Популярно
1   0   190

Музыкальное воспитание детей: дифференцированный подход

Под процессом дифференциации музыкального воспитания дошкольников следует понимать создание оптимальных педагогических условий для развития музыкальных способностей, приобретения ими определенных знаний, умений и навыков, развитие их творческих способностей.

Дифференциация должна строиться на основе тщательного изучения педагогом следующих компонентов, определяющих предпосылки становления индивидуальности ребенка:

  • природных особенностей;
  • личностных качеств;
  • учета возрастного фактора.

Дифференцированный подход в музыкальном воспитании предусматривает решение таких задач, как:

  • формирование музыкально-сенсорных способностей, выработка сосредоточенности, слухового внимания и анализа, упражнение в слушании и различении звуков по их высоте, силе, длительности, умении сопоставлять, сравнивать, различать;
  • оказание помощи в овладении вокально-слуховой координацией, недостаточное развитие которой тормозит правильное воспроизведение мелодии голосом;
  • помощь в восприятии и воспроизведении метроритма, ритмического рисунка хлопками, шагами, образными упражнениями и др.

Дифференцированный подход способствует более полному выявлению возможностей детей, раскрытию музыкальных способностей.

В настоящее время дифференцированный подход в музыкальном воспитании осуществляется чаще всего применительно к детям раннего или младшего дошкольного возраста, когда дети еще не в состоянии действовать коллективно и весьма ограничены в своих физических возможностях.

Уровень развития той или иной музыкальной способности, а также сформированность специальных навыков обычно не учитывается. Лишь в работе с детьми среднего и старшего возраста дифференциация применяется с целью индивидуализации музыкального развития ребенка. Это связывается со сложностью диагностики музыкальных способностей у детей младшего возраста и особенностями приобретения ими специальных навыков.

Вместе с тем ясно, что дети младшего возраста также развиваются не одинаково, их музыкальные проявления различны и при обучении некоторым видам музыкальной деятельности требуют индивидуального подхода (обучение игре на музыкальных инструментах, некоторым видам музыкально-ритмических движений).

Дифференцированный подход применим и к детям, у которых недостаточно развиты музыкальные слуховые представления, музыкально-ритмическое чувство, в работе с застенчивыми детьми, которые могут проявлять себя творчески, но боятся действовать в большом коллективе.

Дифференциация необходима и для более одаренных, нежели их сверстники, детей. Специалисты единодушно придерживаются мнения, что работа с музыкально одаренными дошкольниками должна качественно отличаться от методов работы с детьми со средними способностями.

Дифференциация позволяет:

  • при пении уточнить чистоту интонирования мелодии песен, требующих транспонирования для данной подгруппы детей в другую тональность, исполнять отдельно запев и музыкальные фразы, куплеты песни, упражняться в дикции, в восприятии ритмических соотношений;
  • в музыкально-ритмических движениях упражняться в усвоении танцевальных движений, участвуя в музыкальной игре в целом, исполнять индивидуальные роли, что очень важно для развития творческой интерпретации игрового образа, совершенствовать движения танцев, игровых сценок, хороводов;
  • при обучении игре на музыкальных инструментах приобретать скоординированность движений, совершенствовать исполнительские навыки, навыки игры в ансамбле;
  • при выполнении творческих заданий чувствовать себя более свободно и раскрепощенно, например, при импровизации (музыкальные вопросы и ответы, сочинение и исполнение попевок, проигрывание мелодий-образов).

Таким образом, можно сделать вывод, что дифференциация процесса музыкального воспитания и обучения способствует:

  • обеспечению оптимального музыкального развития детей с различной степенью подготовленности, в соответствии с собственным темпом усвоения материала и с учетом индивидуальных особенностей восприятия материала;
  • предупреждению возможного отставания и ликвидации пробелов в знаниях и умениях, приобретенных ранее;
  • развитию самостоятельности в решении обучающих и творческих задач;
  • формированию устойчивого интереса к тому или иному виду музыкальной деятельности и на этой основе всестороннему развитию личности ребенка с учетом его индивидуальных возможностей, интересов и способностей;
  • обеспечению полноценной подготовки к обучению в школе.

О. Зыль


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress