RSS  Написать нам
Лайк   0   353

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей второй младшей группы в ДОУ и семье

Организация работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей 3—4 лет в детском саду и семье

Представленные материалы раскрывают содержание и организацию образовательного процесса во второй младшей группе детского сада по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности, помогают педагогам сформировать у воспитанников систему представлений о правилах безопасности и культуру безопасного поведения.

Основное содержание работы представлено следующими темами:

— «Безопасность ребёнка на улице».

— «Здоровье ребёнка».

— «Безопасность в помещении».

— «Безопасность в общении».

— «Природа и безопасность ребёнка».

Тематическое планирование по данному разделу не исключает необходимости систематического повторения пройденного материала по каждой теме, ежедневной работы в ДОУ и семье по данному направлению.

Программные задачи решаются преимущественно в ходе нерегламентированной деятельности в течение дня и в режимных моментах.

Ведущими методами работы являются:

  • наблюдение;
  • показ и объяснение взрослого;
  • инсценирование;
  • рассматривание иллюстраций, картин;
  • просмотр мультфильмов;
  • анализ ситуаций.

Особая роль при ознакомлении с основами безопасности отводится игровым персонажам, которые «открывают» вместе с детьми правила безопасного поведения.

Успешное осуществление этой цели невозможно без активного и непосредственного участия семьи, взрослые члены которой должны неукоснительно соблюдать правила безопасности и требовать этого от ребёнка.

Тема «БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЁНКА НА УЛИЦЕ»

Содержание работы: знакомство с улицей, транспортом, «зеброй», светофором, элементарными правилами поведения на улице.

Познавательная практическая деятельность. Целевая прогулка по улице

Цель: уточнение представлений детей об улице, правилах поведения на ней и видах транспорта.

Во время прогулки по улице воспитатель закрепляет представления детей о названиях населённого пункта и улицы, по которой они гуляют, рассказывает о правилах безопасного поведения на улице. Сообщает об устройстве улицы: по обе стороны расположены дома, их разделяет широкая дорога (проезжая часть), по которой ездят разные машины.

По обе стороны проезжей части улицы находятся узкие дорожки для людей (тротуары). Проезжую часть от тротуара для безопасности отделяют бордюр и газон. Дети называют транспорт, который движется (автобус, легковая машина, маршрутное такси, «Скорая помощь», троллейбус, трамвай, грузовик и т.п.). Во время прогулок педагог воспитывает умение видеть красоту в окружающем.

Художественная деятельность. Конструирование «Улица города»

Цель: закрепление представлений детей об улице.

Материал: крупный конструктор, куклы, машины, заборчики, деревья.

С помощью брусков дети выкладывают широкую и узкую дорожки, уточняя их назначение. Из кирпичиков, кубиков, призм строят разные дома, дополняют постройку деталями. Вместе придумывают название улицы. С помощью игрушек обыгрывают постройку.

Познавательная практическая деятельность. Знакомство со способами перехода улицы

Цель: закрепление представлений детей о строении улицы и элементарных правилах дорожного движения.

Материал: макет улицы города с пешеходным переходом, набор игрушек (фигурки людей, машинки, макет светофора).

В. Ребята, мы с вами находимся на улице. Скажите, что вы видите? (Дома, широкая дорога, на ней — машины, узкая дорога для людей.) Чем отделяется проезжая часть дороги от пешеходной дорожки. (Бордюром, газоном.) Где находятся машины? (На проезжей части.) Можно ли пешеходам выходить на проезжую часть? Почему? (Ответы детей.) Могут ли дети выходить на улицу без взрослых? (Нет. Это опасно.) Как быть, если пешеходу нужно перейти на другую сторону улицы? (Ответы детей.) Что означает красный, жёлтый, зелёный сигнал светофора? (Ответы детей.)

Подчеркнуть, что у пешеходов для безопасности есть помощники: пешеходный переход и светофор. Светофор имеет три цветовых сигнала: если горит красный — двигаться нельзя; если горит жёлтый сигнал — это означает, что нужно приготовиться к движению, чтобы никого не задерживать; если горит зелёный сигнал — движение разрешено. На пешеходном переходе машины останавливаются, пропуская людей.

Игровая деятельность. Дидактическая игра «Прогулка по улице»

Цель: закрепление представлений детей о строении улицы, местах для движения пешеходов.

Материал: конструктор небольшого размера, куклы, зверюшки, машинки, деревья, широкая и узкая полоски бумаги.

Ход игры

Детям предлагается построить улицу из конструктора, назвать её части, места для передвижения пешеходов и машин. Затем дети проигрывают различные ситуации перехода улицы.

Игровая деятельность. Подвижная игра «Цветные автомобили»

Цель: развитие умения реагировать на сигнал, изменяя направление движения.

Материал: разноцветные рули и флажки.

Ход игры

Дети (автомобили) размещаются вдоль стены или по краю площадки, у каждого свой цвет руля. У ведущего — набор флажков таких же цветов, как рули. Он поднимает флажок. Дети, у которых руль того же цвета, бегают, имитируя движение и звук автомобиля.

Когда ведущий опускает флажок, они останавливаются, едут в гараж. Внимание детей обращается на осторожное перемещение, недопущение аварий. Усложняя игру, ведущий может поднимать одновременно 1—3 флажка.

Познавательная практическая деятельность. Наблюдение за светофором

Цель: закрепление представлений детей о работе светофора и правилах поведения на улице.

Во время прогулки воспитатель просит детей вспомнить название города, своей улицы. Обращает внимание на разнообразие пассажирского транспорта в городе.

Подойдя к пешеходному переходу, напоминает, что на перекрёстках, пешеходных переходах устанавливают светофоры. Делают это для того, чтобы машины и пешеходы не мешали друг другу, знали, когда и кому можно пересекать улицу, чтобы было безопасно.

Ребята рассматривают светофор, называют цвета его сигналов, их значение. Наблюдают за движением машин и пешеходов. Обращают внимание на то, что по дороге двигается много легковых и грузовых машин, и никто не мешает друг другу.

Это потому, что водители соблюдают правила дорожного движения. Пешеходы тоже подчиняются сигналам светофора. Дети вспоминают, что проезжая часть улицы предназначена для машин, тротуар — для людей, закрепляют правила: пешеходы могут переходить улицу только по пешеходному переходу, на зелёный свет светофора, пешеходам нельзя выходить на проезжую часть.

Воспитатель обобщает правила поведения на улице: переходить дорогу нужно за руку со взрослым, нельзя бегать и играть. На участке детского сада он организует игру «Дети и светофор»: когда педагог показывает зелёный кружок, дети ходят, бегают по участку, когда красный — дети останавливаются и стоят.

Общение. Беседа по стихотворению «Мяч» С. Маршака

Цель: закрепление представлений о правилах поведения на улице.

Воспитатель читает детям стихотворение «Мяч» С. Маршака, затем задаёт вопросы:

— О чём это стихотворение? (Ответы детей.)

— Почему мяч лопнул? (Выкатился на дорогу и попал под колёса машины.)

— Можно ли играть с мячом на улице? (Ответы детей.)

— Почему нельзя играть на улице? (Это опасно.)

— Где можно играть детям? (Ответы детей.)

— Могут ли дети выходить на улицу без взрослых? (Нет. Это опасно.)

— Какие правила поведения на улице вы знаете? (Ответы детей.)

Дети вместе с воспитателем закрепляют правила пешеходов: ходить по улице можно только по тротуару, держась за руку взрослого; переходить дорогу можно по пешеходному переходу на зелёный свет светофора или по подземному переходу.

Познавательная практическая деятельность. Беседа с детьми о правилах поведения в общественном транспорте

Цель: формирование представлений детей о правилах поведения в общественном транспорте.

Вопросы к беседе:

— Как называют людей, которые ездят на автобусе, троллейбусе? (Пассажиры.)

— На каком транспорте и куда вы ездили с родителями? (Ответы детей.)

— Почему детям нельзя ездить без родителей? (Ответы детей.)

— Как надо себя вести в транспорте? (Ответы детей.)

Воспитатель обобщает: заходить в транспорт и выходить из него надо не спеша, держась за руку родителей и поручень; если есть место, надо сесть на сиденье, а если нет, крепко держаться за поручень; в транспорте нельзя громко разговаривать, сорить.

Игровая деятельность. Дидактическая игра «Правильно—неправильно»

Цель: закрепление правил поведения на улице.

Материал: сюжетные карточки, кукла домовёнок Кузя.

Ход игры

В. К нам в гости пришел домовёнок Кузя. Он говорит, что не знает, как надо правильно себя вести на дороге. Давайте расскажем ему о правилах поведения на улице.

Ребятам предлагается рассмотреть карточки (дети одни на улице; мальчик вслед за мячом выбегает на проезжую часть; дети играют на проезжей части; люди переходят проезжую часть дороги по «зебре» на зелёный свет светофора; ребёнок с мамой идёт за руку по улице, дети играют во дворе дома) и оценить поведение детей на улице. Дети объясняют домовёнку Кузе правила поведения на улице и проигрывают с ним разные ситуации.

Взаимодействие с родителями.

Предложить родителям пройти с ребёнком по улице, закрепив представления о месте и способе перехода проезжей части дороги, правилах поведения на улице. Обратить внимание на соблюдение пешеходами правил безопасного поведения, дать им оценку.

Во время прогулок формировать умение ребёнка различать транспорт по внешнему виду, обучать определять по звуку приближающееся транспортное средство («Пожарная машина», мотоцикл, трактор, поезд, автомобиль, автобус, «Милицейская машина», трамвай, «Скорая помощь»).

Предложить родителям посмотреть вместе с ребёнком мультфильмы: «Аркадий Паровозов спешит на помощь», «Про машинки и правила дорожного движения», побеседовать о правилах поведения на улице.

Итоги освоения содержания.

Дети знакомы с основными частями улицы, видами транспорта, местами перехода улицы, некоторыми дорожными знаками, светофором; имеют элементарные представления о потенциально опасных ситуациях, способах их избежания; стремятся соблюдать правила безопасного поведения на улице.

Страницы: 1 2 3 4 5


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress