Тема: «Безопасное поведение ребёнка в быту»
Программное содержание:
— закрепить у детей представление о предметах, которые могут угрожать жизни и здоровью людей, предостеречь от несчастных случаев в быту;
— учить правильно реагировать на сложившуюся ситуацию и оказывать помощь сверстникам, обращаться за помощью в соответствующие службы;
— воспитывать чувство взаимовыручки, сопереживания.
Компоненты комплекса, их длительность | Материал | Организация деятельности детей | Управление процессом игры | Результат совместной деятельности |
Вводная беседа
1 мин. | Коллективная: стоя на ковре | — В жизни нас окружают разные люди, предметы. Нам необходимо научиться правильно обращаться с незнакомыми и знакомыми предметами, с людьми, которые могут причинить неприятности нам и нашим близким. Сегодня мы отправимся в школу безопасности | Создание игровой ситуации | |
Сюрпризный момент
2 мин. | Костюм медведя; загадки, картинки по загадкам | Коллективная: стоя на ковре | Раздаётся стук в дверь. Входит Мишка, приветствует собравшихся и просит помочь ему отгадать загадки о некоторых предметах, которые, по его мнению, очень опасны. Очень хрупкая я — берегите меня, Если только разобьёте, лишь осколки соберёте! (Стеклянная банка.) — Чем опасен данный предмет? Посмотрите на меня — вся дырявая я, Но зато я ловко тру тебе морковку. (Тёрка.) — Как может навредить нам этот предмет? Когда? У меня есть лезвие — острое, железное, Обращайтесь осторожно: ведь порезаться возможно! (Нож.) — Знаете ли вы, как необходимо обращаться с данным предметом? Когда его нельзя и можно брать в руки? Почему? Что опасного во мне, если супа нет на дне, Только если суп горяч — от детей меня ты прячь. (Кастрюля.) И т.д. | Вовлечение в деятельность поискового характера, направленную на развитие мыслительных процессов |
Рассматривание иллюстрации «Мишка Топтыжка»
5 мин. | Иллюстрация | Коллективная: сидя на ковре | Взрослый демонстрирует на мольберте иллюстрацию, на которой изображён Мишка, весь забинтованный, несчастный. Беседует по вопросам: — Кто нарисован? Каким он изображён? Что могло произойти с ним? Почему так случилось? Чем опасны изображённые на картине бытовые предметы? | Рассматривание картины и установление взаимосвязи событий с реальностью |
Социально-адаптационная игра «Будь внимателен!»
2 мин. | Листы бумаги с изображёнными предметами, простой карандаш | Коллективная: сидя за столами | Педагог раздаёт каждому участнику лист с изображением предметов: нож, чайник, спички, стеклянная банка, тёрка, аптечка, кастрюля, мебель. Дети берут карандаш и возле каждого предмета ставят соответствующий знак (нельзя брать «-» ), (пользоваться осторожно «+») | Мыслительно-графическое действие |
Игра-предположение «Что случилось?» 4 мин. | Коллективная | Воспитатель предлагает ребятам придумать рассказ о том, как Мишка остался один дома и что он мог сделать неправильно. Побуждать использовать в сюжете рассказа предлагаемые предметы | Развитие фантазирования, творческого воображения | |
Игра-убеждение «Научим Мишку вести себя правильно»
2 мин. | Картинки с предметами по загадкам | Индивидуальная: вставая при разговоре | Взрослый просит детей объяснить Мишке, как необходимо обращаться с данными предметами, почему? Дети поочерёдно, показывая картинку с предметом, обучают гостя, проявляя соответствующие эмоции, подбирая необходимые слова, совершенствуя культуру объяснительной речи | Развитие речевой активности, связного монологического высказывания |
Ориентационная игра-моделирование «Помоги другу» 5 мин. | Сюжетные картинки, материал для перевязки | Индивидуальная: в парах | — Если по неосторожности кто-то попал в ситуацию, повлёкшую к травме, то человеку необходимо оказать первую медицинскую помощь. Смотрите, как это надо делать (педагог выполняет перевязку на кукле, сопровождая свои действия объяснением) | Представления о правилах оказания первой помощи
|
Психогимнастическое упражнение
2 мин. | Пиктограммы | Индивидуальная: стоя на ковре | Дети рассматривают пиктограммы: страх, боль, волнение, плач. — Как необходимо вести себя с человеком, который испугался? Который плачет? У которого что-то болит? (Ответы детей.) Воспитатель просит детей изобразить то или иное состояние, оказывая при этом психологическую помощь (обнимает, поглаживает, успокаивает, старается шутить) | Знакомство со способами обращения с людьми, нуждающимися в помощи |
Комбинационная игра «Вызови скорую помощь»
4 мин. | Телефон, схема-памятка последовательного действия при вызове нужной службы | Индивидуальная | — Если случилась беда, мы оказываем помощь человеку, говорим хорошие слова, успокаиваем его, а также обращаемся за помощью к специалистам — людям, которые правильно это делают. Давайте с вами позвоним в скорую помощь и вызовем её. — В каком случае можно вызвать скорую помощь? Если помощь нужна срочно, а врач задерживается, что нужно делать? Чем отличается машина скорой помощи от другого транспорта? Как встречать врача? — Давайте покажем Мишке, как правильно вызвать скорую помощь. Дети подходят к телефону, набирают номер, ориентируются на схему, сообщают необходимые сведения: адрес, что случилось, состояние самочувствия больного | Упражнение в вызове скорой помощи |
Игра-эстафета «Перевезём больного»
3 мин. | 4 стойки, машина на верёвке, кукла | Групповая: в движении по группе | — Скорая помощь приезжает быстро и увозит больного в больницу. Мы попробуем быть водителями скорой помощи и аккуратно доставить кукол в больницу. Разделитесь на две команды и займите места. Первый игрок берёт куклу, присаживает её в машину и везёт в больницу по дороге с препятствиями (стойками). После этого возвращается на место, передавая машину с куклой следующему (следят, чтобы кукла не упала). Такие действия выполняют все игроки. Последний, вернувшись на место, поднимает правую руку, символизируя завершение игры | Стимулирование двигательной активности, способности аккуратно действовать в сложившейся ситуации |
Упражнения на восстановление дыхания
1 мин. | Коллективная: стоя на ковре в рассыпную | Педагог просит всех участников игры восстановить своё дыхание, это поможет организму в дальнейшем быть более активным и работоспособным. Упражнение «Понюхаем цветок» | Восстановление дыхания, сил | |
Речевая игра «Правила безопасности»
2 мин. | Индивидуальная | Взрослый побуждает детей назвать для Мишки правила, обучающие правильному обращению с опасными предметами, либо предостережение по их использованию. Например: «Мишка, не зажигай спички, ведь ты ещё маленький!»; «Осторожно обращайся со стеклянной посудой, не роняй её, убирай на место!». Воспитатель схематически зарисовывает некоторые правила. Дети дают эти правила Мишке, прощаются с гостем | Стимулирование мыслительно-речевой активности |
М. Янушкевич, Г. Хрещанович