Написать нам
kartal escort porno sex maltepe escort konya escort alanya escort ankara escort ankara escort bayan escort ankara ankara rus escort eryaman escort maltepe escort kartal escort kartal escort maltepe escort maltepe escort bahcesehir escort bahcesehir satilik daire avcilar erkek yurdu bahcesehir escort escort bayan escort istanbul escort ataköy şirinevler escort istanbul escort izmir masöz izmir escort bayan izmir escort bayan ankara escort bayan ankara escort bayan
3   0   651

Воспитание познавательной активности у старших дошкольников

Предметный, рукотворный мир — это результат деятельности людей, а через познание особенностей созданных взрослыми предметов, правил обращения с ними, их функциями происходит освоение дошкольниками окружающего мира и социальной действительности, воспитание познавательной активности.

Под познавательной активностью детей старшего дошкольного возраста в русле изучаемой проблемы мы понимаем интегративное качество личности, проявляющееся в стремлении детей к познанию предметов рукотворного мира, в их эмоциональной отзывчивости, творческой деятельности, направленной на преобразование окружающего мира для общественного блага.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил нам разработать структуру познавательной активности детей, куда вошли компоненты, их критерии и показатели. Критериями информационно-компетентностного компонента выступают знания и представления детей о предметах рукотворного мира, а показателями – осведомленность о назначении, свойствах и качествах предметов рукотворного мира, наличие представлений об истории возникновения и совершенствования того или иного предмета.

Развитие потребностно-мотивационного компонента характеризует устойчивый познавательный интерес детей к рукотворному миру, показателями которого выступают наличие потребности в познании нового о предметах рукотворного мира, любознательность, проявление интереса к человеку-преобразователю мира предметов. Критерием сформированности деятельностного компонента является использование знаний детьми о предметах рукотворного мира в собственной деятельности, где показателями являются проявление самостоятельности в процессе деятельности с предметами рукотворного мира и стремление к их творческому преобразованию.

Важнейшим компонентом познавательной активности является эмоционально-результативный компонент, критерий его наличия – эмоционально окрашенное отношение детей к предметам рукотворного мира, показателями выступают проявление положительных эмоций и бережного отношения к результатам своей деятельности и труду взрослых.

С целью диагностики уровня развития познавательной активности детей использовались следующие методы исследования:

диагностическое задание «Расскажи о предметах далекого и близкого окружения», методика Н.Б. Шумаковой «Вопрошайка», модифицированная рисуночная диагностика мотивации дошкольников Н.В. Елфимовой, наблюдение за деятельностью детей.

В ходе выполнения диагностического задания детям предлагалось рассмотреть три предмета близкого окружения (компьютерная мышь, календарик, игрушечный мишка) и три предмета, редко встречающихся в обиходе дошкольников (цимбальная палочка, кактус-магнит, диапозитив). Дошкольники должны были назвать предмет и рассказать, зачем он нужен человеку. В протоколе фиксировались высказывания каждого ребенка.

Дети с любопытством рассматривали предложенные предметы, обследовали их. Предметы близкого окружения в основном не вызвали у детей затруднений в назывании и выявлении их назначения: игрушечный мишка нужен для того, чтобы с ним играть, спать, для украшения; компьютерная мышь нужна для работы за компьютером, для управления компьютером, для игры на компьютере; календарь нужен, чтобы считать год, знать, какое число, какой месяц, сколько дней в неделе прошло. Некоторые дети только называли предмет и описывали его внешние признаки, не указывая назначения.

Предметы далекого окружения вызвали затруднения: дети долго и внимательно рассматривали эти предметы, действовали с ними. Например, кактус-магнит большинством воспринимался как предмет живой природы (колючий кактус, кактус в горшочке, тяжелый кактус, кактус только без колючек, кактус растительный, кактус искусственный), несмотря на то, что на магните была подсказка – скрепки. Рассматривая диапозитив, дошкольники чаще всего говорили, что это фотография (этот предмет нужен, чтобы люди вспоминали себя маленькими, чтобы смотреть). При рассматривании цимбальной палочки встречались самые разные варианты названий предмета: ракетка, палка, трубка для курения, толкушка, труба, ложка, газовая зажигалка, пистолет, закрученная удочка, сигарета, пушка, кочерга, печать и т.д. Дошкольники выделили следующие разнообразные назначения предмета: «чтобы стрелять в плохих людей», «для красоты», «для больного человека (палка-опора)», «чтобы толочь пюре».

С целью выявления характера задаваемых детьми вопросов использовалась методика Н.Б. Шумаковой «Вопрошайка». Детям предлагалось рассмотреть одну картинку со знакомым сюжетом, вторую – с незнакомым сюжетом (содержание того и другого сюжета отражало производство вещи, предмета обихода) и задать как можно больше вопросов к двум картинкам. Задаваемые детьми вопросы фиксировались в протоколе, также отмечалась очередность рассматривания картин, предположения, рассуждения детей

Наблюдение за творческим преобразованием предметов детьми на комплексных занятиях позволило нам выявить детей с разным уровнем развития интереса к преобразующей деятельности.

Дети с низким уровнем характеризовались неустойчивым интересом к преобразующей деятельности. Они затруднялись в придумывании и формулировании замысла, проекта. У них слабо развито воображение. Достичь результата они могут только во взаимодействии с педагогом. Их деятельность характеризуется репродуктивностью.

У детей среднего уровня интерес к совершенствованию и преобразованию предметов выражен не в полной степени. Собственные замыслы они могут реализовать только в совместной деятельности с педагогом. Воображение у них развито на допустимом уровне, но дети не проявляют желания фантазировать. Деятельность их чаще всего носит продуктивный характер.

У детей с высоким уровнем имеется повышенный интерес к совершенствованию и преобразованию предметов. В самостоятельной деятельности они могут реализовывать собственные задумки (сделать поделку, нарисовать предмет будущего). Они осуществляют поиск способов преобразования предметов и применяют в практической деятельности. У детей на достаточном уровне развито воображение, что способствует видению предмета в перспективе. Деятельность этих детей носит творческий характер.

В ходе проведения модифицированной рисуночной диагностики мотивации дошкольников Н.В. Елфимовой детям предлагалось рассказать в своем рисунке о предметах, сделанных руками человека. Для обработки результатов использовались два вида характеристик рисунков детей: содержательные характеристики, отражающие суждения детей о предметах, сделанных руками человека; формальные характеристики, выявляющие эмоциональное отношение ребенка к предметам рукотворного мира.

В процессе проведения диагностики было выявлено, что не все дети старшего дошкольного возраста знают, какие предметы относятся к рукотворному миру. Чаще встречаются формальные характеристики – это название предмета, который ребенок нарисовал (машина, детский утюг, стол, стул, лампа, канат, ложка, тарелка, шкаф, кукла, кубики, самолет, домик, лимузин, гараж, поезд, джип, маршрутка и т.д.).

Обобщение полученных данных позволило нам выявить и охарактеризовать уровни развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста, которые условно обозначены нами как «подражатели» (дети низкого уровня), «вопрошайки» (средний уровень), «преобразователи» (высокий уровень).

Анализ результатов педагогической диагностики указал на то, что познавательная активность в старшем дошкольном возрасте проявляется в широком диапазоне: от низкого уровня до высокого.

Но большинство детей старшего дошкольного возраста имеет средний уровень развития познавательной активности. Из этого мы сделали вывод о необходимости разработки эффективной методики воспитания познавательной активности у дошкольников в процессе ознакомления с предметами рукотворного мира.

Опытно-педагогическая работа проводилась в несколько этапов. На первом – подготовительном этапе – нами были определены основные направления, по которым осуществлялось знакомство детей старшего дошкольного возраста с предметами рукотворного мира:

1. Сооружения. Предметы обихода.

2. Вещи человека.

3. Приборы.

4. Транспорт и техника.

5. Предметы творчества взрослых и детей.

Далее нами был изготовлен специальный наглядный материал, так называемые «умные карты», которые позволяют представить любую тему целостно, на одном листе бумаги. «Умная карта» помогает детям последовательно воспроизвести большой объем информации; развивает мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение), наглядно-образное и логическое мышление.

При составлении «умной карты» мы придерживались основного требования – выделить самые главные, ключевые характеристики того или иного предмета рукотворного мира и отразить это в картинках. «Умные карты» имели четыре координаты:

  • история развития предмета, его совершенствование;
  • назначение, применение предмета сегодня;
  • места производства предмета, профессии людей;
  • преобразующая творческая деятельность.

Для того чтобы детям было проще ориентироваться по «умной карте», каждая координата имела определенный цвет: история предмета – зеленая стрелочка, назначение и применение предмета сегодня – красная, места производства предмета, профессии людей – синяя, преобразующая деятельность – желтая стрелочка.

На этом этапе для ознакомления дошкольников с предметами рукотворного мира нами были подготовлены мультимедийные презентации.

Важным является наличие в презентации сказочного персонажа (Кот в сапогах, папа Карло, художник Тюбик, Даша-путешественница, бабушка Федора и др.), от имени которого ведется рассказ. Появление виртуального гостя создает сюрпризный момент, способствует повышению интереса дошкольников к изучаемому материалу. Дети, включаясь в диалог с персонажем, узнают новую информацию для себя.

Мы исходили из того, что грамотное использование мультимедийных презентаций в процессе образовательной работы с дошкольниками активизирует их мыслительную деятельность, развивает познавательный интерес к объектам и явлениям окружающего мира, обеспечивает наглядность предоставляемой информации, способствует формированию мотивации к преобразующей деятельности.

Второй – основной этап – включал в себя проведение серии занятий для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с рукотворным миром. В ходе проведения занятий решались следующие задачи:

  • развивать интерес детей к предметам рукотворного мира;
  • формировать представления о разнообразии предметов рукотворного мира, их значении в жизни человека; об истории возникновения и совершенствовании предмета; о профессиях, связанных с созданием предметов рукотворного мира; о трудовом процессе их изготовления.
  • формировать умения свободно ориентироваться в многообразии предметов рукотворного мира, правильно пользоваться ими по назначению.

Далее с дошкольниками проводились комплексные занятия («Письмо из Простоквашино», «Проектная мастерская», «Талантливые обувщики», «В художественной мастерской, «Грузовик из соленого теста», «Дизайнеры интерьера» и др.), на которых повторялся и закреплялся изученный материал, а также осуществлялась творческая преобразующая деятельность детей (аппликация, рисование, лепка, тестопластика, детский дизайн).

На заключительном этапе старшие дошкольники закрепляли полученные на занятиях знания в дидактических играх, которые проводились во вторую половину дня.

Результаты, полученные на этапе контрольного эксперимента, показали, что в экспериментальной группе существенно увеличилось количество детей с высоким уровнем развития познавательной активности, что свидетельствуют об эффективности предложенной нами методики.

Н.В. Литвина, Е.И. Лосик


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress