Написать нам
Популярно
1   0   145

Роль музыки для младенцев

В народном фольклоре накоплен богатый репертуар песенок на все случаи общения с младенцем: одевания, кормления, успокаивания и др.

Не обязательно знать подлинную народную мелодию, ее можно заменить мелодекламацией, идущей от ласкового, любящего сердца матери. Тексты таких песенок можно найти не только в фольклорных сборниках, но и в специальной литературе для родителей.

Много забот маме доставляет укачивание младенца.

Удовольствие, получаемое ребенком, когда его покачивают в колыбели, многие исследователи рассматривают как ступень перехода от чистой радости к наслаждению танцем.

Если покачивание сопровождается пением колыбельной песни, младенец значительно быстрее успокаивается и засыпает, чувствуя нежность и доброту таких слов, как:

Баю, баюшки, бай, бай,

Глазки, Маша, закрывай.

Я тебя качаю,

Тебя величаю…

Или:

Ай люли, люли, люли,

Спи, сыночек мой, усни.

Скоро ноченька пройдет,

Солнце красное взойдет…

Об особом месте колыбельной песни в развитии музыкальной культуры человека написано достаточно много. В частности, отмечается, что кроме мелодической и ритмической структуры, они с первых дней жизни малыша приобщают его к миру образов, передающихся от поколения к поколению.

Сегодня можно найти музыку с записями колыбельных песен, основанных на ритме человеческого сердца, звучание которых можно использовать матерям, не умеющим петь.

маленькая девочка слушает музыку

Важен и момент просыпания ребенка. Внимательная мама это чувствует, легонько его поглаживает и тихо напевает:

Тяги, тяги, потягушеньки,

На Машу порастушеньки!

Расти, девочка, здоровая,

Как яблонька садовая…

Использовать нужно и моменты купания или умывания, особенно радостные для ребенка:

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!..

Во время кормления ребенка грудью возникает особенный внутренний диалог матери и младенца. А если к нему добавить еще ласковое обращение голосом, то он будет не только услышан, но и воспринят эмоционально, например:

Гу-гу-гу, гу-гу-гу,

На зеленом лугу

Стоит чашка творогу.

Прилетели две тетери,

Поклевали, улетели.

Как они летели,

Мы на них глядели.

Ам!

Страхи свойственны детям и в первые полгода жизни. Можно заметить, что их тревожит громкий звук, яркий свет, неожиданно резкая перемена положения.

Естественная реакция — плач, ожидание ласкового материнского утешения, которое лучше сопровождать такой песенкой:

Не плачь, детка,

Прискачет белка,

Принесет орешки

Тебе для потешки!

Ай не плачь, не плачь,

Я куплю тебе калач!

Используя музыку для активизации развития ребенка в первые полгода его жизни, необходимо учитывать следующее.

— Прежде всего внимательно относиться к реакции на музыку — громкие звуки могут пугать, некоторые темпы и ритмы — раздражать, а может вообще отсутствовать желание слушать музыку в данный момент.

— Музыку следует прослушивать только когда ребенок здоров, сыт и хорошо выспался.

— В первые месяцы жизни как вокальную, так и инструментальную музыку малыш должен прослушивать только в присутствии кого-то из близких взрослых.

— Лучше, когда ребенок находится на руках, а взгляд взрослого устремлен в его глаза.

— После трех месяцев можно сидеть поблизости и, как отмечает Н.Авдеева, время от времени обмениваться взглядами с ребенком, слушать музыку вместе с ним, улыбаться, когда он улыбается, всячески ему сопереживать.

При звуках плавной танцевальной мелодии можно, взяв младенца на руки и прижав его нежно к груди, потанцевать, слегка кружась в ритме музыки, покачивая его, тихонько напевая. Можно наигрывать мелодии на музыкальных инструментах или пользоваться музыкальными игрушками. От этого момент общения только усиливается, т.к. любой ребенок неравнодушен к «живой» музыке.

Постепенно от различения широкого спектра шумов у ребенка развивается рецепторное восприятие простейших элементов музыки. Их осмысление и закрепление происходит при повторных прослушиваниях — возникает момент запоминания. Как отмечает Г.Деккер-Фойгт, «…то, что я повторяю себе и для себя, становится близким для меня. Я могу сделать своим собственным часто повторяемое — если оно, конечно, вселит в меня уверенность. Сделать что-то своим, близким себе — это один из способов преодоления страха».

В своей оральной фазе младенец все тянет себе в рот, чтобы понравившееся сделать частью себя. Так же он и «вдыхает» музыку.

Наступает расслабление при слушании понравившейся музыки, исчезает необходимость противостояния неорганизованным опасным звукам, осуществляется активный переход от угрозы к наслаждению.

В зависимости от степени развития ребенка с 4—5 месяцев происходит активный переход от эмоционального, или, как его называют психологи, ситуативно-личностного, к ритуально-деловому общению. Прежде всего это проявляется во взаимоотношениях.

Если на четвертом месяце ребенок с интересом и радостью встречал ласковое обращение подошедшего к нему взрослого, реагируя на него движениями ручек и ножек, то уже к пятому месяцу становится заметным несколько настороженное отношение к незнакомцам. Иногда дети начинают плакать при звуках громкого обращения, стремятся отвернуться, отползти или вообще не обращать внимания.

С постепенным взрослением отношение ребенка к матери, отцу и другим близким людям также меняется. Теперь он не просто сидит на руках и радостно принимает ласку, но и начинает делать попытки заполучить какой-нибудь предмет, потрогать его. Только обмен положительными эмоциями его уже не устраивает. Он начинает показывать взрослому свое желание строить общение на «практической», «деловой» основе, призывает его к сотрудничеству в его действиях с игрушками или другими предметами.

Становится ясным, что общение ребенка со взрослым расширилось, стало более сложным, начало уходить от экспрессивно-мимических средств, «комплекса оживления» к предметно-действенным.

Подобные перемены в общении становятся все более заметными, хотя бы в том, что малыш все чаще начинает уклоняться от ласки в виде поцелуев и объятий и стремится переключить ваше внимание на игрушки. Для него становится важным не только ее получить из рук взрослого, но и поиграть с ним.

Знание этих особенностей психологического развития ребенка в начале второго полугодия жизни поможет более внимательно подойти к использованию музыки в воспитании младенца.

Следует помнить, что после четвертого месяца младенец все более активно требует от вас участия в совместных играх, особенно тех, с которых начали играть в первые месяцы жизни.

Чаще всего используются народные игры-забавы типа «Ку-ку», «Коза», и др. Позднее, когда ребенок может сидеть на коленях, родители начинают игры типа «По кочкам» или «Поехали-поехали». С первых попыток стоять на ножках дети любят пружинить на коленях у взрослых. В ход идет «Баба сеяла горох» и т.д. Такое увлечение ребенка игрой следует сочетать с музыкой, используя ее в виде фона. Многим родителям кажется, что лучшей музыкой для ребенка в этот период являются детские песенки, особенно из мультфильмов. Это заблуждение рассеивают сами дети, протестуя своими действиями против той или иной мелодии.

Во время игры взрослому желательно не только произносить слова, но превращать их в импровизированную мелодекламацию, художественные достоинства которой не особенно важны. Для этой цели лучше всего подходят всем известные «Ладушки» или «Сорока-воровка».

Следует также активно поощрять стремление малыша самому извлекать звуки из предметов. Используя эти стремления, родители могут научить ребенка не только извлекать звуки, но и вторить их голосам.

Ближе к концу второго полугодия заметно стремление ребенка подражать родителям — играть на детских инструментах, «аккомпанируя» пению взрослого. Специальная музыка Рушеля Блаво «Музыка младенца», специальные аудиозаписи для детей с отрывками из произведений Моцарта, Вивальди и др. окажут положительное влияние на закрепление первых музыкальных успехов.

Важно не сдерживать выражение эмоций при совместном слушании музыки. Это подскажет малышу то, что вы не сможете рассказать словами. Главное — не перегружать ребенка, не принуждать его к слушанию музыки. Это должно стать интересным семейным событием, ритуалом, что поможет ребенку постепенно войти в удивительный мир музыки, развить его, а может быть, и вырастить будущего музыканта.

Хотелось бы предостеречь молодых мам, увлекающихся молодежной музыкой, воздерживаться, особенно в первый год жизни ребенка, от совместного прослушивания рок-музыки.

Навязчивый ритм, электронные эффекты, динамика оказывают вредное воздействие не только с эстетической точки зрения, но и с физиологической, угнетающе действуя на психику.

С 7—8 месяцев многие родители начинают экспериментировать с ранними формами обучения. Это тема для отдельного разговора. Следует только напомнить, что темпы развития каждого ребенка могут отличаться. Поэтому нет необходимости придерживаться жестких рекомендаций, в каком возрасте и как учить младенца.

Главное — исходить из интересов ребенка, не навязывать ему готовых, проверенных моделей, а просто создать хорошие условия для его развития. Внимательное наблюдение за ребенком не только поможет раскрыть его потенциальные возможности, но и решить главную проблему — будет ли богат и разнообразен внутренний мир ребенка и реализуются ли его возможности в будущем.

А. Смагин


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress