---Грамматические игры по развитию речи детей дошкольного возраста
 RSS  Написать нам
kartal escort porno sex maltepe escort pendik escort alanya escort Ankara escort beylikdüzü escort beylikdüzü escort ankara escort ankara escort ankara escort ankara escort pendik escort maltepe escort ümraniye escort kartal escort ataşehir escort izmir escort izmir escort ankara escort ankara escort japon porno izle
3   0   2216

Грамматические игры по развитию речи дошкольников

Игра «»А что у вас? 

Цель: упражнять детей в образовании существительных множественного числа, а также родительного падежа существительных во множественном числе.

Дидактический материал: демонстрационные предметные картинки с изображением предметов в единственном числе и раздаточные предметные картинки с изображением предметов во множественном числе: флажок — флажки, кукла — куклы, мишка — мишки, машинка — машинки, глаз — глаза, ухо — уши, рука — руки, нога — ноги, книга — книги, окно — окна, дверь — двери, курица — куры, утка — утки, гусь — гуси, ботинок — ботинки, дом — дома, стол — столы, стул — стулья, костер — костры, перо -перья, поезд — поезда, дерево — деревья, куст — кусты, цветок — цветы, комар — комары, пчела — пчелы, воробей — воробьи, кресло — кресла .

Первая половина картинок предназначена для детей 3-4 лет. Остальные картинки — для детей 4-5 лет.

Игровые правила: образовать форму множественного числа названного существительного (или родительного падежа существительного во множественном числе).

Игровые действия: поиск нужной картинки, элемент поиска и находки слова в нужной форме.

Ход игры

Взрослый раздает детям картинки с изображением предметов во множественном числе. Показывает предметную картинку с изображением предмета в единственном числе и говорит: «У меня кукла. А у вас?» Ребенок, у которого находится соответствующая картинка, показывает ее и отвечает: «А у меня куклы» или «А у меня много кукол». И т.д.

Игра «Какой, какая, какое?»

Цель: учить детей слушать партнера, дополнять его высказывания; правильно согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе.

Дидактический материал: любые предметные картинки; фишки.

Игровые правила: уже сказанное не повторять.

Игровые действия: провести соревнование, кто больше: подбирать к слову как можно больше определений.

Ход игры

Взрослый предлагает поиграть со словами: «Я назову предмет, а вы его опишите, скажите, какой он. Например, яблоки. (Демонстрируется картинка.) Какие они?

Дети подбирают определения. За каждый ответ получают фишку. Когда иссякает запас определений, взрослый подсказывает слова, которые не назвали дети. Например:

Яблоки … (круглые, румяные, сочные, душистые, спелые, большие, наливные).

Ежик … (колючий, запасливый, пугливый, маленький, ушастый).

Взрослый задает наводящие вопросы («Как сказать о ежике, чтобы стало понятно, что его тело покрыто иголками?», «Что он делает со съестными припасами?», «Боится ли он лисы?», «Он быстро бегает?», «У него большие ушки?» И т.д.).

В конце игры взрослый объединяет вместе все фишки, хвалит детей: «Вот сколько разных слов вы назвали».

Когда дети смогут называть достаточно большое количество слов, можно устроить между ними соревнование «Кто назовет больше слов?».

Игра «Мишка-музыкант»

Цель: учить соотносить наименования музыкальных инструментов и музыкальных специальностей.

Дидактический материал: карточки с изображением музыкантов с музыкальными инструментами: заяц-барабанщик, мишка-горнист, лиса-гитаристка, заяц-скрипач, ежик-баянист, лев-аккордеонист, кукла-пианистка, волк-балалаечник; медвежонок (игрушка).

Игровые правила: образование слов — названий музыкальных специальностей.

Игровые действия: отгадывание музыкальной специальности медвежонка и персонажей открыток (карточек), воображаемая игра на музыкальных инструментах.

Ход игры

В гости к детям приходит медвежонок, приносит открытки (карточки).

Медвежонок: Я принес вам открытки. На них изображены разные музыканты. Я тоже музыкант. (Выставляет открытки перед детьми). Отыщите, кто здесь горнист (Ответы детей.) Правильно, я горнист. А как вы догадались, что горнист — это я? (Потому что на открытке медвежонок держит в руках горн.) А кто здесь гитарист? Как вы догадались? И т.д.

Взрослый: Сейчас, ребята, мы загадаем вам загадки. Догадайтесь, кто на чем играет. (Изображает игру на пианино.) На чем я играю? Значит, я пиа…(-нист). А сейчас на чем я играю? (Изображает игру на скрипке.) Значит, я кто? (Скрипач.) Пианино нужно пианисту, скрипка — скрипачу. А для кого балалайка? Кто играет на балалайке? (Балалаечник.) А на гармошке? На аккордеоне? На баяне? И т.д.

В процессе игры возникает словотворчество. Дети называют разные варианты, пока не назовут слово правильно. Поэтому нежелательно заранее читать написанные на обратной стороне карточек слова. Гораздо полезнее побуждать детей к экспериментированию со словами, подбодряя их улыбкой, взглядом. При необходимости взрослый подсказывает начало слова или все слово.

Медвежонок предлагает детям изобразить игру на музыкальном инструменте и «отгадывает», кого изображают дети, время от времени «ошибаясь» и давая возможность ребенку исправить его ошибку.

По предложению взрослого ребенок составляет с помощью карточек «оркестр», придумывает, перед кем он выступает, что исполняет, что было потом.

Игра «Киоск открыток»

Цель: учить соотносить наименования действий и названия спортивных специальностей.

Дидактический материал: карточки с изображением спортсменов: хоккеисты, футболисты, бегуны, прыгуны, пловцы, борцы, наездники, лучники, фехтовальщики, конькобежцы, лыжники, гимнастки; медвежонок (игрушка).

Игровые правила: образование слов — названий спортивных специальностей.

Игровые действия: поздравления медвежонка; отгадывание спортсменов по характерным движениям.

Ход игры

Взрослый сообщает, что у медвежонка Миши день рождения. Дети могут его поздравить и сделать ему подарки.

Дети по очереди выбирают открытки, называют изображенных спортсменов и что они делают. Например: «Это футболисты, они играют в футбол». После этого «делается покупка», ребенок поздравляет медвежонка, дарит ему открытку.

После того как все открытки куплены и подарены медвежонку, взрослый с медвежонком загадывают загадки, изображая движения спортсменов. Дети отгадывают.

По-прежнему взрослый сначала дает детям возможность перебрать разные варианты слов. Так, пловца дошкольники могут назвать плавщиком, плывуном, плавильщиком и т.п. Если никто не назовет слово правильно, взрослый подсказывает или называет его.

Затем дети могут «организовать соревнования» между спортсменами, рассказывая об их достижениях.

Игра «Чего не хватает Вове для прогулки?»

Цель: воспитывать у детей умение ориентироваться на партнера, обращаться к нему с высказываниями-побуждениями, вопросами, поддерживать короткий диалог; упражнять в образовании формы родительного падежа множественного числа существительных.

Дидактический материал: картинки с изображением зимней одежды: варежки, носки, пальто, шубы, шапки, сапожки.

Игровые правила: соблюдать последовательность игровых и речевых действий: назвать предметы одежды; запомнить картинки; назвать недостающие предметы по памяти.

Игровые действия: запомнить картинки, назвать, чего не хватает.

Ход игры

Взрослый рассказывает детям коротенькую историю про двух мальчиков.

Мальчиков звали Миша и Вова. Толя аккуратный, у него зимняя одежда аккуратно сложена в своем шкафчике. Какая зимняя одежда лежала у Миши в шкафчике?

Дети называют предметы одежды. По ходу называния взрослый выкладывает перед ними картинки. Если дети чего-то не назвали, то показывается картинка-подсказка, и дети ее называют.

Толя быстро собрался на прогулку. Надел шапку, сапожки… (Сперва перечисляются предметы и по мере называния картинки убираются.) А у Вовы никак не получается собраться, потому что он был неаккуратен и разбросал всю одежду. Нашел он только шапку. Чего еще не хватает Вове, чтобы пойти на прогулку?

Дети называют по памяти самостоятельно. Взрослый выкладывает соответствующие картинки. Если дети ошибаются, то взрослый ненавязчиво поправляет их: не хватает носков и т.п. Обращает внимание на «упрямое» слово «пальто», которое не изменяется: «Нужно говорить не хватает пальто».

Игра «Чего не стало?»

Цель: воспитывать у детей умение ориентироваться на партнера, обращаться к нему с высказываниями-побуждениями, вопросами, поддерживать короткий диалог; упражнять в образовании формы родительного падежа множественного числа существительных.

Дидактический материал: большая плотная карта с прорезями для пяти картинок; 8 тематических наборов предметных картинок на «ножках», которые можно вставить в прорези (первые пять-шесть наборов предназначены для детей 3—4 лет, остальные — для детей 4—5 лет и старше):

  • Яблоки, груши, бананы, апельсины, лимоны, вишни, черешни, сливы.
  • Незабудки, гвоздики, ромашки, ландыши, розы, колокольчики, нарциссы, тюльпаны.
  • Краски, карандаши, ножницы, тетради, кисточки, ручки, ластики, линейки.
  • Носки, гольфы, сапожки, тапочки, шубы, шапки, туфли, варежки.
  • Кошки, волки, львы, медведи, лисы, собаки, зайцы, тигры.
  • Куры, гуси, утки, индюки, лебеди, вороны, воробьи, ласточки.
  • Змеи, черепахи, лягушки, ящерицы, цыплята, гусята, индюшата, утята.
  • Волчата, львята, тигрята, бельчата, зайчата, поросята, котята, ягнята.

Игровые правила: соблюдать последовательность игровых и речевых действий: запомнить картинки; закрыть глаза; партнеру спрятать некоторые из картинок; игроку открыть глаза и сказать, чего не стало. Поменяться ролями с партнером.

Игровые действия: запомнить картинки, зажмурить глаза, назвать, чего не стало.

Ход игры

Взрослый (сам или от имени какого-либо занимательного персонажа, например, Петрушки, куклы Маши) показывает детям по одной предметной картинке из набора и предлагает назвать, что нарисовано. Каждую названную картинку взрослый вставляет в прорезь карты (всего четыре-пять картинок).

Полезно задать ребенку вопрос, как все это назвать одним словом (фрукты, цветы, принадлежности (или предметы) для рисования, овощи, еда (лакомства), одежда, обувь и т.д.). Взрослый предлагает детям хорошо запомнить картинки, затем закрыть глаза. В это время убирает одну из картинок. Ребенок открывает глаза и отвечает на вопрос «Чего не стало?», (Бананов, яблок и т.д.)

С одним набором картинок игра проводится несколько раз, при этом выбираются разные сочетания картинок из набора.

В дальнейшем можно не просто убирать одну картинку, а заменять ее другой, например, не стало бананов, а появились вишни.

Аналогичным образом постепенно обыгрываются все наборы картинок. Если в игре участвует более одного ребенка, взрослый предлагает им поиграть самим: «Теперь играйте сами. Петя прячет, а Сережа (остальные дети) отгадывает (отгадывают). Теперь Сережа прячет, а остальные отгадывают. Так по очереди играйте дальше».

Игра «Запомни и нарисуй»

Цель: воспитывать у детей умение свободно общаться в процессе выполнения совместного рисунка; учить согласовывать прилагательные с существительными (бананы желтые, ландыши белые, гвоздики красные и т.д.).

Дидактический материал: тематические наборы картинок «Фрукты», «Цветы» и др. (см. материал к игре «Чего не стало?»).

Игровые действия: рассмотреть картинки, постараться запомнить как можно больше предметов. Нарисовать их вместе с товарищем.

Ход игры

Взрослый демонстрирует по одной картинке из тематического набора. Дети называют изображенное. Если дети затрудняются, взрослый подсказывает. Картинки выкладываются перед детьми в ряд. Взрослый спрашивает, как назвать все изображенное одним словом (фрукты, одежда и т.п.). Предлагает еще раз назвать картинки, запомнить их. (По мере называния переворачивает картинки изображением вниз.)

Затем взрослый раздает детям листы бумаги и фломастеры и предлагает нарисовать все фрукты, цветы и т.д., которые они запомнили.

В процессе рисования дети переговариваются, комментируют свои действия и действия партнера, обращаются друг к другу с вопросами. Взрослый также может участвовать в разговоре, задавая вопросы типа «Какого цвета лимон?», «Бывают ли желтые помидоры?», «Что бывает фиолетовым?» и т.п.

После окончания работы взрослый вместе с детьми рассматривает рисунки, исправляет ошибки.

Игра «Четвертый лишний»

Цель: учить детей группировать предметы по существенным признакам; приучать объяснять свое решение.

Дидактический материал: тематические наборы картинок (см. материал к играм «Чего не стало?», «А что у вас?»).

Игровые действия: рассмотреть картинки, найти и исключить лишнюю, т.е. не входящую в тематическую группу; объяснить свое действие.

Ход игры

Взрослый выкладывает перед ребенком четыре картинки, три из которых входят в одну тематическую группу, а четвертая — в другую (например, яблоки, груши, розы, сливы).

Предлагает назвать картинки, спрашивает: «Что здесь лишнее?» Ребенок исключает из ряда рисунок с изображением роз, объясняя, почему это лишнее (яблоки, груши, сливы — фрукты, а розы — цветы).

Игра усложняется, когда перед ребенком выкладываются изображения близких по существенным признакам предметов (ботинки, туфли, тапочки, носки — лишние носки, так как это не обувь и т.п.).

Игра «Упрямые слова»

Цель: формировать умение у детей правильно употреблять в речи неизменяемые слова.

Дидактический материал: предметные картинки: пальто, пианино, радио, кино, чашка с кофе; наборы сюжетных картинок:

1. Мама пришивает пуговицы к пальто. Девочка дома надевает пальто. На вешалке в гардеробе висит несколько детских пальто. Девочка стоит рядом. Девочка снимает пальто, собирается вешать его на вешалку.

2. У стены стоит пианино, на пианино — ваза. Кот выглядывает из-за пианино. Девочка играет на пианино. Собачка на задних лапках пытается достать до клавиш пианино.

3. Папа покупает в магазине радиоприемник. На полке стоит радио. Бабушка слушает радио. Дети танцуют под музыку по радио.

4. Разные звери идут в кино (изображен кинотеатр с надписью «Кино».). В кинозале звери смотрят кино. Звери выходят из кино. Волк и заяц снимаются в кино.

5. В магазине продается кофе (банки с растворимым и пакеты с молотым кофе, кофе в зернах). Мама несет к столу в кофейнике кофе. Дети за столом пьют кофе с молоком (на столе молочник). Мама предлагает папе чашку кофе.

С детьми 4—5 лет проводится игра с картинками «пальто» и «пианино», картинки «радио», «кино», «кофе» предлагаются детям пяти лет. Разумеется, это разделение условное, прежде всего необходимо ориентироваться на то, с какими предметами ребенок чаще встречается в повседневной жизни, при употреблении каких слов допускает ошибки.

Игровые правила: закончить предложение, составленное по картинке.

Игровые действия: «упрямое слово» в качестве игрового элемента.

Ход игры

Взрослый показывает детям предметную картинку, просит назвать, что на ней нарисовано (например, пальто). Говорит, что слово «пальто» очень упрямое. Оно не хочет изменяться. Затем показывает детям поочередно сюжетные картинки из набора 1, предлагает закончить предложение: «Девочка надевает… (пальто)». «Девочка, снимает… (пальто)». «На вешалке висят детские … (пальто)». Можно сказать «На вешалке много детских … (пальто)». «Оторвались пуговицы у … (пальто)». «Мама пришивает пуговицы к … (пальто)». Каждую картинку взрослый поочередно складывает в стопку.

По этим же картинкам можно задать детям вопросы типа: «Какие карманы у пальто?», «Какой воротник у этого пальто?», «Рукава у этого пальто с манжетами или без?» И т.п.

Приводим примерные предложения, которые взрослый предлагает детям закончить, к остальным наборам картинок.

Набор 2. «У стены стоит .,. (пианино)». «Ваза стоит на … (пианино)». «Девочка играет на … (пианино)». «Кот спрятался за … (пианино)». «Кот выглядывает из-за … (пианино)». «Собачка решила поиграть на … (пианино)». «Собачка хочет дотянуться до клавиш … (пианино)».

Набор 3. Взрослый может начать с загадки:

Далеко от нас Москва, Но слышны ее слова. Только что наладили В нашем доме … (радио), «Папа купил в магазине … (радио)». Взрослый уточняет: «Можно сказать радиоприемник». Далее: «Папа поставил на полку … (радиоприемник)». «Передают новости по … (радио)». «Ба-(бушка слушает … (радио)». «Сейчас передают музыку по … (радио)». «Дети танцуют под музыку по … (радио)». «Скучно жить без … (радио)».

Набор 4. «Звери идут в … (кино)». «Волк идет … (в кино)». «Лиса … (идет в кино)». «Все звери сидят в кинотеатре и смотрят … (кино)». «После окончания звери идут из … (кино)». «Снимается фильм «Ну, погоди!». Волк и заяц снимаются в … (кино)».

Набор 5. «В магазине продается разный … (кофе)». «Продается растворимый … (кофе)». «А вот на витрине пакеты с молотым … (кофе)». «Мама сварила вкусный … (кофе)». «У нее в кофейнике много … (кофе)». «Дети пьют … (кофе)», Взрослый предлагает посмотреть, что стоит на столе. (Молочник с молоком.) «Значит, какой кофе пьют дети?» (Дети пьют кофе с молоком.) «Папа тоже хочет выпить чашку … (кофе)». «Мама налила папе черный … (кофе)».

Каждый из наборов картинок ребенок по предложению взрослого раскладывает в том или ином порядке и составляет по ним рассказ, придумывая, «что было потом».

Н. Старжинская


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2019 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress

Adblock
detector