Написать нам
1   0   86

Арт-терапия как средство формирования позитивной Я-концепции у детей-дошкольников

К началу старшего дошкольного возраста у ребёнка сформировано представление о себе, положительная самооценка.

Дети с тяжёлыми нарушениями речи (далее ТНР) имеют ряд особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и самопознание: конфликтность, повышенная впечатлительность, обидчивость, ранимость, чувство угнетённости, состояние дискомфорта и т.д. Это объясняется тем, что само недоразвитие речи, как правило, является следствием резидуально-органического поражения центральной нервной системы.

Таким образом, возникает необходимость в поиске инструментов психолого-педагогического сопровождения детей с ТНР, направленных на формирование позитивной Я-концепции.

В качестве эффективного метода коррекционно-развивающей работы с воспитанниками может использоваться метод игровой терапии в сочетании с элементами арт-терапии (художественного творчества) — рисование различными материалами, фантазирование, создание коллажей, талисманов, работа с песком и т.д.

Дополняя и обогащая развивающие возможности игры, она способствует созданию близких отношений между участниками, снимает напряжённость, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку ребёнка, содействует развитию речевых, коммуникативных способностей, что в дальнейшем существенно облегчает социализацию.

Практика коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР показывает, что формированию позитивной Я-концепции способствует использование модели, включающей в себя три взаимосвязанных блока:

  • определение сути психологической проблемы воспитанника;
  • разработка представлений о предполагаемых результатах;
  • постановка задач коррекции:

— коррекционный блок, включающий упражнения (определённые в каждом конкретном случае и подобранные в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка), направленные на решение задачи коррекции представлений ребёнка о себе и отношения к себе;

— оптимизация межличностного взаимодействия в диадах «ребёнок—взрослый», «ребёнок—ребёнок».

В работе с детьми старшего дошкольного возраста (5—6 лет) с ТНР с целью осознания особенностей своего тела, его физических возможностей, формирования гендерной идентификации, восприятия себя как члена определённой социальной группы могут использоваться игры-упражнения: «Рисование фигуры», «Автопортрет», «Моё имя». Особенно нравится воспитанникам работа с именем: им предоставляется возможность попасть в сказку имён, нарисовать образ своего имени, придумать, как оно двигается, какого оно цвета, вкуса и т.д. Имя «оживает», «очеловечивается», визуализируется, происходит идентификация ребёнка со своим именем, следовательно, формируется позитивное отношение к своему «Я».

Знакомство ребёнка с основными эмоциями человека (радость, грусть, злость, страх, интерес, удивление), помощь в осознании собственных эмоциональных переживаний, понимание эмоционального состояния других людей, развитие внимания к себе, своим чувствам, переживаниям может осуществляться с помощью игр-упражнений: «Маски», «Волшебная карта чувств», «Волшебные краски». Тонкая дифференциация переживаний, ориентирование в них становятся пусковым механизмом осмысления эмоционального отношения к самому себе. Описывая себя, свои желания и ощущения, осознавая и выражая свои чувства, дети проигрывают, прорисовывают настроение, находя место каждому из них.

Игры с использованием бумажных полотенец, фольги особенно эффективны в работе с детьми с ТНР.

Они способствуют формированию чувства базового доверия к миру и к самому себе, освобождению от негативных эмоций. Это своего рода превращение куколок в бабочек: сначала дети обматывают друг друга полотенцами, создавая защитный кокон, а потом высвобождаются из него, приобретая на символическом уровне позитивный опыт, преодолевая трудности, повышают уверенность в себе, своих силах.

Для формирования уверенности в себе и актуализации внутренних ресурсов воспитанников можно использовать игру с камнем, когда сначала воспитанники согревают его своим теплом, раскрашивают, потом наделяют необходимыми ему самому качествами (у каждого ребёнка они свои: сила, красота, доброта и т.д.) — создаётся своего рода талисман.

Изготовление кукол-марионеток и постановка собственного спектакля позволяют каждому ребёнку интегрировать все представления о себе. Таким образом актуализируется позитивный эмоциональный, когнитивный опыт ребёнка.

Предлагаю игры-упражнения, направленные на развитие позитивной Я-концепции, и пример занятия с их использованием.

И. Наранович


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2018 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress