Написать нам
Популярно
1   0   366

Экологическая экскурсия к водоему

Программное содержание экологической экскурсии:

формировать у детей представления о связи между условиями среды обитания, строением и образом жизни животных, живущих в пруду и вокруг него, о сообществе водных и наземных растений и животных в районе близлежащего водоема.

Упражнять детей в нахождении признаков весны: появление травы, листочков на деревьях и кустарниках, изменения в неживой природе. Закреплять знания о типичных представителях животного и растительного мира близлежащей к детскому саду территории.

Закреплять умение правильно вести себя на водоеме, в парке, в походе. Воспитывать ответственность за окружающую природу согласно принципу «Не навреди!». Вызывать интерес к участию в природоохранительной деятельности, привлекать к посильному труду по охране природы. Вызвать у детей радость от пребывания в парке, у водоема; формировать эстетическое восприятие образов природы.

Материал: рюкзачки или индивидуальные сумки с набором необходимого для  пешего похода; кусочки ветоши для птиц, хлебные крошки и др.

Предварительная работа к экскурсии:

  • Беседа по правилам дорожного движения и поведения в природе.
  • Дидактическая игра «Что возьмем с собой в поход?»
  • Рассматривание иллюстраций  «Обитатели  водоемов». Воспитатель предварительно посещает водоем для выяснения безопасного маршрута и уточнения, за кем из обитателей дети смогут наблюдать.

Ход экскурсии

Воспитатель (В.). Сегодня мы с вами, дети, отправляемся в поход. Вы взяли с собой рюкзачки со всем необходимым. (Перечисляют и проверяют самостоятельно или друг у друга.) Что еще мы с собой возьмем? Внимательные глазки возьмем? (Да!) Для чего нам понадобятся внимательные глазки в походе? (Чтобы увидеть много интересного и удивительного в природе, чтобы запомнить все новое и необычное…) Для чего нам пригодятся внимательные ушки? Чуткий носик? (Чтобы послушать песни птиц, весеннее пробуждение насекомых. Чтобы ощутить свежесть весеннего воздуха, ароматы трав, листьев и т. д.) С каким настроением мы отправимся в поход? (С хорошим, доброжелательным настроением.) Мы должны улыбнуться всему живому, поприветствовать весну. Готовы? Вперед!

Первая остановка — «газон» (около перекрестка  проезжей дороги).

В. Видите ли вы тут птиц? Насекомых? Почему в таких местах бывает мало живых существ? (Шумный перекресток, гул машин, выхлопные газы, вибрация…) Все это пугает животных, птиц, насекомых.  Больше всего к городскому шуму привыкли голуби. Где они живут? (Под крышами домов.) Остальным птицам неуютно в городе, они ищут более тихие, экологически чистые места. Где поблизости есть такое место? (Парк, сквер, зеленые дворы, участки детских садов.) Продолжим наш поход к парку. А по дороге вы обратите внимание, какие растения на газонах встречаются чаще? Сколько птиц вы увидите в нашем оживленном районе?

Вторая остановка — «Птицы».

В. Каких птиц вы здесь узнаете? Назовите, каких еще птиц вы знаете?  Поднимите свои внимательные глазки вверх: что вы видите на кронах деревьев? (Гнезда.) Как ведут себя птицы? (Оживленно, суетливо, они щебечут, перелетают с места на место и т. д.) Попробуйте поискать гнезда птиц: какие они, из чего сделаны? Где обычно птицы строят, вьют свои гнезда? Почему повыше? Кого боятся птицы? Можно ли трогать гнездо, если найдете в кустах, в траве? Почему здесь птиц больше, чем около нашего дома, сада? (В парке много деревьев, кустарников, тихо; для птиц есть корм и защита.)

Пантомима «Покажи птицу!» Воспитатель называет птицу, а дети имитируют ее движения, голос: аист, воробей, соловей, грач, уточка, ласточка, гусь и т. д.

В. Прислушайтесь, о чем поют (щебечут) птицы? (Дети фантазируют.) Чем все птицы похожи? (Дети называют части тела, оперение, умение летать.) Почему люди радуются прилету птиц? Как можно сберечь птиц? (Подкормить, построить скворечники…) Мы взяли с собой кусочки ветоши. Они пригодятся этим птицам для постройки гнезд! Чтобы не нарушать красоту парка, не мусорить, мы развесим кусочки ветоши в кустах, а птицы их найдут. О чем бы вы хотели попросить, предупредить людей, которые посещают этот парк? («Внимание: птицы!», «Не разоряйте гнезда!», Не мусорить!» и т. п.) Дети выбирают «напоминающие  знаки» и устанавливают вдоль дорожек, около скамеек и т. д.

В. Послушайте стихотворение «Весенний лес» и  скажите, по каким приметам узнается в нем весна? Льдины звонкие разбились И поплыли по реке. И сережки распушились На осине и ольхе. Золотятся нежно ивы, Посветлели их стволы. На сосне блестят красиво Капли крупные смолы. Набухают соком почки, Скоро снег растает весь, И зеленые листочки Молодой украсят лес!

Третья остановка — «Деревья». Воспитатель предлагает детям  подвигаться и побегать в игре «Раз, два, три — к названному дереву беги!»

В. По каким признакам вы узнали  названное дерево? Понаблюдайте и скажите, на каких деревьях уже появились листочки? На каких — только почки набухли? На каких деревьях мы сможем увидеть цветы? Чем пахнет каждое дерево? (Ива — медом, сосна — смолой…) Потрогайте ствол на ощупь — какой он? Чем покрыт? У каких деревьев кора гладкая? Отгадайте, о каком дереве я говорю: крепкие корни удерживают берег у самой воды; ветки все тоньше и тоньше, их концы свисают к самой земле и воде. Это дерево похоже на девушку с распущенными длинными волосами. Название его состоит всего из трех букв… (Это — ива.) Рассмотрите это дерево: какие у него листочки, цветы?

Посмотрите, вокруг ивы много насекомых! Что их привлекает? У ивы  очень сладкий нектар, его любят пчелы. Дети выполняют  упражнение «Пчела» (сжать в кольцо большой и указательный пальцы, а остальные — прямые, двигаются в горизонтальном направлении, прижимаясь друг к другу и растопыриваясь в стороны).

В. Споем тихую «песенку пчел»: з-з-з. Какой мед получится из нектара ивы? (Ивовый.) Где еще пчелы собирают мед? Какой будет мед из нектара липы? (Липовый.) Из цветков гречихи? (Гречишный.) Где любит расти ива? (У рек, водоемов, там много влаги.) Как в народе называют иву? (Плакучая — по форме кроны.) Ветки ее свисают книзу, почти до самой земли. Кажется, что дерево «плачет». Послушайте стихотворение об иве: Возле речки, у обрыва, Плачет ива, плачет ива. Может, ей кого-то жалко? Может, ей на солнце жарко? Может, ветер шаловливый За косички дернул иву? Может, ива хочет пить? Может, нам пойти спросить?

В. Что бы вы хотели спросить у  этой ивы? Как бы она вам ответила? Отгадайте следующие загадки. Разбежались по опушке В белых платьицах подружки. (Березы.) В белом сарафане встала на поляне, а летели синицы — сели ей на косицы. (Береза.) Почему нравится людям это дерево? Какая березка? Подберите к этому дереву как можно больше слов-определений: «Украсим дерево комплиментами!» Рассмотрите березку (воспитатель подводит детей к дереву с пораненной корой). Как вы думаете, хорошо ли чувствует себя эта березка? Здорова ли она? Что с ней случилось? Листочки медленно и плохо распускаются, опущены книзу веточки… Дети находят на стволе рану.

В. Ранней весной люди собирают березовый сок. После сбора сока на стволе остается такая рана. Спустя время на этом месте будет красная полоска. В народе говорят, что береза плачет кровавыми слезами. Что надо было сделать человеку после сбора сока? Эту рану надо было замазать землей или глиной. Мы можем сейчас помочь этому дереву? Найдем глину, замажем рану на стволе, обвяжем бинтом из аптечки! Какие напоминающие знаки мы поставим около наших деревьев? («Не ломать ветки!», «Не резать кору!», «Не жечь костры!» и т. д.) После парка мы попадаем на небольшой луг.

Нашим глазам открылся разноцветный травяной и цветочный ковер. Давай пройдемся медленно по лугу И «здравствуй» скажем  каждому цветку. Я должен над цветами наклониться Не для того, чтоб рвать или срезать, А чтоб увидеть добрые их лица И доброе лицо им показать!

Найдите на этом небольшом лугу уже знакомые вам первоцветы. Какие из них мы называем лекарственными? Наиболее заметны в зеленой траве желтые глазки одуванчиков. Что вы знаете об этих цветах? В парке мы видели много птиц, а кого мы видим на лугу? (Много насекомых.) Что их привлекает здесь? (Аромат трав и цветов, это их питание.) Прислушайтесь, какие звуки дарит нам  весенний луг? Поиграем в подвижное соревнование «Кузнечики и бабочки»! Мальчики-кузнечики будут прыгать, присев на корточки; девочки-бабочки будут порхать от цветка к цветку, широко размахивая крыльями-руками. Кто из вас быстрее доберется до следующей  нашей остановки — водоема?!

Последняя  остановка — «Водоем».

В. Как называется этот водоем: река, пруд, ручей, озеро? В ручье вода движется быстро, она очень холодная, чистая, т. к. начинается обычно ручей из родников. В пруду и озере вода  спокойная, движется от дуновения ветра. Постойте и полюбуйтесь, как красиво блестит на солнце поверхность воды. На что она похожа? (Стекло, зеркало.) Что  там отражается? (Облака, небо, птицы, деревья.)

Закройте глаза, послушайте «песенку воды», ее тихое и успокаивающее журчание. Почему в народе ручей называют «говорливый»? Как поменялась растительность по сравнению с парком? (Много трав, растений, которые любят влагу.) Какие берега у нашего водоема? Найдите место, откуда поверхность воды видна наиболее хорошо, красиво! Где берег более безопасный, пологий? Где можно нам подойти к воде? Присядем на корточки и потрогаем воду одной рукой — какая вода? Можно ли пить воду из водоемов? Почему? Почему в воде так много растений? Как они называются? (Водоросли.) Для чего (кого) они нужны в воде? (Для питания, дыхания, жилья, защиты обитателей водоема.)

Игра «Внимательные  глазки».

В. Кто внимательный, тот заметит обитателей водоема. Позовите других детей, покажите вашу находку всем. Можно ли брать их в руки? Нет, мы наблюдаем только глазами, не нарушая мирной жизни этих обитателей. Дети находят лягушек, жуков-водомерок, катушки и др.

В. По поверхности воды быстро, как по гладкому льду, скользят длинноногие и узкотелые водомерки. Они бегут только на средних и задних лапках, а передними все время что-то теребят, чистят: то усики, то непромокаемые волоски на теле и ногах. Вот как интересно это насекомое приспособилось для жизни на водоеме! Как движется на поверхности воды жук-вертячок? Он вертится! Его тело серебрится на солнце и теряется в блеске воды. Пока еще весенним утром бывает холодно, эти жучки сидят неподвижно на водных растениях.

У берега под водой (уже к концу весны) видны стайки мальков рыб и головастики. На берегу мы можем найти много пустых раковин прудовиков! Катушки живут на дне, а прудовики держатся среди листьев и стеблей водных растений. Прудовики питаются водными растениями, а катушки — илом и водорослями.  Кому пригодятся их пустые раковины? (В них прячутся другие животные, насекомые.) У берега еще можно найти пустые домики ручейников. Это самые активные строители: если их осторожно вытащить из домиков и посадить в банку с прудовой водой, то они будут строить домики из любого материала — бумаги, спичек, бисера…

Головастики — это чьи детки? (Лягушек.) Головастики едят водоросли, личинки комаров и других насекомых.  Кто из вас видел лягушек-квакушек? Они полезны? Взрослые лягушки питаются насекомыми и во множестве уничтожают комаров, мошек, слепней и оводов. Их головастиками питаются многие рыбы и птицы. Каких водоплавающих птиц вы знаете? (Утки, гуси, лебеди.) Какие птицы еще любят водоемы? Аисты, цапли, совы, чайки и даже вороны любят лакомиться лягушками. Многие животные питаются взрослыми лягушками. Из рыб это сомы, судаки, щуки. Едят лягушек и некоторые пушистые звери: норка, выдра, барсук. Теперь ответьте, хорошо ли убивать лягушек, пугать и прогонять? Важно ли сохранить их среду обитания? Сумеете ли вы по памяти после похода нарисовать головастиков, лягушек? Покажите, как прыгают лягушки! Как кричат? Послушайте стихотворение А. Барто «Лягушата»: Пять зеленых лягушат В воду броситься спешат — Испугались цапли! А меня они смешат: Я же этой цапли Не боюсь ни капли!

В. Какие напоминающие знаки вы хотели бы оставить на этом берегу водоема?

Пластическая игра «Волна»

Дети становятся в круг, берутся за руки  и образуют дугу из поднятых рук. Постепенно опускают дугу в тот момент, когда следующая пара начинает поднимать руки. Таким образом получается волна. Дети располагаются на привале. Воспитатель предлагает ответить на вопросы:

  • Почему в народе говорят: «Срубил кусты — прощайся с птицами»?
  • Какую птицу люди называют «санитаром» леса? (Дятел лучше всех птиц очищает деревья от вредных насекомых.)
  • Каких насекомых люди называют «санитарами» леса, парка? (Муравьи тоже избавляют деревья от разнообразных личинок, которые портят кору и стволы.)
  • Со временем прибрежные травы и кустарники сильно разрастаются, занимают берега и водную гладь. Что делает человек, чтобы спасти водоемы? (Очищает водоемы, выкапывает со дна ил и использует его как хорошее питание для других растений.)
  • Мы взяли с собой в поход пакеты с сухим пайком. Вы съели печенье, конфету? (Да!) Но вокруг нет ни одной корзины для мусора! Куда же девать обертки, бумажки? (Закопать, забрать с собой.) И мы сейчас уберем за собой полянку! Какие напоминающие знаки мы оставим на берегу водоема? («Не сори!», «Не пей воду!», «Нельзя бросать мусор и камни в воду!» и т. п.)

Занятие по познанию окружающего мира «Сосулька и капель»

Программное содержание: знакомить детей со свойствами сосульки, с явлением капели; упражнять в установлении связи и закономерности природных явлений; воспитывать у детей эстетическое восприятие природных явлений; обогащать и активизировать словарь по теме: хрупкая, прозрачная, скользкая, острая (сосулька), капель — капельки, падающие сверху.

Материал: сосульки разного размера.

Ход занятия

В. Отгадайте, о чем мы сегодня будем говорить: «Что растет вершиной вниз?» (Сосулька.) Найдите, где на территории детского сада растут сосульки? Рассмотрим сосульку. Какой она формы? Где у нее вершина? А у дерева где вершина? Есть ли у сосульки корни? Почему сосулька растет вниз вершиной? (Вода вечером стекает с крыши вниз и замерзает за ночь.) На какой стороне дома растут сосульки? В какую погоду они растут? Почему зимой сосулек мало, а чем ближе к весне, тем их больше? Какая сосулька по цвету? Форме? На ощупь? На что похожа сосулька? Ее можно разбить? Ее можно сосать? (Нет, потому что сосулька — это стекающая с крыши грязная вода.) Подберите побольше слов-признаков к слову сосулька (гладкая, холодная, блестящая, прозрачная, острая, скользкая, звонкая, хрупкая, мокрая и т. д.). Что будет с сосулькой, если принести ее в дом? Я сосульку не сосу, Я ее домой несу. Стало ей от солнца жарко — Мне ее ужасно жалко. Пусть все лето, целый год В холодильнике живет!

В. Для чего может пригодиться сосулька дома? Где и как используют люди искусственный лед? (Для охлаждения напитков в коктейлях, для охлаждения мороженого в теплую погоду на улице.) О чем говорится в следующей загадке? Мой серебряный кинжал Недолго в доме пролежал: Мы поднять его хотели, А он к порогу побежал… (Cосулька.) Висит за окошком Кулек ледяной, Он полон капели И пахнет весной. (Сосулька.)

В. С чем сравнивается сосулька в этих загадках? (С кинжалом, с кульком.) Чем они похожи? (Формой  и цветом.) Как сосулька побежала к порогу? (Растаяла, потекла вода.) С чем бы вы еще могли сравнить сосульку? Подержим сосульку над лужей: что происходит? (Капает с сосульки вода в лужу.) Послушайте звуки этих капелек: что вы слышите? Как называются эти звуки? Это капель. Почему люди радуются при звуках капели? (Значит, пришла весна, пригрело солнце, стало тепло.) Всегда ли весной мы можем наблюдать капель? В какой день бывает капель? Почему? В каком месяце весны чаще всего звенит капель? Вспомните слова стихотворения С. Маршака: «Апрель! Апрель! На дворе звенит капель…» Понаблюдайте в течение дня, в какое время суток сильнее «плачут» сосульки и звенит капель.

Страницы: 1 2


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress