезд»

Упражнение — соревнование «Кто лучше расскажет о своем знаке?», «Узнай знак по символу, количеству звезд и т. д.». Игры: «Расположи знаки по порядку», «Что сначала, что потом». Чтение стихов. Конкурс: «Кто быстрее нарисует свой знак».

Цель: укрепить знания о звездах и созвездиях; обогащать эмоциональную сферу детей, их воображение, фантазию, воспитывать взаимодействие в коллективе сверстников

1
«ОСВОЕНИЕ КОСМОСА ЧЕЛОВЕКОМ»12

«Освоение космоса»

Беседа, рассматривание глобуса, фотографии Ю. Гагарина, В. Терешковой, П. Климука, фотооткрытки с изображением межпланетных станций, изображение Марса, Луны, Солнца.

Цель: развить познавательные способности у детей, творческую фантазию; дать знания о том, как люди мечтали покорить космос и как эти мечты воплощались в реальность; воспитывать доброжелательные отношения к товарищам в процессе совместных творческих работ.

Наглядно-д. пособия:

— иллюстрации с изображением Марса, Луны, Солнца;

— фотографии космонавтов;

— глобус

1

«Животные — космонавты»

Чтение стихотворения С. Баранова «Животные — космонавты», фотоиллюстрации с изображением космического корабля, рисование животных в ракете.

Цель: развивать любознательность; показать стремление человека к познанию окружающего мира; рассказать о первых космонавтах — разведчиках (собаках, кроликах, насекомых, микробах), раскрыть значение полетов с животными на корабле, воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Наглядно-д. пособия:

— карта «Солнечной системы»;

— иллюстрации, бумага, карандаши

1

«Космическое пространство»

Рисование карты-схемы Солнечной системы, составление и рассматривание разрезных картинок с космическими сюжетами, составление мини — кроссворда.

Цель: развивать интерес к миру космоса; помочь детям сформировать первоначальное представление о Вселенной, космосе, расширить их понимание единства мира; воспитывать умение взаимодействовать в группе сверстников.

Наглядно-д. пособия:

— мозаика с космическим сюжетом;

— карта «Солнечной системы»;

— мини-кроссворды

1

«Ракета, какая ты?»

Игра-предложение: если бы ты был изобретателем,

Какую ракету ты бы придумал бы? Конструирование моделей ракет (оригами).

Цель: развивать воображение; дать детям некоторые сведения о внешнем виде ракеты и ее назначении; воспитывать добросовестное отношение к работе.

Наглядно-д. пособия:

— иллюстрации, фотографии, открытки

1

«Как мальчик Юра летел к звездам»

Чтение стихов. Н. Гончарова «Космонавтом быть хочу!», игра «одеть космонавта».

Цель: развивать познавательные интересы детей;

познакомить детей с биографией Ю.А.Гагарина, его стремлением постичь новое, неизведанное; воспитывать доброжелательное отношение к человеку, покорившему космос.

Наглядно-д. пособия:

— иллюстрации, пособия

1

«Первый полет в космос»

Рассмотреть карту звездного неба с изображением на ней космического корабля, смастерить скафандр.

Цель: способствовать развитию любознательности, показать стремление человека к познанию окружающего мира, воспитывать уважение к труду людей, работа которых связана с освоением космоса.

Наглядно-д. пособия:

карта «Солнечной системы», иллюстрации с изображением космического корабля, космонавта

1

«Наш космический корабль»

Конструирование ракеты, провести игру «Чья ракета быстрее»

Цель: развивать творческое воображение, учить детей делать постройки, используя бросовый материал, работать коллективно: распределять между собой различные участки работы, воспитывать интерес к совместной творческой работе, получать удовольствие, радость.

Наглядно-д. пособия:

— большая картонная коробка, 2 маленькие картонные коробки;

— 3 пластиковые бутылки;

— 6 картонных цилиндрических трубок разного диаметра;

— скотч, клей, бумага цветная, ножницы

1

«Этот загадочный космос»

Беседа о том, кто становится космонавтом, рассматривание портретов космонавтов, провести опыт «Вращающаяся Земля»

Цель: развивать воображение, интерес к исследовательской деятельности, наблюдательность; расширить представление детей о профессии космонавта учит детей делать выводы на основе проведенных опытов; воспитывать уважение к людям, осваивающих космос.

Наглядно-д. пособия:

— карта «Солнечной системы»;

— макет космического корабля;

— глобус;

— лампа

1

«Мы в космосе»

Развивающаяся игра «Зарядка с веселыми человечками», чтение стихотворения Н. Гончарова «Беспокойный ангел»; нарисовать свою звездочку и повесить на карте звездного неба, пояснить, что это ЦУП (Центр управления полетов), опыт «Темный космос»

Цель: развивать коммуникативные навыки и умения, воображение; закрепить знания детей о Солнечной системе, познакомить детей с задачами ЦУП; воспитывать умение взаимодействовать в группе сверстников.

Наглядно-д. пособия:

— иллюстрации, открытки;

— модель космического корабля;

— фломастеры, бумага, фонарик, стол, линейка

1

«Веселые инопланетяне» (лепка)

Рассматривание инопланетян, марсиан на иллюстрациях, картинках, лепка инопланетян.

Цель: развивать творческое воображение у детей; учить создавать образ инопланетян в лепке, закрепить приемы лепки; воспитывать стремление к самовыражению.

Наглядно-д. пособия:

— набор геометрических фигур;

— микрофон, глина, иллюстрации

1

«КВН для детей «Дорога в космос»

Карта — схема Солнечной системы, фотоиллюстрации с изображением космического корабля, лунных ландшафтов, таблицы с кроссвордами, разрезные картинки с космическими пейзажами.

Цель: развивать коммуникативные навыки и умения; уточнить знания детей о Солнечной системе, космосе, космическом пространстве, покорителях космоса; обогащать эмоциональную сферу детей.

Наглядно-д. пособия:

— карта Солнечной системы;

— космический корабль, ракеты, вырезанные из бумаги

1

«Развлечение «На неизведанной планете»

Музыкально-спортивный праздник родителей. Эстафеты, викторины, загадки, танцы, стихи.

Цель: развивать наблюдательность, сотрудничество; создавать доброжелательную атмосферу.

Наглядно-д. пособия:

— пособия для игр «Центрифуга», «Невесомость», «Одеть космонавта»

1

К каким результатам я пришла после двух лет работы по данной теме?

Мои воспитанники:

  • Проявляют интерес к астрономии.
  • Владеют знаниями, необходимыми для дальнейшего обучения в
  • Школе.
  • Имеют элементарные представления об астрономии: звездах, Солнце, Луне, об использовании солнечной энергии, о планетах Солнечной системы, об изучении космического пространства.
  • Гордятся своими успехами.

Мои коллеги:

  • Создают условия для формирования у детей представлений об астрономии;
  • Обогащают словарь своих детей;
  • Стимулируют желание детей овладевать научными знаниями в области астрономии;

Родители моих воспитанников:

  • Расширяют свои знания о методах и приемах формирования у детей основ астрономии;
  • Участвуют в совместных викторинах, праздниках.

В процессе развития человечества появились науки об окружающем мире, которые называют естественными. Одна из них — астрономия. Она изучает строение и развитие космических тел.

Звездное небо… Оно усыпано множеством мерцающих звезд, которые отличаются друг от друга. Сколько их на небе? Сколько планет? Какие они? Что такое Солнце? Что такое созвездие? Не каждый взрослый может ответить на эти вопросы. А ребенок задает их и требует ответа. Он хочет знать: что? как? почему? Именно это и определило необходимость заняться этой темой.

Тема «Астрономия» широко не разработана, крайне мало методических рекомендаций, иллюстративного и дидактического материала. Поэтому необходимо, в первую очередь, расширить собственные знания об астрономии у детей.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРИЗ — ТЕХНОЛОГИИ

Да — Нет (линейная)

Цель: формировать умение задавать сильные вопросы, сужающие поле поиска ответа на вопрос.

Солнечная система — это Солнце и все, что вращается вокруг него. В системе девять планет. Сериационный ряд от… до…

Юпитер — самая большая из них. Самая — маленькая планета Плутон.

Задание: разместить планеты в соответствующем порядке за Солнцем (по величине). Отгадать какую планету загадал воспитатель (значение признака: слева, справа, больше, меньше, крупнее, мельче).

Да — Нет (объектная)

Цель: формировать умение ставить сильные вопросы, сужающие поле поиска ответа на вопрос.

Задание: загадан астрономический предмет. Надо отгадать, какой? Вопросы задаются по признакам, значения которых не упорядочиваются в ряд, т. е., носят классификационный характер:

  • Это небесное тело?
  • Это планета (астероид, звезда, метеорит)?
  • Это космическая техника? И т. д.

Хорошо — плохо

Цель: формировать умения выделять в объектах, явлениях окружающего мира положительные и отрицательные стороны, уметь оперировать противоречиями.

Солнце — самая яркая и крупная звезда Солнечной системы. Оно излучает тепло, свет и радиоактивные волны. Солнечный свет необходим всем живым организмам для нормального роста, развития. В солнечном тепле нуждается большинство растений.

Благодаря тому, что Земля вращается вокруг Солнца и поворачивается к нему то одной, то другой стороной, происходит смена дня и ночи и времен года. По мере удаления поверхности Земли от Солнца образуются разные климатические пояса.

В зависимости от климата животные и растения приспосабливаются к образу жизни.

Задание: обосновать, почему Солнце полезно, почему вредно. Что должно измениться, чтобы полезные свойства стали вредными?

Вариант усложнения: Солнце полезно, почему? Потому что согревает Землю, и растения хорошо развиваются. Но это может быть и вредным, почему? Потому что быстро растут сорняки, потому что, если нет дождя, может случиться засуха.

Метод морфологического анализа

Цель: формировать умения систематизировать информацию, делать логические выводы на основе этой систематизации.

Задание: по волшебным дорожкам времен года путешествуют природный, рукотворный объекты и человек. Как сказывается продолжительность светового дня на способе их существования и образе жизни? Как к этому приспосабливается человек?

ИГРЫ ДЕТЕЙ В СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ

Солнечный лучик

Цель: развивать творческое воображение, способность к сопереживанию.

Воспитатель просит детей представить, что однажды солнышко послало на землю лучик для того, чтобы помочь людям в разных сложных ситуациях: кто — то заблудился в лесу, кто — то поссорился со своим другом, кто — то заболел, у кого — то сломалась игрушка и т. д. Дети дают свои варианты ответов.

Например, человеку, опоздавшему на поезд, лучик подарит билет на поезд к солнышку, и человек поедет в гости. Солнышко угостит человека, а затем волшебный лучик вернет его обратно.

В гостях у солнечного лучика

Цель: формировать положительное отношение к товарищам, корректировать эмоциональное отношение.

Воспитатель делит детей на группы и просит каждую группу представить, что волшебный лучик научил их: говорить солнечные слова, рисовать солнечную улыбку, танцевать солнечный танец, петь солнечную песенку и т. д., просит изобразить.

Каждая группа детей рисует свой рисунок, затем рассказывает.

Ласковое солнышко

Цель: воспитывать доброту, симпатию друг к другу, гуманность.

Дети в кругу. Педагог «солнышко». Дети — «лучики». «Солнышко» по очереди дотрагивается до каждого «лучика», и тот говорит ему ласковое слово. После того как «солнышко» услышало от «лучика» ласковое слово, оно вспоминает, что именно о нем сказали. Играют до тех пор, пока все желающие не побывают в роли «солнышка».

Цветы в космосе

Командам выдаются цветная бумага, проволока и цветочный горшок. Нужно «вырастить» цветы в космосе за пять минут, Кто больше сделает красивых цветов и «посадит» их в горшок?

Кресло космонавта

Космонавт готов к полету. Он садится в кресло космонавта. У нас это заменит стул. Каждый участник садится за свой стул и старается собрать расположенные вокруг стула 10 предметов, не покидая его. Расстояние до предметов около полутора метров. Чья команда быстрее?

Викторина для маленьких космонавтов

  • Чтобы случилось, если бы солнышко исчезло?
  • Можно ли приблизиться к Солнцу и обнять его?
  • Почему Солнце называют дневной звездой?
  • С чем можно сравнить Солнышко?
  • Кому на Земле нужно Солнце?
  • Почему металлические предметы самые горячие?
  • Какой цвет отталкивает солнечные лучи, а какой поглощает?
  • Почему люди летом носят светлую и легкую одежду?
  • Назовите общее количество планет.
  • Назовите соседей Земли.
  • Могут ли планеты столкнуться?
  • На какой планете всегда жара?
  • Что случилось бы с Землей, если бы она близко подошла бы к Солнцу?
  • А если бы Земля далеко отошла бы от Солнца?
  • Какая самая холодная планета и почему?
  • Назови планету — убежище людей в космосе?
  • Почему планета Плутон самая маленькая, если она относится к планетам — гигантам?
  • Можно ли жить на Луне?
  • Почему Луну называют спутником Земли?
  • Как поступим, если неожиданно на Земле встретим инопланетянина? Пригласим ли его в гости? О чем с ним будем говорить?
  • Можно ли сосчитать звезды?
  • Почему звезды — Это солнца?
  • Почему звезды — это солнышкины сестры?
  • Можно ли жить на звездах?
  • Твой знак зодиака.
  • Назови первого космонавта планеты.
  • Кто из животных побывал в космосе?
  • На какой планете ты хотел бы побывать?
  • Нужно ли беречь нашу планету? Что для этого надо делать?

Ведущие, которые будут проводить викторину, должны сами хорошо знать ответы на все вопросы.

Краткий астрономический словарь для детей

АТМОСФЕРА — слой воздуха, которым мы дышим и который необходим всем живым существам на Земле.

ВСЕЛЕННАЯ — все то, что существует на Земле и вне ее.

ГАЛАКТИКА — огромная звездная система. Галактика, в которой находится наша Солнечная система, называется Млечный Путь. Это белесая, похожая на молочную реку широкая звездная полоса, которая пересекает небо.

ИЛЛЮМИНАТОР — круглое застекленное окно на самолете, космическом корабле.

КОМЕТЫ — хвостатые небесные тела.

КОСМОДРОМ — место, откуда запускают космические корабли, ракеты.

КОСМОНАВТ — человек, испытывающий космическую технику и работающий на ней.

НЕВЕСОМОСТЬ — состояние, когда человек и окружающие его предметы теряют вес (становятся легче пушинки).

ПЛАНЕТЫ — наиболее крупные небесные тела, вращающиеся вокруг Солнца, составляющие Солнечную систему.

СКАФАНДР — снаряжение, позволяющее человеку жить в условиях, отличающихся от нормальных (под водой, на большой высоте, в космосе).

СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА — система планет и других небесных тел, которые вращаются вокруг Солнца.

ЗНАКИ ЗОДИАКА — созвездия, украшающие ночное небо. Луна и Солнце обязательно один раз в году бывают у них в гостях. Слово зодиак означает круг животных.

Список использованной литературы

И.И. Кобитина. Знакомим дошкольников с планетами и звездами. Минск, ООО «Лексис», 2004г.

О.В. Дыбина, Н.П. Рахматова, «Неизведанное рядом». Москва,2004г. Е.П. Левитан, «Малышам о звездах и планетах». Москва, «Просвещение», 2004г.

Т.Д. Нуждина, Чудо всюду. Детская энциклопедия

О.А. Скоролупова, «Покорение космоса». Москва, «Скриптопий», 2004г.

А.Н. Томилин. «Мифы и легенды звездного неба», Москва, «Росмэн», 2004г.

Космос. Детская Энциклопедия. Москва.

С. Н. Николаева, «Ознакомление дошкольников с неживой природой», Москва, «Педагогическое общество России», 2003г.

Н. П. Посвянская, «Занятия с детьми дошкольного возраста по теме «Планета Земля», Москва, 2005г. «Скрипторий».

Г. А. Никашина, «Весь мир в игре», часть2 «Исследователи Вселенной» г. Мозырь, 2005, «Белый ветер».

Н.Н. Тятюшкина, О.А.Ермак, «Тропинками Вселенной». «Белый ветер». г. Мозырь, 2007г.

 

Из опыта работы воспитателя высшей квалификационной категории,
Якушевой Валентины Евгеньевны


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2019 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress

Adblock
detector