Написать нам
Популярно
1   0   335

Знакомство дошкольников с электричеством

Цель: формировать у дошкольников простейшие представления о происхождении электричества, желание узнать о нём что-то новое; учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи; формировать пространственные представления, потребность в экономном расходовании электроэнергии.

Материал: картинки (формат А 4) рыбы ската, молнии, картинки с изображением разных видов транспорта, электроприборов, карта-схема квартиры (формат А2), шарики для украшения группы.

Ход занятия

В. Ребята, вы уже знаете, что во время грозы среди туч вспыхивает ослепительный зигзаг молнии и грохочет гром (показывает картинку). А что же такое молния? Откуда она появляется? (Ответы детей.) Молнию создаёт электричество, которое рождается в тучах. Мы уже знакомы с тем, что тёмная мрачная туча состоит из… (капелек воды и кристалликов льда). Они трутся друг о друга и электризуются. А в результате этого трения возникает электрический разряд огромной силы. Молния может поджечь и разрушить дома, постройки, уничтожить деревья.

Сейчас люди научились защищать свои жилища от грозы с помощью… (громоотвода). Как должен вести себя человек, которого гроза застала на улице, в поле или лесу? (Закрепить правила безопасного поведения.)

Люди издавна наблюдали за явлениями природы, стремились постичь её законы, использовать в своих целях. А где ещё в окружающем нас мире можно наблюдать электрический разряд? Помните, мы наблюдали за кошкой? Кошку тоже можно назвать «электрическим» животным. Погладив её, иногда чувствуешь покалывание, слышишь тихий треск электрического разряда. То же явление мы наблюдаем зимой, расчёсывая волосы, дети говорят «волосы электризуются», т.е. им передаётся разряд от окружающих предметов, одежды.

А ещё электричество вырабатывают некоторые рыбы: угорь, скат (показывает картинки). Охотясь, они поражают жертву электрическим разрядом.

Воспитатель загадывает загадку:

К дальним сёлам, городам

Кто идёт по проводам?

Светлое величество!

Это… (электричество).

(За дверью раздаются какие-то звуки, мигание фонарика.)

А вот и Берегоша к нам пожаловал.

Берегоша (входит в группу с портфелем). Здравствуйте, ребята! Я узнал, что сегодня у вас такая интересная тема обсуждается. А чего меня не зовёте? Я волшебник, обо всём знаю, много интересного могу вам рассказать. Кстати, вы с утра интересовались, почему это шарики у вас на потолке висят так необычно, ничем не прикреплены и не падают. И кто же это так украсил группу? Ещё не догадались? (Ответы детей.) Нет, это не фокусник, а ваш покорный слуга. И даже не использовал никакого волшебства. Секрет здесь простой — шарики «наэлектризованы», я им передал электрический разряд.

В. Ребята, современный человек не представляет, как можно жить без электричества. Вся наша жизнь зависит от этого невидимого помощника. В настоящее время люди самостоятельно научились вырабатывать электричество на электростанциях с помощью специальных машин — генераторов, которые приводятся в движение от огромных турбин. Слово «турбина» происходит от «турбо» — что значит вихрь. В водяных турбинах и днём, и ночью бушует вихрь воды.

С электростанции ток уходит по линиям электропередач в города, в наши дома и квартиры. Гидроэлектростанции строят на больших реках. «Гидро» — значит «водный». Эти электростанции не загрязняют природу.

А какие игры Берегоша на этот раз припас для наших детей?

Дидактическая игра «Виды транспорта».

Берегоша. Вам, ребята, надо узнать на картинках различные виды транспорта и показать мне те, которые едут благодаря электричеству (метро, электропоезд, троллейбус, трамвай).

А сейчас постарайтесь назвать, где ещё используется человеком электричество (работают станки, машины на заводах, домашняя техника, медицинское оборудование, сияют фонари и лампы и т.д.).

Дидактическая игра «Кто больше назовёт?»

Берегоша. Ребята, я приготовил для вас и более сложное задание. Я знаю, что вы любите работать с картами-схемами. Вот здесь (показывает) я изобразил план своей квартиры, с вашей помощью провёл в ней водопровод, установил мебель. А сейчас помогите мне обеспечить мою квартиру необходимой современной техникой и электроприборами.

Предлагаемые варианты: 2 телевизора, DVD плейер, магнитофон, 2 компьютера, проигрыватель, музыкальный центр, 2 холодильника, 2 стиральные машины, фен, 2 пылесоса, гирлянда ёлочных лампочек, электробритва, кофемолка, электрочайник, газовая плитка, электрогитара, электрокамин, настольная лампа, станок, троллейбус и т.д.)

Воспитатель делит детей на группы, каждая из которых подбирает электрическую бытовую технику для одной определённой комнаты и прикрепляет на карте-схеме.

Берегоша. Ой, как красиво и радушно обставили все мои комнаты электротехникой. Ребята, а вы не забыли, с помощью чего она работает? (С помощью электричества.) А вы помните, что для выработки электрической энергии требуется затратить много сил и средств? Представьте, если я приобрету по вашему совету столько бытовой техники, то сколько же средств необходимо будет для её работы? Я не смогу оплатить всё это, да мне и не нужна вся эта техника! Сейчас с вашей помощью я оставлю себе лишь самую необходимую. Как вы думаете, одного телевизора мне достаточно будет? А фен мне необходим? И т.д. (Убирает всё лишнее, поясняя свой выбор, привлекает к ответам детей.)

Вот сейчас в самый раз! Спасибо вам за помощь. Я пойду и займусь приобретением необходимой техники. (Прощается, уходит.)

В. Ребята, а в самом деле, так ли мы бережно относимся к электроэнергии, как наш друг Берегоша? Представьте, если бы все люди забывали вовремя выключить свет, отключить от сети электроприборы, что бы могло произойти? (Вышли бы из строя приборы, перегорели лампочки, мог бы возникнуть пожар, короткое замыкание, очень много пришлось бы платить за электричество, остановилась электростанция — обсуждают возможные последствия бездумной траты электроэнергии.) Сегодня мы об этом поговорили, а чтобы не забывать об этом можно изготовить напоминающие знаки и разложить их в саду и дома вблизи электроприборов и выключателей.

Дети изготавливают знаки в свободной технике (рисование с помощью трафаретов, аппликация и т.д.)

И. Заскевич


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress