Написать нам
Популярно
1   0   225

Ищем музыкальные таланты

Музыкальное развитие ребенкаОпределение музыкальной одаренности в раннем и дошкольном возрасте

Музыкальное воспитание и обучение ребенка дошкольного возраста в своем большинстве начинается с момента поступления его в детский сад. Этот период дошкольного детства особенно важен в музыкальном развитии детей. Именно поэтому к человеку, организующему музыкальное воспитание и обучение детей раннего и дошкольного возраста в детских учреждениях (музыкальному руководителю), предъявляются высокие профессиональные требования и ответственность за квалифицированное их исполнение.

Ведь очень важно в самом раннем детстве заметить музыкальную одаренность ребенка.

На ранних ступенях развития музыкальная одаренность может проявляться в следующем:

  • ребенок проявляет музыкальную отзывчивость на восприятие музыки (делает движения руками, прихлопывает, кружится, пытается подпевать, оживляется с видимым удовольствием);
  • быстро узнает ранее услышанную мелодию с голоса или музыкального инструмента (фортепиано, баяна, дудочки, треолы и др.);
  • активно подпевает, заканчивая подпевание вместе с музыкой или сразу после окончания звучания музыки;
  • различает звучание детских музыкальных инструментов (бубна, погремушки, колокольчика, треугольника);
  • при  исполнении  музыкально-ритмических движений ритмично хлопает в ладоши, ритмично притопывает под музыку и вместе с ней заканчивает движения;
  • точно интонирует в пределах пяти—шести звуков, а иногда и более;
  • проявляет интерес и внимание к звучащей музыке;
  • проявляет любопытство к музыкальным звукам различных тембров.

В дошкольном возрасте приметами музыкальной одаренности могут быть такие проявления, как:

  • любознательность и потребность к познанию мира прекрасного (звук, цвет, слово);
  • испытывание радости от процесса познания (знакомство со звучанием новых музыкальных инструментов, новых мелодий, новых песен и др.);
  • тяга к любого рода самостоятельным исследованиям (испытание своего голоса в различных регистрах: шумовом — рычание, скрежет; фальцетном — крик; свистковом — писк; издавание звуков различных тембров;
  • выполнение с особым удовольствием музыкально-творческих заданий (из группы «дивергентных», ориентированных на альтернативное творческое мышление, имеющих и допускающих множество правильных ответов (закончить мелодию, придумать часть мелодии или мелодию с текстом);
  • способность  выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся от известных (например, высказывание пережитых впечатлений сразу после восприятия музыки; сочинение попевки или песенки на свою или известную мелодию; необычайное изображение на рисунке впечатления от восприятия музыкального произведения);
  • решение логических задач и проблем, поставленных для выполнения детьми на музыкальных занятиях или при других формах работы по музыкальному воспитанию (т.е. наличие способности к синтезу);
  • высокая концентрация внимания в таких видах музыкальной деятельности, как восприятие музыки, умение сосредоточиться, невзирая на внешние помехи и умение настроиться на восприятие информации;
  • проявление различных видов музыкальной памяти (долговременной и кратковременной, смысловой, механической, образной, символической, ассоциативной и др.  Для выявления этого возможно использование различных символов, музыкальных знаков, нотной записи, звучащей музыкальной лесенки, нотного стана на фланелеграфе, картинок, карточек и т.д.). При этом необходимо помнить, что в творчестве имеет преимущество не тот, у кого больший объем памяти, а тот, кто способен эффективно пользоваться оперативной памятью;
  • готовность отстаивать свою точку зрения даже тогда, когда она противоречит мнению окружающих. Это характеризует степень самостоятельности ребенка, его независимости — качеств, необходимых для творческой личности (проявление нонконформизма);
  • стремление  к лидерству, которое, как правило, проявляется у дошкольников в игровой деятельности. Лидерство в детских играх учит ребенка первому опыту принятия самостоятельных решений, что важно для любого вида творческой музыкальной деятельности;
  • склонность к соревновательной музыкальной деятельности. Последняя проявляется, как правило, в исполнительской музыкальной деятельности: пении, исполнении мелодий на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движениях, музыкально-дидактических играх, восприятии музыки, узнавании мелодии;
  • наличие юмора, способность видеть смешное в самых различных ситуациях, что обязательно присуще творческой личности и проявляется именно в детском возрасте.

Таким образом, по выше предложенным приметам музыкальной одаренности, выделив музыкально-одаренных детей, музыкальный руководитель проводит с ними углубленную индивидуальную работу по музыкальному воспитанию и обучению или подгрупповую, в зависимости от намеченной цели.

Обучение пению лучше осуществлять индивидуально, т. к. это требует индивидуальных подходов и методов обучения, а, кроме того, на групповых занятиях они не будут доступны для всех детей.

Результаты индивидуальной работы с музыкально-одаренными детьми, т.е. исполнительство в любых видах музыкальной деятельности, следует показывать на общесадовых, групповых и других праздниках, тем самым рекламируя достигнутые успехи и самоутверждая личность музыкально-одаренного ребенка.

И не следует опасаться, что музыкально-одаренные дети постоянно являются «главными действующими лицами» на праздниках. Ведь и другие дети могут хорошо исполнять незамысловатые костюмированные роли, принимать участие в выполнении коллективных исполнительских видов музыкальной деятельности, предусмотренных программой музыкального воспитания и обучения в детском саду.

Индивидуальное исполнение как музыкальных, так и литературных произведений следует выставлять на концертное обозрение только высокого качества, соответствующего его высокой оценке: правильно, чисто, ритмично, четко, красиво, с хорошей дикцией, артистично, эмоционально, прививая тем самым хороший музыкальный вкус и понятие «хорошее исполнение» всем детям.

Для того, чтобы дать возможность исполнить эти же музыкальные произведения детям, имеющим средние и ниже средних музыкальные способности, можно использовать такие формы работы, как групповые досуги, музыкальные занятия различных типов.

Также необходимо помнить, что, развивая один из видов музыкальной деятельности, мы способствуем развитию всего комплекса музыкальности ребенка. Это значит, например, что, работая над навыками правильного пения, мы способствуем развитию не только голоса, но и всех видов музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, лада, умению оперировать звуковысотными представлениями, развитию внимания, артистизма, музыкального мышления.

Очень важно не только вовремя заметить музыкально-одаренного ребенка, но и создать условия и всемерно способствовать развитию его способностей не только через индивидуальную работу с ним, но и через работу с семьей.

Проведя диагностику музыкальных способностей детей, музыкальному руководителю рекомендуется обратить внимание родителей на природный дар их ребенка для возможного углубления работы в данном направлении в специализированном музыкальном учреждении.

Тогда музыкальная одаренность ребенка может стать талантом, который будет радовать мир и всех нас. И это прекрасно. Ведь музыка, искусство — всегда с человеком.

А. Битус


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress