Написать нам
Популярно
1   0   221

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Удивительная встреча с Электрончиком»

Программное содержание: уточнить и закрепить представления детей об истории возникновения электрической лампочки, о предметах бытовой техники; о том, как и где «рождается» электричество и тепло.

Активизировать словарь словами, обозначающими названия электроприборов и приборов отопления; закреплять знания правил безопасности в обращении и бережного отношения к источникам тепла и света. Стимулировать интерес детей к изучению разнообразных процессов, воспитывать бережное отношение к электроэнергии, теплу, воде в своём доме.

Материал: поролон. 3 маленьких конверта. 2 больших конверта. План группы. Липкая лента. Круги разных размеров, разных цветов, эмблемы с ленточками.

Предметные картинки: электроприборы, предметы домашнего обихода, костёр, свеча, электрическая лампочка, керосиновая лампа, лучина. Дидактические наглядные пособия «Чемодан», «Электрончики», «Волшебная Розетка», «Наборное полотно», «Макет электрической станции», «Видеокамера», «Телевизор».

Предварительная работа (основной этап проекта). Познавательные занятия, беседы и эксперименты «Что было до лампочки», «Предметы, облегчающие труд человека в быту». Наблюдения за работающими электрическими приборами дома и в детском саду. Беседы с электриком. Чтение художественной литературы. Рассматривание разных видов электрических элементов (батареек) и способы их применения в различных приборах.

Продуктивная деятельность, труд: помощь взрослым в утеплении окон и дверей, изготовление поделок «Тёплый домик», зарисовки, плакаты.

Ход занятия

Слышен звук падающего предмета и голоса «Ой-ей-ей!». Дети замечают необычный «Чемодан». Осматривают его со всех сторон, вместе с воспитателем решают, что незнакомые чужие предметы трогать нельзя.

Электрончик. Ну почему же нельзя? Ведь это все вам!

Воспитатель (В.). Ой, ребята, кто бы это мог быть? Вы кого-нибудь видите?

Дети ищут по сторонам источник голоса.

Дети. Нет, никого не видим.

Воспитатель. Давайте поздороваемся, может этот кто-то выйдет к нам. Дети здороваются. Странно (прислушивается), никого нет?.

Электрончик. Как это нет? Я здесь, да здесь же. Дети с воспитателем находят Электрончика на ширме. Здравствуйте ребята! Я очень рад вас видеть. А к вам я пришёл не один, а со своими друзьями, такими же как и я.

Дети и воспитатель. Здравствуйте, а вы кто?

Электрончик. Я кто? Я – маленький Электрончик! И друзей моих тоже зовут Электрончиками. Вы меня видели?

Дети. Нет, никогда!

Электрончик. Вспомните, вы встречались со мной в нашей волшебной лаборатории, когда искали электрические заряды в опытах (от трения одежды, у расчёски, у воздушного шарика)?! Тогда я с вами был один – маленький и слабый. Но в розетках и проводах нас очень много.

– Мы быстро бегаем по электрическим проводам, зажигаем лампочки, заставляем работать разные приборы, да и просто иногда сидим в розетке и ждём когда кому понадобимся.

– Я видел, как вы строили теплые домики для жителей Маленького города. Но в вашем маленьком городе нету электричества, вот мы с друзьями решили помочь вам. Ох, как не просто было тащить этот “маленький” чемоданчик по тонким проводам!

В. Спасибо тебе, Электрончик, и всем твоим друзьям!

Электрончик. Расскажите моим друзьям, как вы строили этот город.

Дети. Мы утеплили окна и двери, повесили люстры и сделали мебель, но там нет света и очень холодно.

Электрончик. Почему в вашем городке холодно? (В нем нет печек, обогревателей, батарей, света и т.п.) Наш волшебный “Чемодан” поможет вам.

В. Попробуем открыть чемодан? Ребята, может, у вас получиться?

Дети стараются открыть, но все без результата.

Электрончик. Ха-ха! Этот чемоданчик не так просто открыть. Мы, ребята, как и вы, очень любим играть. Поэтому придумали для вас несколько заданий. Они спрятаны под замками. Если вы выполните задания правильно, то ключик откроет замочек, если нет, то придется вам дальше искать верные и умные ответы.

В. Ну что ж, дети, выполнять задания Электрончика и его друзей? (Да, мы будем стараться выполнить все задания).

Воспитатель поднимает первый замочек и достаёт маленький конвертик, раскрывает и читает:

Задание 1. «Внимательно прочитать план вашей группы, на котором красным крестиком указано место, где можно найти большой конверт с первым заданием».

Дети на плане группы определяют место расположения конверта. Находят его в группе. Из конверта видны разноцветные ленточки.

В. «…Выберите себе пару такого же цвета». (Дети тянут ленты с эмблемами и одевают себе на шею). «…А сейчас возьмите конверты такого же цвета и сложите картинки, спрятанные в них».

Игра «Собери картинку»

Цель. Закрепить умения детей собирать картинку из частей, определить название предмета и его функции.

В. Что изображено на картинке? Для чего нужен этот предмет?

Дети находят такую же картинку в другом наборе и выставляют в ряд: костёр, керосиновая лампа, свеча, лучина, электрическая лампочка.

Электрончик. Молодцы! Вот вам первый ключик – электрончик. Раздаётся щелчок – замок открыт. Спешите за следующим ключиком!

Задание 2.

В. Следующий задание мы найдём в конверте по плану группы: ищите зелёный крестик!

Дети находят конверт.

Игра «Подели на группы».

Цель. Классификация предметов домашнего обихода по энергопотреблению. Активизировать словарь по теме. Развивать связную речь.

В. Ребята, все Электрончики, бегая по проводам, ищут своих друзей и очень радуются, когда их находят. Эти друзья спрятались в этом конверте среди множества других предметов.

Воспитатель выкладывает на стол картинки изображением вниз – цветные круги сверху. Вывешивает наборное полотно.

– Сейчас, вы выберите только те карточки, где изображён круг цвета вашей эмблемы. Дети выбирают свои карточки, переворачивают и выделяют группу электроприборов, выстраивая их на наборном полотне.

– Мы всё сделали правильно? Проверим.

Дети. Да. Это друзья Электрончика. Все эти приборы называются электрическими, потому что они питаются электрическим током и без него работать не могут.

Электрончик. Ура! Спасибо вам, ребята, нашли моих друзей! Принимайте второй ключик.

Воспитатель предлагает одному из детей открыть замочек.

– Ну что ж, ребята, у нас остался еще один неоткрытый замочек. (Открывает конверт)

Задание 3.

Игра-физкультминутка «Верно ли?».

Цель. Уточнить представления детей о безопасном обращении с электрическими приборами, о бережном энерго- и теплопользовании.

Электрончик. Знаете ли вы правила обращения с электроприборами и электрическим током? В третьем задании я узнаю, как вы научились беречь электричество и тепло.

В. Я прочитаю предложение. Если вы согласны, то хлопните в ладоши. Если же вы с этим высказыванием не согласны – топните ногой. Начинаем.

Верно ли, что…

  • можно пользоваться неисправными электроприборами? 
  • уходя нужно выключать свет? +
  • выключать электроприборы из розетки, потянув за провод?
  • нельзя прикасаться мокрыми руками к электрическим проводам? 
  • не сушить на батарее одежду и белье? +
  • надо оклеивать окна на зиму? +
  • надо вытирать пыль с лампочек, чтобы они ярче светили? +
  • когда находишься дома, надо включать все электроприборы?
  • надо пользоваться энергосберегающими лампочками? +
  • нельзя вставлять посторонние предметы в розетку? +

Электрончик. Браво, молодцы, ребята! Вы действительно самые замечательные фантазёры и берегоши! Вот и третий ключик. Теперь вы можете открыть волшебный «Чемодан»!

Дети открывают чемодан и находят там макет электростанции. Рассматривают её.

В. Ребята, это электрическая станция, только она здесь маленькая, для нашего Маленького города. А в нашем городе работают несколько больших электростанции, где и днём и ночью, рождается электрический ток и тепло. Электрический ток и тепло проходят очень длинный путь, чтобы попасть в наши квартиры.

– Где ещё в городе используется электричество? (На заводах и фабриках, в магазинах; школах, детских садах).

– В городе ещё есть электрический транспорт. Назовите машины, которые работают от электрического тока. (Троллейбусы, трамваи, метро, электрички). Хотите посмотреть, как вырабатывается электрический ток?

Воспитатель. Сейчас я возьму свою волшебную «видеокамеру», и все, что будет происходить внутри ТЭЦ, вы увидите на экране «Волшебного телевизора».

– Это, ребята, огромная печь, в которую поступает мазут или газ, мазут и газ очень дорого стоят. Эта печь работает и днём и ночью. В печи очень высокая температура.

– А это огромный котёл, в который без перерыва сильные насосы качают воду. Котёл стоит прямо на печи. Вода нагревается и испаряется в виде пара. Много пара!

– Пар по трубам попадает в турбину, разгоняя её очень быстро. Турбина крутит … электрогенератор, где и «рождаются» электрончики. Их очень много. И бегут электрончики по проводам по всему городу.

– А горячая вода из котла прибегает к нам по трубам. Как и где люди используют подогретую воду? (Люди используют её для умывания и стирки, мытья посуды, обогревают помещения в холодное время года.).

Электрончик. Ребята, скажите, легко ли достаётся человеку электроэнергия? Это простой или сложный процесс? Почему надо беречь электроэнергию? (Потому, что для его получения используют много природных богатств: уголь, мазут, газ, вода). Да, много людей разных профессий работают на электростанциях.

В. Поэтому мы с вами и вашими родителями должны беречь и тепло и электричество, чтобы экономить свои деньги и чтобы наших друзей Электрончиков хватило всем и надолго. А вот как мы можем это делать?

Дети. Надо плотно закрывать водопроводные краны, чтобы вода без надобности не вытекала, даже не капала.

– Надо не забывать выключать свет, когда и без него можно обойтись, или когда выходишь из комнаты в другое помещение.

– Надо утеплять свой дом, чтобы тепло не «убегало» на улицу через щели в окнах, дверях.

Электрончик. Молодцы, ребята, вы знаете, почему надо беречь электроэнергию! Но мне пора уже вернуться в розетку, к своим друзьям и заняться работой. На память о нашей встрече я хочу подарить вам свои медали маленьких Берегош.

Из «розетки» падают «золотые» медали. Электрончик прощается с ребятами.

Воспитатель. Сейчас, ребята, мы доставим «Волшебный чемодан» в наш Маленький город и попробуем запустить электростанцию!

Дети вместе с воспитателем определяют место и устанавливают электростанцию для жителей игрушечного города. С помощью фонариков на батарейках дети могут включить свет в своих макетах домов.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress