Написать нам
Популярно
1   0   211

Сказкотерапия для детей

«Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок» — эти слова мы знаем с детства. И действительно, сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом. Она – универсальный учитель.

Сказкотерапия для детокПочему-то считается, что взрослым не до сказок: у них серьёзные дела и совсем нет времени на всякие небылицы. Но вспомните, как привлекает нас реклама, в которой участвуют сказочные герои! Душа просит сказки или того особого состояния, которое одни называют счастьем, другие – ожиданием чуда, третьи – ощущением детства…
Мы не раз задавались вопросом: как сделать так, чтобы дети, едва вступив в жизнь, не оказались обделёнными не только нашей любовью, но и добрым отношением других людей? Что мы, взрослые, должны сделать для этого?

Кто-то скажет – это дело детей, они должны сами научиться общению с окружающим. Но мы позволим себе не согласиться. Кто же как не мы, взрослые, поможет детям научиться любви и вниманию к окружающему миру, к людям, которые его населяют. Комната сказок, которую мы создали в детском саду, стала настоящим открытием для детей, педагогов и родителей, так как сказкотерапия сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребёнка, дать им возможность понять друг друга. Сказка даёт им необходимую гамму переживаний, создаёт особенное, ни с чем не сравнимое настроение, вызывает добрые и серьёзные чувства.

Так что же такое сказкотерапия?

Сказкотерапия — это:
— лечение сказками;
— процесс поиска смысла;
— процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни;
— процесс объективизации проблемных ситуаций;
— процесс активизации ресурсов, потенциала личности;
— процесс экологического образования и воспитания ребёнка;
— процесс самосовершенствования и мира вокруг.

Сказкотерапия – это ещё и терапия средой, особой сказочной обстановкой.

Где могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта, а главное, в ней появляется чувство защищённости и аромат Тайны…

Итак, привлекательность сказкотерапии можно объяснить, прежде всего, её универсальностью: сказка информативна, экологична, безгранична, феерична, эмоциональна, мудра, в ней отсутствуют возрастные ограничения.

А ещё, сказкотерапия – это созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего, процесс подбора каждому ребёнку своей особенной сказки… Процесс познания в наиболее созвучной нашей душе образной форме. Может быть, именно для этого многовековой мудростью человечества послана нам сказка?..

В нашей «сказочной стране» есть  ковёр «Лесная поляна», колобок и герои его сказки, золотая гора, на которой живёт Жар-птица и растёт аленький цветочек, сад с молодильными-яблочками. В тени деревьев  расположился красочный Кошкин дом, печка Емели, крокодил Гена и Чебурашка, удав и 38 попугаев, трон короля и сундук с драгоценностями, Буратино с его сказочным камином и сверчком, Белоснежка и семь гномов, Дюймовочка, гадкий утёнок, но особую сказочность комнате придают летящие в небе гуси-лебеди и Баба Яга. В костюмерной находятся костюмы, маски-шапочки, грим, парики для взрослых и детей. Прежде чем отправиться в сказочное царство, можно надеть театральные костюмы и превратиться в сказочных героев.

В глубине леса расположились столики для творчества, так как работа строится на основе взаимосвязи между отдельными видами художественной деятельности. Формы организации занятий не повторяются, дети каждый раз попадают в новую для них ситуацию. Встречи с любимыми персонажами, весёлые игры, «сюрпризность» доставляют необычайную радость малышам, заставляют их волноваться, восторгаться, помогают чувствовать себя счастливыми. Правда, иной раз фантазия ребят, художественные образы, неожиданно предложенные ими, могут увести воспитателя от заранее запланированного хода занятия. Сказка, игра, самый верный и короткий путь к детскому разуму и сердцу.

Находясь в комнате сказок, малыши активно погружаются в игровую атмосферу, в мир сказки, где импровизационное сотворчество воспитателя и ребёнка неизбежно.

В сказке присутствует и функция профилактики, функция воспитания здорового образа жизни, охрана человека от пагубных, наносящих урон здоровью увлечений, пристрастий, действий, поведенческих актов и прочее. Иначе говоря, сказка выполняет и терапевтическую, и профилактическую функцию. Это соответствует становлению здоровьесберегающего направления.

Мы считаем, что особую роль в развитии изобразительной деятельности играет социальная адресованность детского творчества. Поэтому рекомендуем в групповых комнатах устраивать «Сказочные уголки», где можно выставить все выполненные детьми поделки по сюжету той или иной сказки, оформить их рисунки на сказочные темы и т.д.

Сказочные образы дают определённые сведения об окружающем мире, т.е. обладают познавательным значением. Оттолкнувшись от содержания сказки, заинтересовав ребёнка новым необычным персонажем, педагог может организовать познавательную беседу.

На занятиях по ознакомлению с окружающим и по изобразительной деятельности — проблемные ситуации, вопросы и задания на развитие нестандартности, оригинальности, самостоятельности, ассоциативности мышления, обследование разнообразных предметов и материалов, организовать игры, экспериментирование с ними.

На занятиях по ознакомлению с окружающим дети совершают путешествие, экскурсии в места, где происходит действие сказки, и еще раз эмоционально погружаются в сказочную атмосферу, ещё ближе знакомятся со сказочными героями.

На занятиях по физической культуре в комнате сказок используются игровые приёмы. Путешествие в сказку, визит сказочных героев, сказочные мотивации (делай как герой сказки, делай вместе с ним, помоги герою и т.д.) — эти занятия обобщают систему работы по определенным задачам и являются итоговыми. Это своего рода диагностика двигательных умений и навыков детей.

Говоря «сказка – источник творчества», мы имеем в виду не только творчество детей, но и профессиональное творчество педагогов; гибкое, вариативное использование предлагаемых нами сказок, способность педагога включить их в разные виды деятельности дошкольников.

Н. Плискова


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress