---Развитие речи ребенка через пальчиковые игры
 RSS  Написать нам

5   0   2054

Развитие речи ребенка через пальчиковые игры

В системе воспитания и обучении дошкольников важнейшую роль играет развитие рук. Является ли этот вопрос проблемным на сегодня? Да. Потому что далеко не в той степени уделяется этому внимание, как в детских садах, так и дома.

Мы учим детей самостоятельно принимать пищу, рисовать, одеваться, наконец, писать. Но в ходе обучения письму шестилетний ребенок испытывает огромные трудности. В том числе и потому, что у него не развиты мелкие мышцы рук. Еще в начале столетия родители понимали, что руками нужно заниматься специально.

Для успешного овладения школьными навыками ребенку необходимо иметь хорошо развитую моторику руки, так как большая нагрузка на нее в школе может вызвать чувство хронической усталости, напряжения и нарушение при формировании почерка. Владение навыками письма является длительным и сложным процессом. Без помощи взрослых очень сложно научиться писать, зрительно контролировать направление руки при письме, при этом сохраняя длительность и слитность движений.

Как часто приходится слышать от учителей: «Интеллект первоклассников развит хорошо, а рука не развита. Пишут медленно, неуверенно». Родители первоклассников тоже порой приходят в отчаяние: «Чем больше строк пишет сын, тем хуже становится каллиграфия. Строчки не видит, интервалов между буквами не соблюдает, а бесформенные каракули, которые он выводит, даже буквами не назовешь».

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение руки.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированных тонких движений пальцев рук.

Подготовка руки к письму — процесс сложный, дети боятся, что у них не получится. И чтобы они могли преодолеть свой страх, взрослые обязаны помочь им.

Малыши прекрасно усваивают пальчиковые игры. Давно замечено, что движение рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие речи. И в младших группах дети учатся играть в пальчиковые игры с бумагой, с пластилином, с крупой, фасолью, горохом. Очень полезны и такие упражнения: сматывание ниток в клубок, отвинчивание и завинчивание пластмассовых гаек, имитация игры на пианино, «ходьба» пальчиками но столу.

В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы обретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладением навыком письма.

Гимнастика для кисти рук

Дети сидят за столом, и. п. ладошки лежат на столе.

1. На счет 1, 2, 3, 4, 5 дети хлопают ладошками он столу; на счет 1, 2, 3, 4, 5 хлопают в ладоши (повторить 3 раза).

2. На счет 1, 2, 3, 4, 5 дети стучат кулачками по столу; на счет 1, 2, 3, 4, 5 стучат кулачком о кулачек (повторить 3 раза).

3. На счет 1, 2, 3, 4, 5 дети из кулачков делают «молоточки», стучат кулачком о кулачек (повторить 3 раза).

4. На счет 1, 2, 3, 4, 5 дети «шагают пальчиками по столу» (повторить 3 раза).

5. На счет 1, 2, 3, 4, 5 перебирают пальчиками, имитируя игру на пианино (повторить 3 раза).

6. Дети делают из пальчиков клюв утки и «крякают» (повторить 5 раз).

7. Дети, как будто кормят цыплят и зовут их цып — цып — цып (повторить 5 раз).

Затем дети встают и выполняют физкультминутку.

Этот пальчик хочет спать,

Это пальчик лег в кровать.

Этот пальчик чуть вздремнул

Этот пальчик уж заснул

Этот крепко, крепко спит.

Тише, тише не шумите!

Солнце красное взойдет,

Утро красное придет

Будут птички щебетать,

Будут пальчики вставать.

Дети поочередно загибают одной рукой пальчики противоположной руки и держат их в кулачке. На слова воспитателя: «Будут пальчики вставать» дети поднимают руки вверх и расправляют пальчики.

Физкультминутки

1. Мы писали, мы писали

(кулачки сжимаем и разжимаем),

Наши пальчики устали,

Мы немного отдохнем,

И опять писать начнем (руки опустить вниз и встряхнуть ладошки)

2. Долго, долго мы писали

(встряхнули руки перед собой),

Наши пальцы утомились,

Пусть немного отдохнут,

И опять писать начнут,

Дружно руки разведем,

И опять писать начнем.

(Отвести руки назад-вниз, отклонится на спинку стула.)

3. Буратино потянулся,

Раз — нагнулся, два — нагнулся,

Три — нагнулся,

Руки в сторону развел.

Ключик видно не нашел,

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

4. Руки подняли и покачали

(Плавные покачивания поднятыми вверх руками; встряхивание рук перед собой)

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем —

(горизонтальные одновременные движения руками вправо-влево)

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем —

Крылья сложили назад (2 раза).

5. Выросли в саду цветки,

(руки вперед, вверх, встать на носочки)

Распустились лепестки,

(руки в стороны, пальцы широко)

Вдруг поднялся ветерок,

(махи прямыми руками вверх, вниз)

Закружился лепесток,

(поворот вокруг себя медленно)

Ветерок их оторвет,

И на землю вновь вернет.

(Присесть.)

Дружба

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять —

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять —

Мы закончили считать.

Методические указания: первые две строчки — пальцы обеих рук соединяем ритмично в замок.

3, 4 строчки — ритмичное касание пальцев обеих рук.

5, 6, 7, 8 — поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца. Руки вниз, тряхнуть кистями.

Домик

Раз, два, три, четыре, пять

Вышли пальчики гулять

Раз, два, три, четыре, пять

В домик спрятались опять.

Методические указания: 1 строчка — разжимаем пальцы из кулака по одному начиная с большого.

2 строчка — ритмично разжимаем все пальцы вместе.

3 строчка — сжимаем по очереди, широко расставленные пальцы в кулак, начиная с мизинца.

4 строчка — ритмично сжимаем все пальцы вместе.

Прогулка

Пошли пальчики гулять,

А вторые догонять.

Третьи пальчики бегом.

А четвертые пешком.

Пятый пальчик поскакал

И в конце пути упал.

Методические указания: 1 строчка — пальцы обеих рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу

2 строчка — ритмичное движение по столу указательными пальцами.

3, 4 строчки — движения средних пальцев в быстром темпе. Медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола.

5 строчка — ритмичное касание поверхности стола.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2020 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress

Adblock
detector