Написать нам
kartal escort porno sex maltepe escort konya escort alanya escort ataşehir escort ataşehir escort ümraniye escort ataşehir escort kartal escort ankara escort ankara escort bayan escort ankara ankara rus escort eryaman escort maltepe escort kartal escort kartal escort maltepe escort maltepe escort bahcesehir escort bahcesehir satilik daire avcilar erkek yurdu bahcesehir escort escort bayan escort istanbul escort ataköy şirinevler escort istanbul escort izmir masöz izmir escort bayan izmir escort bayan ankara escort bayan ankara escort bayan
1   0   271

Арт-терапия как средство формирования позитивной Я-концепции у детей-дошкольников

К началу старшего дошкольного возраста у ребёнка сформировано представление о себе, положительная самооценка.

Дети с тяжёлыми нарушениями речи (далее ТНР) имеют ряд особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и самопознание: конфликтность, повышенная впечатлительность, обидчивость, ранимость, чувство угнетённости, состояние дискомфорта и т.д. Это объясняется тем, что само недоразвитие речи, как правило, является следствием резидуально-органического поражения центральной нервной системы.

Таким образом, возникает необходимость в поиске инструментов психолого-педагогического сопровождения детей с ТНР, направленных на формирование позитивной Я-концепции.

В качестве эффективного метода коррекционно-развивающей работы с воспитанниками может использоваться метод игровой терапии в сочетании с элементами арт-терапии (художественного творчества) — рисование различными материалами, фантазирование, создание коллажей, талисманов, работа с песком и т.д.

Дополняя и обогащая развивающие возможности игры, она способствует созданию близких отношений между участниками, снимает напряжённость, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку ребёнка, содействует развитию речевых, коммуникативных способностей, что в дальнейшем существенно облегчает социализацию.

Практика коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР показывает, что формированию позитивной Я-концепции способствует использование модели, включающей в себя три взаимосвязанных блока:

  • определение сути психологической проблемы воспитанника;
  • разработка представлений о предполагаемых результатах;
  • постановка задач коррекции:

— коррекционный блок, включающий упражнения (определённые в каждом конкретном случае и подобранные в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка), направленные на решение задачи коррекции представлений ребёнка о себе и отношения к себе;

— оптимизация межличностного взаимодействия в диадах «ребёнок—взрослый», «ребёнок—ребёнок».

В работе с детьми старшего дошкольного возраста (5—6 лет) с ТНР с целью осознания особенностей своего тела, его физических возможностей, формирования гендерной идентификации, восприятия себя как члена определённой социальной группы могут использоваться игры-упражнения: «Рисование фигуры», «Автопортрет», «Моё имя». Особенно нравится воспитанникам работа с именем: им предоставляется возможность попасть в сказку имён, нарисовать образ своего имени, придумать, как оно двигается, какого оно цвета, вкуса и т.д. Имя «оживает», «очеловечивается», визуализируется, происходит идентификация ребёнка со своим именем, следовательно, формируется позитивное отношение к своему «Я».

Знакомство ребёнка с основными эмоциями человека (радость, грусть, злость, страх, интерес, удивление), помощь в осознании собственных эмоциональных переживаний, понимание эмоционального состояния других людей, развитие внимания к себе, своим чувствам, переживаниям может осуществляться с помощью игр-упражнений: «Маски», «Волшебная карта чувств», «Волшебные краски». Тонкая дифференциация переживаний, ориентирование в них становятся пусковым механизмом осмысления эмоционального отношения к самому себе. Описывая себя, свои желания и ощущения, осознавая и выражая свои чувства, дети проигрывают, прорисовывают настроение, находя место каждому из них.

Игры с использованием бумажных полотенец, фольги особенно эффективны в работе с детьми с ТНР.

Они способствуют формированию чувства базового доверия к миру и к самому себе, освобождению от негативных эмоций. Это своего рода превращение куколок в бабочек: сначала дети обматывают друг друга полотенцами, создавая защитный кокон, а потом высвобождаются из него, приобретая на символическом уровне позитивный опыт, преодолевая трудности, повышают уверенность в себе, своих силах.

Для формирования уверенности в себе и актуализации внутренних ресурсов воспитанников можно использовать игру с камнем, когда сначала воспитанники согревают его своим теплом, раскрашивают, потом наделяют необходимыми ему самому качествами (у каждого ребёнка они свои: сила, красота, доброта и т.д.) — создаётся своего рода талисман.

Изготовление кукол-марионеток и постановка собственного спектакля позволяют каждому ребёнку интегрировать все представления о себе. Таким образом актуализируется позитивный эмоциональный, когнитивный опыт ребёнка.

Предлагаю игры-упражнения, направленные на развитие позитивной Я-концепции, и пример занятия с их использованием.

И. Наранович


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress