Написать нам
kartal escort porno sex maltepe escort konya escort alanya escort ataşehir escort ataşehir escort ümraniye escort ataşehir escort kartal escort ankara escort ankara escort bayan escort ankara ankara rus escort eryaman escort maltepe escort kartal escort kartal escort maltepe escort maltepe escort bahcesehir escort bahcesehir satilik daire avcilar erkek yurdu bahcesehir escort escort bayan escort istanbul escort ataköy şirinevler escort istanbul escort izmir masöz izmir escort bayan izmir escort bayan ankara escort bayan ankara escort bayan
2   0   560

Мир растений глазами детей младшего дошкольного возраста

Ребенок младшего дошкольного возраста знакомится с миром растений в ближайшем природном окружении.

Растения – благодатный объект для познания, для развития наблюдательности, мышления ребенка.

Они всегда доступны взору, их можно потрогать, понюхать, ощутить на вкус и т.д. Неподвижные и молчаливые на первый взгляд растения своими стеблями и листьями, цветками и плодами, ветками и почками дают богатую пищу для размышлений. Как в сельских, так и в городских условиях, как в теплое время года, так и зимой ребенок может видеть множество растений. И это многообразие растений, доступное наблюдению ребенка, предстает перед ним не в статичном, а постоянно изменяющемся виде.

мальчик нюхает цветы

Ребенок к трем годам уже осознает, что все в окружающем мире имеет свои названия. Замечая растения, он интересуется, как оно называется. Иногда его не устраивают обобщенные названия, типа цветок, ягодка и требует определенной конкретизации. Например, девочка держит в руках лесные орехи и интересуется:

— Это как называется?

— Орешки.

— Я знаю! А фамилия как?

Дети задумываются, почему растениям дали такое название. Услышав названия, они проводит определенные аналогии с уже известными им предметами. Так, услышав название цветок «гвоздика», ребенок предположил:

— Посадили гвозди и выросли гвоздики?

Названия растений соотносят с движениями, действиями, которые они должны совершать. Выяснив, что цветы называются колокольчики, ребенок интересуется:

— Ветер подует, и они зазвенят?

Услышав название куста «шиповник», один ребенок тут же поинтересовался:

— А почему он не шипит?

У другого ребенка название этого же растения вызывает иные ассоциации. Так два мальчика стоят перед кустом шиповника и спорят:

— Это роза!

— Нет, не роза!

— А что?

— Подшипник!

Слыша названия растений, дети приходят к выводу о принадлежности этих растений кому-либо, например, какому-либо животному. Так, во время прогулки в лесу, ребенку рассказали:

— Это заячья капуста, ее можно есть.

Ребенок, пожевав нежные, кислые листочки, окинул взглядом плантацию и деловито промолвил:

— Вкусная! Зайцы тут наквасят целую бочку.

Узнав название кустарника, один ребенок интересуется:

— Волчьи ягоды волк посадил?

Другой полагает, что название растения связано с его определенными свойствами. Например, ребенок рассказывает:

— Наша воспитательница сказала, что волчьи ягоды есть нельзя. А Дима ел!

— И что же он?

— Что, что… Пока не воет…

Название растений дети также соотносят с предполагаемым местом произрастания. Услышав в разговоре взрослых выражение «карликовые березы» девочка интересуется:

— А почему они у нас растут, а не у карликов?

Если в названии животных дети младшего дошкольного возраста больше стремятся подчеркнуть маленькие размеры животного, уточнить названия детенышей, то в мире растений они стремятся конкретизировать названия больших растений, крупных плодов. Так собирая урожай на грядке, девочка восторженно заявляет:

— А я нашла огур!

— Почему огур?

— Потому что огурчик – это маленький, а это большой, это – огур.

Во время прогулки на поле детям показывают, какие большие тыквы растут по обеим сторонам дороги. Один мальчик укоряет:

— Надо, говорить вежливо: не тыквы, а выквы.

Рассматривая растения, дети отмечают особенности их строения и характеризуют, используя названия частей тела человека. Например, рассматривая дерево, ребенок отмечает:

— У деревьев одна ножка и много рук.

Во время дождя ребенок замечает:

— Папа, мама, скорее, посмотрите – какие у деревьев шеи мокрые… .

Интерес к внутреннему строению растений у детей проявляется в большей степени к плодам. Так кушая сливы, ребенок с недоумением замечает:

— Одного не пойму: как это в сливы косточки запихивают?!

Другой ребенок, кушая яблоко, с уверенностью рассказывает о его строении:

— Я знаю: сверху у яблока кожура, а внутри лежит огрызок!

Наблюдая растения, дети четвертого года жизни отмечают и их наиболее яркие признаки внешнего вида. Например, впервые увидев вдалеке березу, ребенок заметил:

— А вон все дерево в газетах.

Рассматривая ягоды на кусте крыжовника, один мальчик увидел необыкновенно крупную ягоду и удивился:

— Какая ягода и небритая!

А другой поинтересовался:

— Почему крыжовник натыкался булавками?

Под влиянием взрослого дети младшего дошкольного возраста знакомятся с разнообразными свойствами растений. Но особого внимания детей заслуживают такие свойства, как:

  • запах растений

Один ребенок, нюхая букет цветов, отмечает:

— Цветы так вкусно пахнут – прямо как компот!

Другой ребенок, вдыхая аромат цветка, говорит:

— Как ново пахнет!

  • свойства жгучести, колючести.

Эти свойства для детей иногда являются важными для определения вида растения. Например, девочка интересуется:

— Это что, елка?

— Нет, сосна.

Подошла, потрогала:

— Нет, все-таки немножко елка.

Дети воспринимают эти свойства, как защитные свойства растений и их интересует, почему другие растения этими свойствами не обладают:

— Бабушка, почему чертополох колючий?

— Он не хочет, чтобы его коровы съели.

— А остальная трава хочет?

Выделяя свойства у растений, дети находят определенные сходства с предметным миром. Например, ребенок интересуется:

— Мама, а лук и мыло родственники!

— Почему?

— Они ведь оба глаза щиплют…

Или сходства с миром животных. Так мальчик интересуется:

— Дедушка, а крапива кусается?

— Еще как!

— А лаять она умеет?

Или по аналогии: животное заснуло-проснулось, ребенок интересуется:

— Цветочки завяли, а когда они отвянут?

  • свойства ядовитости.

Зная от взрослого, что от яда растений можно умереть, ребенок в своих размышления идет дальше:

— А если раздавить лопаткой ядовитую ягоду, лопатка умрет?

  • Выделяемые свойства растений дети используют для характеристики людей. Например, ребенок заявляет:

— Мальчики грубые, как солома, а девочки мягонькие, как трава.

Или:

— Мама, у тебя такие руки теплые – как травяная дорожка летом.

Дети в младшем дошкольном возрасте усваивают, что растения развиваются и изменяются, но для них наиболее яркими являются сезонные изменения. Дети хорошо усваивают, что осенью листья меняют окраску, опадают, а весной листья появляются:

  • мальчик несет опавший лист с комнатного растения:

— Смотрите, в большой комнате осень наступила!

  • весной девочка обращает внимание на деревья:

— Смотрите, как деревья листеют!

  • ребенок обобщает:

— Осенью листочки с деревьев улетают, а весной прилетают.

  • делает вывод:

— Как хорошо кто-то придумал. Летом цветы цветут, а осенью – листья.

Из-за недостаточного объема представлений, дети четвертого года жизни, замечая изменения в растениях, могут неверно их трактовать:

  • мальчик увидел проросший картофель.

— Мама, смотри – макароны из картошки выросли!

  • Девочка показывает подружке колосок:

— Видишь, какие маленькие зернышки в нем появляются? Они растут, растут и становятся булками.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста педагоги большое внимание уделяют такому вопросу, как формирование представлений о том, что растения живые. В отличие от животных, растения не обладают такие яркими витальными признаками. И дети пытаются их уяснить, сравнивая потребности, проявления растений с человеком. Например,

  • Вечером гуляет с папой по парку, мальчик замечает:

— А почему деревья спят стоя?

  • Девочка просит:

— Мама, купи мне яблоко.

— Уже поздно, доченька, яблоки все спят.

— Это маленькие яблоки спят, а большие – еще нет.

  • Ребенок раскрашивает альбом. Мама спрашивает:

— А почему яблоко синее?

— А оно упало.

— Ну и что?

— И синяк получился.

  • Мальчик несет дыньку за хвостик и приговаривает:

— Потерпи немножко!

  • Вслушиваясь в шелест листьев на дереве, девочка поясняет:

— Это листочек-мама рассказывает листочку-ребенку сказку.

Но все же для детей главным проявление живого организма является движение, поэтому они интересуются, почему дерево нельзя переставить на другое место.

Дети обращают внимание на количество растений и пытаются одним словом назвать их совокупность. Например,

  • гуляя с мамой в парке, ребенок увидел полянку, где много одуванчиков:

— Ой, сколько цветов! Целая стая.

  • на прогулке дети вышли на лужайку, где много невысоких кустарников. Один из детей воскликнул:

— Ой, какая кустыня!

Отношение к растениям дети второй младшей группы могут высказывать:

  • в слове . Например, девочка заявила:

— Я очень люблю цветы, я настоящая любовница цветов.

  • через отношение к другим объектам природы. Например, мальчик в беседе с дедом:

— Дедушка, ты какое дерево больше всего любишь?

— Пальму.

— А я березку. Знаешь почему? На березе больше всего майских жуков и муравьев.

  • чаще всего через действия по отношению к растения. Например, дети, на прогулке в парке увидели желтую от одуванчиков полянку. Зная, что рвать растения нельзя, все дети метнулись срывать одуванчики. На возглас педагога, что нельзя рвать цветы, дети ответили:

— Но ведь они же без разрешения растут.

Для того чтобы у детей уже в младшем дошкольном возрасте складывались правильные представления о мире растений, необходимо использовать разнообразные формы и методы работы, наполняя их хоть и элементарной, но уже научной информацией.

Стреха Е. А.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress