Написать нам
Лайк   0   258

Артерапия для детей ТМНР

Арттерапия сегодня широко используется в работе с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР).

Слово «арттерапия» всё чаще звучит в профессиональной среде психологов, педагогов, художников, людей, занимающихся детским творчеством, и у каждого есть своё видение того, что собой представляет «лечение искусством». Арттерапия как метод изменения мироощущения человека позволяет выразить эмоции и иные состояния.

Основные функции арттерапии:

  • культурологическая;
  • образовательная;
  • воспитательная;
  • коррекционная.

Из основных типов арттерапевтических помещений более всего для работы в ДОУ подходит студия. В ней работают несколько детей, более тесно взаимодействуя друг с другом.

В нашей группе есть несколько рабочих мест для самостоятельной деятельности воспитанников. На каждом — необходимый набор материалов (бумага, краски, восковые мелки, карандаши и т.д.).

На отдельном столе находятся материалы для особых изобразительных техник. Обязательным является наличие одной или нескольких раковин, доступных детям. Есть зона отдыха, специальное место для хранения детских работ в индивидуальных папках.

При оборудовании художественного оформления интерьера мы учли высокую степень восприимчивости детей к мельчайшим особенностям интерьера (таким, например, как цвет мебели, цвет стен и т.д.). Появилась возможность сделать потолок с подсветкой в виде звездного неба. Также стены оформлены при помощи художественной росписи.  Следует учитывать, что артстудия является не только реальным пространством для ребёнка, но и символическим, в котором каждый элемент может иметь свои скрытые смыслы и функции.

Работа по арттерапии с детьми  ТМНР предполагает широкое применение различных изобразительных материалов.

Вместе с красками, карандашами, восковыми мелками часто используют фольгу, цветную бумагу, текстиль (для создания коллажей, объёмных композиций) и т.д. Нужно иметь кисти разных размеров, губки, ножницы, нитки, разные типы клеев, скотч.

Каждому ребёнку мы даём понять, что он может свободно пользоваться любыми материалами и средствами, создавая всё, что ему захочется.

Проводимую работу по арттерапии можно условно разделить на несколько этапов.

Сначала детям предлагают пользоваться карандашами, восковыми мелками или фломастерами, которые позволяют им контролировать своё рисование. Постепенно дети осваивают и работу с красками, которые предоставляют больше возможностей для выражения переживаний.

Затем дошкольники работают с песком, тестом, пластилином и т.д. Ребёнок может трансформировать свою поделку, создать вместо неё новую, снизить таким образом эмоциональное напряжение.

Формы арттерапии различны, но можно выделить два основных варианта — индивидуальный и групповой.

Проводя индивидуальную работу, обязательно учитывают проблемы воспитанника, характер заболевания и особенности личности. Каждый ребёнок действует в индивидуальном темпе, и далеко не все способны сразу включаться в изобразительную деятельность. Особую ценность индивидуальная арттерапевтическая работа имеет для детей, испытывающих определённые затруднения в вербализации своих переживаний.

В нашей группе проводится большая работа с детьми, больными аутизмом. Вербальный контакт с ними крайне затруднён. Они погружены в себя, их действия носят стереотипный характер. Попытки изменить эти стереотипы, как правило, вызывают сильную тревогу и даже агрессию. Арттерапия позволяет в какой-то мере получить доступ к переживаниям такого ребёнка, активизировать его, способствовать развитию некоторых практических навыков.

На занятиях мы предлагаем несложные упражнения с различными материалами.

Широко используем групповые формы арттерапии с детьми с ЗПР и умственной отсталостью.

Учитываем специфические различия между детьми. При более значительной степени умственной отсталости работу проводим с более ограниченным, чем обычно, набором техник, тем и упражнений.

В работе с детьми с ТМНР мы используем темы и упражнения, направленные на тренировку памяти, внимания, мышления, развитие сенсомоторных навыков, разнообразие игры (в том числе с предметами).

Применение элементов методик арттерапии в коррекционной работе с детьми с ТМНР вызывает у них положительные эмоции, помогает преодолевать апатию и безынициативность.

Дети обретают уверенность в себе, больше общаются с членами семьи и сверстниками, у них появляются ощущение защищённости, внутреннего комфорта и свободы, расширяются возможности их социальной адаптации.

Т. Артюкевич


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress