Популярно
Лайк   0   248

Занятие по обучению грамоте в старшей группе «Эти волшебные буквы»

Задачи: закреплять знания детей о звуках, умение различать гласные твердые и мягкие согласные и гласные звуки; закреплять умение проводить звуковой анализ слов; учить составлять и читать короткие слова; развивать творческое воображение; прививать интерес к игре со словом.

Оборудование: касса букв, листы бумаги, фломастеры, «рисунок из прошлого», картинки-схемы для игр «Путешествие по городу», «Прочти слово».

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

Его не видно, в руки не взять,

Но зато слышно. Что это? (Звук.)

Воспитатель (В.). Правильно, это звук. Какие звуки вы знаете? (Дети отвечают.)

На какие группы можно разделить все звуки? (Твердые, мягкие, согласные, гласные.)

Приведите примеры гласных, твердых и мягких согласных. Как вы думаете, какие звуки главнее? Попробуйте сказать слово «мама» без гласных звуков, а слово «папа» — без согласных. (Дети пытаются ответить.)

В. И что у нас получилось? Мычание да заикание, больше ничего. (Дети улыбаются.) Значит, все звуки одинаково главные.

Игра «Угадай, каких звуков больше».

В. Я буду читать стихи, а вы, ребята, внимательно слушайте и постарайтесь сказать, какой из звуков встречается чаще.

А-а-а,— заплакала Аленка.

На-а-а,— сказала ей сестренка.

Алый цветик подняла

И Аленушке дала.

Дождик, дождик, не дожди,

Дождик, дождик, подожди.

Дай дойти до дому

Дедушке седому.

В. А при помощи чего обозначаются звуки на письме? (При помощи букв.) Какие буквы вы знаете? (Дети отвечают.) Давайте поиграем в игру «Живые буквы». Вам нужно с помощью частей своего тела изобразить букву.

Дети живо включаются в эту интересную игру.

В. Как вы думаете, где живут звуки и буквы? (Ответы детей.) А я думаю, что есть такая страна — «Страна звуков и букв». Как вы себе представляете эту страну? (Ответы детей.) Правильно, в этой стране, как и в любой другой, есть реки, озера, деревни, города и горы, но они не обычные, они состоят из звуков и букв. Давайте сядем за столы и попробуем нарисовать эту страну.

Все садятся за столы и рисуют.

В. Дети, а как вы думаете, всегда ли люди умели читать и писать? (Нет.) Было время, когда люди не умели писать, но они все-таки умели передавать сообщения. Как вы думаете, как они это делали? (Ответы детей.) Они делали это при помощи картинок. Вот, например, однажды ученые обнаружили скалу с рисунками. На ней было выбито изображение: лодка с гребцами, над ней — луна, три кружочка солнца, стрелы и олени. Как вы думаете, что здесь написано? (Предположения детей.)

В. Рисунки говорят, что «они плыли на лодке один месяц и три дня, нашли место, богатое дичью». Такими картинками-знаками пользуются и сейчас. Вот представьте, мы попали с вами в другую страну, в незнакомый город, нам захотелось кушать, языка мы не знаем. Как нам быть? В этом городе много магазинов, библиотек, больниц и т. д. (Проанализировать ответы детей.)

Игра «Путешествие по городу».

В. Как можно указать дом, где находятся аптека, магазин, где продаются хлеб, овощи? Нарисуйте это при помощи символов.

Дети рисуют, обозначая хлебный магазин, молочный и т. д.

В. А теперь, ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Прочти слово».

Перед нами — «заштрихованное слово», и чтобы его прочесть, нужно знать правило: в каждой картинке-схеме нужно выделить первую букву и записать ее. Давайте попробуем: колобок — осы — тигр — получается слово «кот».

Дети читают слова по картинкам-схемам.

Итог занятия.

В конце занятия каждый ребенок получает подарок от доброй Феи

Т. Литвинко


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress