Написать нам
Популярно
5   0   282

Из опыта работы по формирование основ пожарной безопасности у дошкольников

Обычно знакомство воспитанников с основами пожарной безопасности начинается во второй младшей группе.

Важное место занимает создание и совершенствование предметно-развивающей среды. В комнатах, где работают над проектами, оформлены специальные уголки безопасности. Например, макеты пожарной техники и щита, атрибутика к сюжетно-ролевой игре «Мы — пожарные», игрушки, рисунки, настольные и дидактические игры, иллюстрации. Позже, в соответствии с возрастом детей, воспитатель формирует картотеки дидактических игр, стихов и загадок, а в старшей — картотеку пословиц.

экускурсия детей в пожарную часть

Дети и родители изготавливают альбомы «Спичка — невеличка» (в младшей группе), «Служба 103» (в средней), «Профессия — пожарный» (в старшей).  Для этого создается специальная комната, где собран демонстрационный материал из серии «Уроки безопасности», яркие плакаты, форма спасателей, противопожарное оборудование и другие предметы.

Начинается работа с создания игровой ситуации и постановки проблемы. Например, в проекте «Осторожно, огонь!» дети второй младшей группы обучали поведению во время пожара кошку из потешки «Тили-бом!». Ребята этого возраста особенно сопереживают сказочным персонажам, поэтому они с особым удовольствием строили для кошки новый дом и знакомили её с элементарными правилами пожарной безопасности.

Воспитанники средней группы особый интерес к проблеме проявили после неоднократных наблюдений за пожарной машиной, которая направлялась к месту вызова.

Дети задавали разнообразные вопросы. В результате появился проект «Как подружиться с огнем». С целью расширить и систематизировать представления детей по данной теме, решили оформить в группе уголок пожарной безопасности, где со временем собрали интересный материал для занятий, игр, а также самостоятельной деятельности воспитанников.

Продолжая начатую работу в старшей группе, перед ребятами поставили более сложные задачи.

К примеру, что надо сделать, чтобы не столкнуться с пожаром?

В результате обсуждения появилась идея о возможности выпускать газету под названием «Путешествие по стране Пожаробезопасности». Газету выпускаем ежемесячно и распространяем в других группах, знакомим с ней взрослых. Так появился проект «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды».

В ходе основного этапа, в соответствии с возрастом, применяем разные формы, приёмы и методы работы с детьми. Так, для формирования первоначальных представлений о пожарной безопасности у воспитанников второй младшей группы педагоги используют рассматривание картинок, чтение различной литературы, игровые ситуации, дидактические и ролевые игры, инсценировки потешек, стихотворений и сказок, изобразительную деятельность.

В своем проекте «Мы хотим с огнём дружить», кроме перечисленных выше форм и методов, проводятся тематические наблюдения, экскурсии в комнату безопасности, сюжетно-ролевые игры «Пожар в доме», «Пожарные спешат на помощь». Наибольший интерес у детей вызывают физкультурные развлечения, где литературные персонажи Спасик и Дядя Стёпа учат ребят правилам безопасного поведения, а Баба Яга и Незнайка, попав в беду, просят детей о помощи. Персонажи  приходят к воспитанникам в гости, играют с ними. Такие встречи всегда интересны и запоминаются надолго.

Во время работы над проектом «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды» с детьми старшей группы используются более активные формы и методы: конкурсы, игры-эстафеты, викторины, творческие игры, моделирование ситуаций, работа со схемой, опыты. В исследовательской деятельности по темам «Самые пожароопасные ситуации», «Огонь дышит или нет?», «Чем можно потушить огонь?», «Найди выход из горящего дома», «Где опасно?» ребята под руководством воспитателя учатся формулировать цель предстоящей работы, определять, какие методы и приёмы можно использовать для её решения, разрабатывать план-схему действий.

Эффективным методом формирования у детей практических умений и навыков мы считаем, что является моделирование ситуаций: «задымление в группе», «дым из окна соседнего дома», «нашёл зажигалку в квартире» и др. Для творческого развития педагоги стимулируют детей к поиску решения логических и практических задач. Например, надо выбраться из горящей квартиры, а дверь закрыта. Какой вариант предлагают дети? Они говорят, что можно выйти на балкон и просить помощи у прохожих. А если балкона нет? Открыть окно. А если не сумели его открыть?.. Воспитатель всякий раз усложняет задачу, чтобы дети нашли несколько вариантов выходов из сложной ситуации.

Наш педагогический коллектив тесно сотрудничает со специалистами районного отдела по чрезвычайным ситуациям. Интересными и яркими для ребят становятся встречи с пожарными-спасателями, а также посещение части МЧС, где рассказывается о специальном оборудовании и технике с демонстрацией.

Работа над проектами по основам пожарной безопасности в дошкольном учреждении органично вписывается в образовательный процесс учреждения. Занятия проходят интересно и увлекательно.

Г. Атрашкевич


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress