---Формирование правильного речевого дыхания у старших дошкольников со стертой дизартрией
 RSS  Написать нам

404 Not Found

404

Not Found

The resource requested could not be found on this server!


Proudly powered by LiteSpeed Web Server

Please be advised that LiteSpeed Technologies Inc. is not a web hosting company and, as such, has no control over content found on this site.

6   0   369

Формирование правильного речевого дыхания у старших дошкольников со стертой дизартрией

Дыхание — физиологический процесс, который не зависит от сознания человека и основанный на вдохе и выдохе. Дыхание, связанное со звуком, речью, называется речевым.

Речевое дыхание по своему характеру отличается от дыхания во время молчания (покоя). Если физиологическое дыхание состоит из чередующихся вдоха и выдоха, которые примерно равны по длительности, то в речевом дыхании вдох значительно короче выдоха.

Дыхание, во время речи, подчиняется требованиям артикуляционного аппарата, гортани, которые формируют звуки речи, произносимые с той или иной силой. В зависимости от того, какой звук образуется и с какой силой он должен прозвучать, определяется нужное количество воздуха.

Речевое дыхание — основа звучащей речи, источник образования голоса, звуков. Оно обеспечивает правильное усвоение звуков, способность изменять силу их звучания, нормальное голосообразование, помогает правильно соблюдать паузы, менять громкость, сохранять плавность речи.

Для образования речи необходимо выработать направленную, сильную воздушную струю.

Развитие речевого дыхания зависит от правильной работы физиологического дыхания. Дыхание, связанное с речью осуществляется произвольно, неречевое — автоматически.

У детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией наблюдаются стойкие нарушения тех или иных компонентов просодической стороны речи.

Речевое дыхание у детей резко отличается от речевого дыхания взрослых: оно характеризуется малым объемом легких, слабостью дыхательной мускулатуры. Дыхательная недостаточность часто проявляется в неправильном типе дыхания (чаще грудном и ключичном) коротком речевом выдохе — до 5 секунд, с резким поднятием плеч.

Некоторые дети не умеют правильно расходовать воздух в процессе речи, нередко добирают воздух почти перед каждым словом. В речи присутствует назальный оттенок, смазанность.

Таким образом, у детей со стертой дизартрией отмечаются стойкие нарушения тех или иных компонентов просодической стороны речи. Дыхание поверхностное, неритмичное, с укороченным выдохом. Речь носит, в какой-то степени, «смазанный» характер.

Конспект подгруппового занятия по формированию правильного речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией (с запинками в речи) с использованием элементов дыхательной гимнастики

Программные задачи: формировать умение у детей глубоко дышать; активизировать тактильное восприятие; формировать умение расслаблять мышцы живота; формировать умение смыкать голосовые связки во время фонации; развивать речевое дыхание через произнесение звуков, слогов, слов на выдохе.

Материал и оборудование: грустные и веселые смайлики, воздушные шары, «волшебный мешочек»; «тучка-злючка», декорации леса, магнитофон.

Ход занятия

Занятие проводится при хорошо проветренном помещении

I. Организационный момент

Приветствие.

Учитель-дефектолог. Здравствуйте, мои дорогие ребята! Я очень рада вас снова видеть на занятии. А вы рады нашей встрече?

Дети. Да.

«Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться «Доброе утро».

Доброе утро — солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым,

Доброе утро длится до самого вечера».

(Дети повторяют приветствие в стихах за учителем-дефектологом.)

Выбор настроения детьми.

Учитель-дефектолог. Ребята, с каким вы настроением пришли сегодня на занятие? Веселым или грустным? Если у вас настроение хорошее, поднимите веселый смайлик, а если плохое — грустный. (Дети с опорой на изображения смайликов определяются с выбором настроения.) Я думаю, что к концу занятия оно у вас не испортится, а станет еще лучше.

II. Основная часть

Сюрпризный момент

Учитель-дефектолог. Ребята, предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие. А чтобы узнать, на чем мы туда отправимся, нам понадобится волшебный мешочек. Сейчас вы опустите по очереди руку внутрь мешочка и, не заглядывая туда, на ощупь определите, что в нем лежит.

Кто догадается, то хранит свой секрет и никому не говорит. (Дети выполняют.) Что же лежит в мешочке?

Дети. Воздушный шарик.

Учитель-дефектолог. Правильно! Путешествовать мы будем на воздушных шарах. (Учитель-дефектолог демонстрирует детям надутый воздушный шарик.)

Представьте, что шарик у нас в животе, и вы его должны надуть. Кладите руку на живот. Набираете воздух, надуваете свой живот, будто большой шар.

Чувствуете, как он растет? А теперь, ребята сделайте вдох и сдуйте шарик. Хорошо! Повторите еще раз вдох-выдох, вдох-выдох.

Вот наши воздушные шары готовы в путь. Полетели! (дети двигаются по кругу с шарами в руках под музыку).

Учитель-дефектолог. Молодцы! Вот мы и прилетели. А как вы думаете, что же перед нами? (Демонстрация декорации леса.)

Дети. Лес.

Учитель-дефектолог. Правильно. Мы прилетели в лес. В лесу чистый и свежий воздух. Дышится свободно и легко. Давайте насладимся свежим воздухом, глубоко подышим, вдыхая ароматы леса. (Дети вдыхают воздух глубоко носом, затем выдыхают ртом.)

Учитель-дефектолог. Молодцы, вы очень хорошо подышали. Сейчас давайте мы с вами погуляем в лесу. Дальше по лесу шагаем, тучку-злючку мы встречаем.

Тут большая тучка-злючка

Прилетела напугать (бег по кругу друг за другом, остановится, развернуться друг к другу лицом).

Быстро выпустила дождик — (присесть с махами рук перед собой).

Раз, два, три, четыре, пять (постучать пальцами кистей рук по полу).

Испугались дети тучку (взяться руками за голову, покачать ею).

Разбежались кто куда (бег врассыпную).

Спрятались под кустиком (присесть, обхватить руками свои колени).

Дождик не пропустим мы! (встать в круг, взяться со своим соседом за руки).

Будем прыгать и скакать (попрыгать на двух ногах).

Дождик будем разгонять (сделать полный вдох, задержать дыхание на 2—3 сек., выпустить воздух через рот совместно с выталкивающими движениями рук от груди в стороны).

Учитель-дефектолог. Молодцы, ребята. Тучка-злючка испугалась, и улетела. И опять выглянуло яркое солнышко. Давайте мы с вами отдохнем, полежим на травке, послушаем голоса леса.

Проводится релаксация по музыку «Звуки леса»

Как приятно греет солнышко. Солнечные лучики ласкают ваше тело: лицо, шею, руки, ноги, животик. Вы расслаблены.

Но нам некогда лежать, пора уже вставать. Мы веселы и бодры и к приключениям готовы?

Дети. Да, готовы!

Учитель-дефектолог. Прогулки по лесу не всегда бывают безопасными. Чтобы с нами не случилась беда, и мы не заблудились в лесу, давайте научимся перекликаться друг с другом.

Дыхательное упражнение «Эхо»

Дети становятся в круг, лицом друг к другу. По очереди ребенок громко произносит звук (слог, слово, а другие дети в ответ повторяют его тихо).

III. Итог занятия

Учитель-дефектолог. К сожалению, наше путешествие подошло к концу. Давайте возьмем воздушные шары в руки, нам пора возвращаться в наш детский сад.

Мы — веселые ребята!

Мы ребята-дошколята!

Любим лес и любим луг!

Любим всех людей вокруг!

(Дети повторяют фразы за учителем-дефектологом в голос, и уходят из зала под музыку)

А. Сокович,
учитель-дефектолог дошкольного образования


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2020 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress

Adblock
detector