Написать нам
Популярно
1   0   403

Игры по формированию звуковой культуры речи

Предложенные занятия — результат обобщения практического опыта в работе с детьми и анализа указанной литературы — помогут в работе с малышами по формированию звуковой культуры речи.

Общениеhttps://vscolu.ru/articles/osobennosti-obshheniya-detej-so-sverstnikami.html — один из важных видов деятельности детей. Оно так необходимо детям. Все чаще в своём непосредственном взаимодействии с окружающими малыши используют активную речь. Для этого необходимо научиться чётко и ясно произносить звуки. К сожалению, сегодня с трудом найдёшь детей с чистым звукопроизношением. Чем раньше обращено внимание на звукопроизношение у ребёнка и начата коррекционная работа, тем быстрее оно формируется и нормализуется.

Третий год жизни, особенно второе полугодие, — период появления и первичного закрепления в речи ребёнка трудных звуков з, с, ж, ш, ч, ц, х, ф, л, р. При их произношении в ряде случаев искажаются уже освоенные лёгкие звуки.

Игра «ПУШИСТЫЕ ОБЛАКА»

Задача: формирование правильного и отчётливого произношения звука о.

Материал: стихотворение А. Барто «Солнышко», мольберт, листы бумаги с нанесёнными свечой рисунками солнышка и облаков, формочки с синей гуашью, поролоновые тампоны, комочки ваты.

Ход игры

Дети сидят за столами, расставленными полукругом. Воспитатель раздаёт детям листы бумаги, интересуется: что это? Какого цвета бумага? Затем он сообщает о том, что это необыкновенная бумага, волшебная, и предлагает детям взять тампон, обмакнуть его в краску и нанести краску на бумагу.

Дети тонируют бумагу. На ней проступает изображение. Воспитатель берет по одному рисунку, показывает всем, дети называют изображение. Педагог следит, чтобы дети, произнося слово, на звуке o округляли губы. Рисунки выставляются на мольберт.

Воспитатель обращает внимание детей на окно и читает стихотворение А. Барто «Солнышко», выделяя интонационно звук o.

За окном светит солнышко, плывут пушистые облака. Дети рассматривают их. Они разного размера и формы, ветер гонит их по небу, как комочки ваты.

Педагог даёт детям комочки ваты. Малыши проводят обследование. Вата мягкая, пушистая, как облачко. Дети стараются придать облакам определённую форму и рассказывают, на что они похожи. Затем кладут их на одну ладошку и дуют. Расстояние от «облачка» до губ должно быть 8—10 см.

Воспитатель предлагает детям стать маленькими облачками. Дует лёгкий ветерок — облака медленно плывут по небу (дети ходят по группе). Подул сильный ветер, и облака в небе быстро поплыли (дети бегают).

Игра «ВЕСЕЛЫЙ ВОРОБЬИШКА»

Задача: формирование правильного и отчетливого произношения звука в.

Материал: стихи В. Стоянова «Воробей», Б. Тимофеева «Воробей…», Э. Маркуш «Купание воронёнка», русская народная потешка «Воробей — воришка…», игрушка воробей, домик, картинка с изображением вороны, купающей воронёнка.

Ход игры по формированию звуковой культуры речи

В группу «влетает» воробей: «чив-чив, чив-чив», привлекает внимание детей.

Я — весёлый воробьишка,

Серый маленький воришка.

Я беспечен и болтлив.

Воробей садится на крышу домика.

Воробей взлетел повыше:

Видно все с высокой крыши.

Дети подходят к воробью, рассматривают его. Воспитатель спрашивает у воробья о том, что же он видит с высокой крыши, показывает картинку и рассказывает:

Ворона

Мыла воронёнка,

А воронёнок плакал громко:

Ему в глаза попало мыло,

А мама мылила и мыла.

Известно всем, что воронёнок

Черней, чем ночь, ещё с пелёнок, —

Ворона так и не смогла

Отмыть сыночка добела.

Дети рассматривают картинку, называют и показывают ворону и воронёнка. Малыши сочувствуют воронёнку — ему в глаза попало мыло, пытаются помочь — сдувают пену с воронёнка. Воспитатель следит, чтобы дети выдыхали воздух только через рот, дули долго (больше секунды), не добирая воздух, плавно выдыхая, не поднимая плеч.

Воробей «слетает» с крыши, «скачет» по полу, «клюёт» зёрнышки. Педагог предлагает детям стать воробышками. Воробышки скачут по группе, чирикают, машут крылышками, клюют зёрнышки (дети приседают на корточки, пальчики сжаты в кулачок, а указательным стучат по полу).

Воробей-воришка

Залез в амбаришко

Клевать просо

Тупым носом.

Дети-воробышки улетают на прогулку.

Игра «КТО СКАЗАЛ «МЯУ»?»

Задача: развитие способности к звукоподражанию, закрепление произношения гласных и согласных звуков.

Материал: рассказ В. Сутеева «Кто сказал «Мяу»?»; игрушки: щенок, петух, мышь, собака, пчела, лягушка, кот.

Ход игры

Дети сидят полукругом на ковре. За дверью слышен лай. Воспитатель вносит в группу щенка. Он здоровается с детьми и звонко лает: «ав-ав-ав». Дети произносят звукоподражание.

Воспитатель рассказывает произведение, обыгрывая сюжет с помощью игрушек, привлекая детей к звукоподражанию и имитации движений животных.

После слов «Нет, я говорю… — петух захлопал крыльями и закричал…» воспитатель делает паузу. Если дети не произносят звукоподражание «ку-ка-ре-ку», педагог подсказывает им, просит встать и похлопать «крыльями».

При звукоподражании маленькому мышонку дети выполняют задание, способствующее развитию мелкой моторики рук, — «Мышка»: средний и безымянный пальцы упираются в большой (мордочка), указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам (уши). Если детям будет сложно сделать ушки, достаточно будет выполнить мордочку.

Прослушав рассказ о пчеле и лягушке, дети имитируют полет пчелы (бегают по группе, машут руками, жужжат) и кваканье лягушки (прыгают на двух ногах с продвижением вперёд, руки в стороны, предплечья подняты вверх, пальцы растопырены).

Последнее звукоподражание — «мяу» — взрослый произносит из укромного места. Дети разбегаются по группе, находят кота, произносят звукоподражание.

Игра «Я ЛЮБЛЮ СВОЮ ЛОШАДКУ»

Задача: формирование правильного и отчётливого произношения звуков н, и.

Материал: стихотворение А. Барто «Лошадка», В. Цвынтарного «Лошадка», лошадка-качалка.

Ход игры по формированию звуковой культуры речи

Воспитатель вносит любимую детьми лошадку-качалку, читает стихотворение А. Барто «Лошадка». «И-и-и», — приветствует детей лошадка. «И-и-и», — здороваются с ней дети.

Педагог предлагает детям поехать на лошадке в гости, садит ребёнка на лошадку-качалку. Можно спросить ребёнка, куда, к кому он едет в гости.

В. Даша едет на лошадке: «но-но» (произносит тихим голосом).

Дети повторяют тихо: «Но-но».

В. Чтобы лошадка бежала быстрее, нужно громко сказать ей: «Но-но, беги, лошадка!»

Воспитатель сильнее раскачивает ребёнка.

Дети повторяют фразу вместе со взрослыми, затем самостоятельно. Воспитатель добивается, чтобы ребёнок, качающийся на лошадке, произносил звук н протяжно, а все звукосочетания — громко и чётко.

Все дети прокатились на лошадке.

В. Ах, как быстро скакала лошадка!

Проводится пальчиковая игра «Лошадка».

У лошадки вьётся грива,

Бьёт копытами игриво.

Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец кверху. Сверху на неё накладывается левая ладонь под углом, образуя пальцами гриву.

Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши. Дети имитируют голос лошадки.

Воспитатель предлагает одному из старших детей проскакать, как лошадка. Он скачет у детей за спиной. По силе звука дети определяют, лошадка скачет далеко или близко.

В конце занятия все дети «скачут» на лошадках, погоняя их: «Но-но», «и-и-и».

Игра «ТИК-ТАК»

Задача: формирование правильного и отчётливого произношения звуков т, т’.

Материал: часы-ходики, ручные часы, механическая игрушка часы-сова, стихотворение Г. Сапгира «Ход часов».

Ход игры

Дети сидят полукругом. Воспитатель просит прислушаться. Дети называют все слышимые звуки. Затем он просит закрыть глаза и нажимает на лапки совы через одинаковые промежутки времени. Дети определяют, что кто-то идёт. Открывают глаза. Воспитатель продолжает нажимать на лапки, стрелка часов перемещается по кругу — часы идут.

Ход часов

Мы тоже слышим.

У часов обычный шаг.

Тик-так,

Тик-так.

Воспитатель показывает, что у него ещё есть большие часы-ходики, и предлагает послушать, как они идут (тик-так, тик-так).

В. Часы идут громко и медленно.

Дети обращают внимание на то, как перемещается маятник, опускают свободно руки вниз — движение рук вперёд-назад: «тик-так».

Маленькие часики воспитатель даёт в руки, просит поднести к уху и послушать. Они тикают быстро и тихо.

В конце дети становятся большими часами, ходят по группе громко и медленно, чередуя звукоподражания «топ-топ», «тик-так» тоже громко и медленно.

Затем дети — маленькие часики — ступают тихо и быстро, произнося тихо «топ-топ», «тик-так».

Игра «КОМУ ЧТО НАДО?»

Задача: формировать правильное и отчётливое произношение звуков л, л’, р.

Материал: загадки В. Цвынтарного «Стол», «Стул», фланелеграф, конверт, картинки с изображением полки, барабана, стула, стола.

Ход игры

Дети сидят полукругом около фланелеграфа. Слышен стук в дверь. Почтальон вручает конверт. Воспитатель открывает его, достаёт картинки. Дети называют изображённые на них предметы.

После того, как малыши правильно назовут все предметы, воспитатель предлагает им загадки.

В. Лора делала уборку в комнате. Она взяла любимую мамину скатерть, а куда постелить её, не знает. Давайте ей поможем. Скатерть нужно постелить на… что? (Показывает на нарисованный стол. Дети отвечают.)

В. Егор с папой пошли в магазин. В магазине папа купил Егору … что? (Показывает на барабан.) Барабан. Дома Егор поиграл на барабане и поставил его на… что? (Показывает на полку.) Полку.

Воспитатель предлагает детям стать маленькими барабанщиками. Дети имитируют игру на барабане, маршируют по группе и произносят: «Трам-трам-трам».

А. Шупикова


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress