Написать нам
2   0   808

Занятие по познанию окружающего мира «Органы чувств»

Программное содержание занятия:

  • познакомить старших дошкольников с функцией и элементарным строением кожи, глаз человека; формировать представления о том, что о коже, о глазах надо заботиться, беречь их целостность и работоспособность;
  • упражнять детей в установлении причинно-следственных связей между состоянием кожи, других частей тела и здоровьем всего организма, настроением человека; учить детей делать выводы на основе наблюдений;
  • воспитывать сострадание, желание помочь людям, имеющим особенности в развитии, нуждающимся в помощи.

Материал: зеркала, таблица для проверки состояния зрения; карточки–модели строения кожи, глаз; таблицы по охране здоровья.

Ход занятия

Воспитатель (В.). «Ребята, вам нравится игра «Последний герой»? Вы хотели бы принять участие в такой игре, отправиться на необитаемый остров?»

— Все участники игры должны проверить своё здоровье – как вы думаете, для чего? (Чтобы выдержать такое трудное испытание, надо иметь крепкое здоровье).

— Сегодня мы с вами поговорим о здоровье и пригласим в гости к себе медсестру нашего детского сад: она нам что-то приготовила интересное!

— Здравствуйте, ребята! Хотите ли вы проверить своё здоровье, силу, выносливость? Для начала отгадайте, о чем мы сегодня будем говорить (загадки о глазах). Скажите, для чего нам нужны глаза?

— Может ли человек жить без зрения? Как себя чувствует слепой человек мы можем узнать, завязав себе глаза темной плотной повязкой. Попробуйте двигаться по комнате в такой повязке! А если вам надо что-то взять, одеть, поесть, нарисовать и т.д.?! Тяжело? Но люди приспосабливаются к такой болезни, научаются жить и даже стараются работать.

— Вспомните, кто из животных не видит или мало пользуется зрением? (Крот). Какие чувства больше развиты у крота? (Слух и обоняние). У кого самое хорошее, острое зрение? (Орла, совы, кошки и т.д.).

— Как вы думаете, для чего врачам нужна такая таблица с цифрами (буквами) и предметами разной величины? (Проверять зрение). Правильно, с помощью такой таблицы мы сейчас сможем проверить ваше зрение! Знаете ли вы, как ею пользоваться? Какую строчку может рассмотреть человек с хорошим зрением? (Нижнюю).

— Хотите ли вы узнать, как видят наши глаза? Рассмотрите схему строения глаза на большой таблице! А теперь посмотрите в зеркала и сравните, вы видите такой же глаз? (Нет) Наше глазное яблоко прикрыто веками и ресницами. Они защищают глаз от повреждений и пересыхания. Мы моргаем, не замечая этого: такой рефлекс у нас с рождения. Мышцы век очень сильные. Мы можем сильно зажмуриться, спрятать свои глаза под складками кожи. Можем и немножко прищуриться, защищая глаза от яркого света, от ветра и пыли…

— Теперь представьте, что вам очень жарко, на лбу выступают капли пота. Что защитит глаза от попадания пота? (Брови).

— Как называется цветное колечко в наших глазах? Это радужная оболочка – радужка. Она у всех разная. Посмотрите на свои глаза в зеркалах. Древние китайские врачи по узорам на радужке умели видеть болезнь в теле человека (иридодиагностика).

— Какого цвета ваши радужки? Как мы называем людей с глазами чёрного цвета? (Черноглазые). Коричневого – кареглазые. Голубого? Серого? Зелёного?

Как называется чёрная точка в середине глаза? (Зрачок). Через зрачок в глаз попадает свет; он бывает большой и маленький: это зависит от количества света. Поверните глаза в окошко и посмотрите в зеркало – зрачки стали совсем маленькими. А теперь закройте глаза на 10 секунд, открывайте медленно и смотрите в зеркало: зрачок был большим и постепенно сужается. Почему так происходит?

Я принесла вам карточки с картинками. Выберите сначала те, на которых изображены опасные ситуации для наших глаз!

Дети выбирают картинки и объясняют опасность: телевизор и компьютер долго смотреть нельзя; песок и пыль; мыло и шампуни; горящая спичка; ножницы и иголки и др.

— Как человек поймёт, что его зрение стало хуже? (У него кружится или болит голова, он быстро устаёт, часто щурится, предметы ему плохо видны). Что делать, если человек заметит, что стал плохо видеть? (Идти к врачу, покупать очки).

— Что делать, чтобы сохранить зрение? Сделаем сейчас все вместе упражнения для глаз!

1. «ВВЕРХ-ВНИЗ». Стоя прямо, не поднимая головы, посмотреть вверх, затем перевести взгляд вниз.

2. «ЧАСИКИ». Не поворачивая головы, посмотреть налево, затем — направо. Голову держать прямо.

3. «ДАЛЕКО-БЛИЗКО». Стоя прямо, найти взглядом предмет, расположенный далеко, посмотреть на него, затем перевести взгляд на свой нос.

4. «НАРИСУЕМ КРУГ». Дети смотрят вниз, вправо, вверх, влево, вниз. Голова при выполнении упражнения неподвижна.

5. 10 секунд поморгать часто; 10 секунд посмотреть в одну точку.

Молодцы! Почему люди называют глаза «зеркалом души»? Умеете ли вы определить по глазам настроение человека? Я вижу, когда у вас глаза радостные, когда печальные. Что меняется в глазах? Что значит поговорка «У страха глаза велики»? и выражение «Поговорить с глазу на глаз»?

Воспитатель: «Поиграем в игру «Определи настроение». На большой сюжетной картинке два мальчика беседуют. Дети должны выбрать из набора маленьких схем эмоциональных состояний те, которые подходят по настроению к интонации одной и той же фразы: «Мы сегодня идем в цирк» — радостно, удивленно, тревожно, небрежно, печально и разочарованно».

Медсестра: «Закройте глаза, ребята. Следите за своими ощущениями – что вы чувствуете? (Воспитатель и медсестра дотрагиваются до рук детей кусочком льда). А сейчас что вы чувствуете? (Дотрагиваются своей рукой до руки ребенка)».

— Чем вы почувствовали тело и холод? (Кожей). Значит, кожа сообщает нашему телу о внешней среде, о ее температуре, влажности… Кожа защищает тело от холода, жары – как это происходит? Когда нам становится холодно, кожа сжимается, меняет цвет, покрывается «мурашками»; когда нам жарко – выступает пот.

— Чтобы узнать, как пот защищает нас от жары, мы проведем опыт. Намочите одну руку водой, а другую оставим сухой. Теперь подуем на обе руки: какой руке холоднее?

— Да, кожа постоянно регулирует температуру нашего тела в зависимости от температуры окружающей среды. Поры кожи выделяют в жару пот, а в холод – жир. Но коже надо помогать выполнять свои функции.

— Как вы думаете, грязная кожа сможет защищать тело? (Грязь будет мешать выделению пота). В очень холодную, ветреную погоду, выходя на улицу в мороз, открытые участки кожи надо защищать кремом.

— Теперь тихонько ущипните себя за руку. Что вы почувствовали? (Боль). Если кожа такая чувствительная, может, она и не нужна: тогда и боль мы чувствовать не будем? Нет, боль – это сигнал о том, что телу, коже, организму грозит опасность, что кожа повреждена. Кожа покрывает все тело человека и защищает его от разных микробов, от грязи и пыли и т.д.

— Кто такие микробы? Это совсем маленькие существа. Они могут попасть в тело любого живого существа и навредить ему. Как можно защитить кожу от микробов? (Мыть с мылом: «чистая вода – для хвори беда»).

Воспитатель: «Мы сейчас составим правила ухода за кожей с помощью плакатов!»

  • Вода и мыло – надо чаще мыть кожу;
  • Снежинка и варежка – защищать кожу от переохлаждения;
  • Солнце и крем – защищать кожу от перегревания;
  • Жук на листочке – не трогать незнакомые растения и насекомых, не гладить диких кошек, собак, голубей и т.д.
  • Перечеркнутая спичка – не играть с огнем;
  • Нож, игла, ножницы – очень осторожно обращаться с острыми предметами.

В. «Уважаемая медсестра, расскажите ребятам, что надо делать, если они все-таки поранили кожу?»

Медсестра. Сначала обязательно помыть холодной водой, промакнуть йодной салфеткой и перевязать бинтом. Но в любом случае надо обязательно показать рану взрослому человеку.

— Хотите ли вы увидеть кожу в микроскоп: узнать, из чего она состоит? Посмотрите на схему строения кожи человека: несколько слоёв кожи снабжаются и кровью, и нервными окончаниями, имеют волоски, складки, поры и желобки (показывает)

— Как сыщики придумали опознавать людей по отпечаткам пальцев? Оказывается, что во всем мире не найдётся двух людей с одинаковыми отпечатками кожи пальцев! Вы можете рассмотреть и свои узоры на подушечках пальцев: что там нарисовано – кольца, дуги или петли?

В. «Ребята, что происходит с одеждой, если её долго носить? (Грязнится, растягивается, рвётся). Почему такое не происходит с кожей?»

Медсестра. «Наша кожа все время обновляется: верхний тонкий слой отмирает и отделяется. Можем ли мы помочь своей коже обновляться? (Мыться с мочалкой)».

Воспитатель показывает детям фотографии людей с разным цветом кожи: «Почему у людей бывает разная кожа? (Они все живут в разных странах) Да, смуглая, тёмная кожа привычна к жаркому солнцу, а светлая кожа более терпима к холоду. Поэтому, отправляясь в путешествие, надо изучить климат той страны и подготовить свою кожу к защите от тех погодных условий, в которых придётся жить».

— Расскажите, полезно ли для кожи летом загорать? Можно ли долго находиться под палящим солнцем? Почему мы всегда берём на прогулку головные уборы? (Дети приводят свои доводы и примеры).

— Посмотрите, какая сейчас погода на улице? Какую одежду мы выберем для прогулки? Почему?

Медсестра. «Я вижу, что на нашем занятии вы узнали много интересного и немного подготовились к путешествию не необитаемый остров. Но вам предстоит узнать ещё много нового о своём теле. Это будет на других занятиях. До свидания!»

Л. Ладутько


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress