RSS  Написать нам
Популярно
kartal escort porno sex maltepe escort pendik escort alanya escort ataşehir escort ataşehir escort ümraniye escort ataşehir escort kartal escort ankara escort ankara escort bayan escort ankara ankara rus escort eryaman escort şerifali escort kartal escort ümraniye escort maltepe escort kartal escort Sincan Escort Bursa escort Ankara escort bayan Çankaya escort Ankara escort escort bayan escort istanbul istanbul escort istanbul escort travesti porno izmir escort izmir escort ankara escort bayan ankara escort sex izle escort bayan bursa escort bayan gaziantep escort bayan denizli escort bayan porno izle indir eskişehir escort eskişehir escort izmir escort ankara escort pendik escort
Лайк   0   879

Проблемы в обучении грамоте детей с ТНР

Начальный период обучения грамоте — это формирование нового отношения к речи.

Предметом сознания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. Ребенок должен переключить внимание от семантики слова к его звуковому составу, т.е. к умению услышать в слове отдельные звуки и понять, что они расположены в определенной последовательности.

С самого начала коррекционного обучения развитие артикуляционных навыков и фонематического слуха проводится одновременно с развитием анализа звукового состава речи. Соответствующие упражнения помогают решить две задачи — ускорить процесс фонемообразования и подготовить детей к усвоению грамоты.

Итак, в каждое занятие по произношению необходимо включать работу по звуковому анализу. Звуковой анализ и синтез вызывают значительные трудности у детей с нарушениями речи. Слово представляет собой определенную пространственно-временную последовательность звуков. Часто дети не умеют определять левую и правую сторону своего тела, не ориентируются в пространстве, не способны расположить предметы в соответствии с заданием, так как не понимают значений слов «слева», «справа», «перед», «за», «между», «в начале», «в середине», «в конце», не могут найти предмет в ряду.

Для развития ориентировки в пространстве я использую следующие игры, упражнения, задания: «Игрушки на прогулке», «Начало всегда слева!», «Где спряталась игрушка?», «Найди середину», «Репка», «Теремок». Главная задача — развить оптико-пространственное восприятие, научить детей определять в ряду «начало», «середину»  и «конец».

У детей с ТНР овладение звуковым анализом имеет определенные особенности.

Обучении детей грамоте

Так, некоторым из них такой вид анализа, как выделение начального гласного в словах (Аня, ухо, ива) удается лишь в результате упражнений. При анализе звукосочетаний типа «ау», «иа», «ауи» некоторые дети нарушают последовательность звуков. Затруднение вызывает и анализ закрытых слогов типа «ап», «ут». Дети испытывают затруднения в выделении гласного звука в середине слова (мак, бык, мост, танк). С трудом дается и такой вид анализа, как выделение начального согласного в словах, слогообразующего гласного. Легче дается выделение конечного согласного (мак, пух, паук).

Начинаю работу с наиболее легкой формы звукового анализа — выделения начального гласного звука в слове (Аня, утка, ива). Следующий этап — анализ звукосочетаний типа «ау», «уа», «ауи». Детям, испытывающим трудности при анализе звукосочетаний, целесообразно предлагать упражнения с опорой на символы — звук [а], — звук [у], — звук [и], — [ау], — [ИА], игру «Живые звуки». Символы гласных звуков напоминают артикуляционный уклад этих звуков, например: А — рот широко открыт, У -губы делают маленький кружок, И — губы улыбаются и т.д. Детям сразу дается установка, что гласные звуки обозначаются фишками красного цвета. Остальные звуки, согласные, обозначаются черным цветом. Взрослый произносит разные звуки, а дети поднимают соответствующую фишку.

По мере знакомства с глухими согласными звуками провожу работу по выделению конечных согласных в односложных словах типа «кот», «мак», «дом», анализу и синтезу закрытых слогов типа «ап», «ут», «ок». Важным этапом является выделение гласных звуков [а], [о], [у], [ы] в середине слова. Некоторым детям этот вид анализа дается только в результате повторных индивидуальных упражнений.

Следующий этап: выделение согласных звуков в начале слова, слогообразующего гласного, анализ открытого слога. Итогом такой работы становится овладение звуковым анализом односложных слов типа «сом», для чего используются упражнение «Составь новое слово» (карточки: собака — облако — мак (сом)), игра «Живые звуки» (с, у, п — суп; н, о, с — нос), игра «Веселый поезд» (дети отбирают в каждый вагон слова с определенным звуком), игра «Цепочка» (дети выстраивают «цепочку» с помощью картинок).

Только после того как дети усвоят этот вид работы с помощью наглядной опоры, они учатся составлять «цепочку» в кругу друзей на слух.

Учитель-дефектолог передает мяч и называет любое слово. Дети стараются не разорвать «цепочку», передавая мяч друг другу и произнося нужное слово. К концу этого периода обучения дети владеют терминами «гласный звук», «согласный звук», «слово».

На следующем этапе дошкольники учатся делить слова на слоги: при этом в качестве зрительной опоры используется слоговая схема слова, которую можно выложить из полосок бумаги или зарисовать: (один слог), (два слога) и т.д. Слово отхлопывается или отстукивается по слогам, затем слова «селятся» в вагоны «Веселого поезда» (в каждый вагон слова с определенным количеством слогов; сколько окошек в вагоне, столько слогов должно быть в слове). Для этого вида анализа берутся любые правильно произносимые детьми слова.

В процессе практической работы я обратила внимание на тот факт, что дети затрудняются в определении звуковой структуры слова односложных слов: мак, рак, дом и т.д. Они часто хлопают в ладоши два раза.

Поэтому вначале я приучаю детей делить слова на слоги при помощи контроля рукой: сколько раз открывается рот, столько и частей в слове.

Подбородок коснулся ладони руки один раз — значит, в слове один слог. Вместе с ребенком слова проговаривает «птица-говорун».

Следующий этап — полный звукослоговой анализ односложных и двусложных слов (сани, лиса, замок).

В слоговых схемах обозначаем звуки: схемы выкладываются или зарисовываются. Игра «Сколько звуков ты услышал?» проводится со звуковыми линейками. Можно предложить графически изобразить количество звуков кружочками. После того как ребенок легко придумывает слова с заданными звуками и определяет на слух со стечением согласных, детям предлагают слова типа стол, стул, слон, кран, парк. Внимание обращаю на сравнение односложных слов типа сон — слон.

После анализа составляется звукослоговая схема. Проводятся упражнения в подборе слов к схеме.

Обучение детей с ТНР грамоте проводится в тесной взаимосвязи с занятиями по формированию звуковой стороны речи.

При изучении определенного звука дети придумывают слова с этим звуком, определяют положение заданного звука в слове, договаривают слова, дополняют предложения словами с заданным звуком, знакомятся с буквой, обозначающей звук.

Дети должны четко понимать, что главным отличием звука от буквы является то, что звук мы слышим, а букву видим и читаем. Знакомство с буквой, обозначающей звук, начинается с того, что детям демонстрируется печатная буква, они находят ее в слоговой таблице, в магнитной азбуке, придумывают, на что она похожа. Например, Ф — руки, согнутые в локтях и развернутые в стороны, Т — руки в стороны и т.п. Дети выкладывают букву из палочек, «печатают» ее, анализируют слоги с этой буквой, читают их. Сливая слоги по слоговой таблице, учатся читать.

Когда дети читают простые слова, можно давать им следующие задания: составить слова из букв в определенной последовательности, слова из перепутанных букв, а также слова, в которых одна буква заменяется на другую с целью изменения фонетического звучания и смысла (ком — сом) прочесть слова с пропущенной буквой (гласной, затем согласной). На более позднем этапе составляются и прочитываются слова из «рассыпанных» слогов,  детьми решаются ребусы, кроссворды.

К концу этого периода дети овладевают умением членить предложение на слова. Этот вид анализа может вызвать трудности у отдельных детей, особенно когда речь идет о предложениях с предложными конструкциями.

Первый этап работы: составление предложений без предлогов по сюжетным картинкам, состоящим из двух слов. Например, «Кошка спит»; обращается внимание детей на то, что первое слово в предложении пишется с большой буквы, поэтому первое слово мы выкладываем вертикально, остальные слова горизонтально, а в конце предложения обязательно ставим точку.

Далее распространяем предложение дополнением: «Девочка пьет сок». Затем учим детей составлять предложения из четырех слов без предлогов: «Папа подарил маме цветы» и с предлогами: «Книга лежит на столе». Детям дается установка, что слова «на», «в», «из», «над», «под» — это тоже слова, только маленькие, поэтому мы их обозначаем квадратиком.

С целью обучения детей составлению предложений я использую сюжетные картинки, графические схемы-модели предложений, карточки для работы с предлогами и предметные картинки.

После этого составляются предложения с заданным словом без зрительной опоры. Самым сложным заданием в этой работе является составление предложений с заданным количеством слов или со словами на количество их в слове.

Затем я приступаю к следующему виду работы: определение положения звука в слове. Для этого использую «крокодильчика», схемы. Играем в игру «Не ошибись». У ребят в руках фишки красного цвета, если мы определяем позицию гласного в слове, и фишки черного цвета, если мы определяем согласный звук. Если дети слышат звук в начале слова, они помещают фишку в первую клеточку схемы, если в середине — во вторую, в конце — в третью. Постепенно они учатся определять позицию звука в слове на слух, без наглядной опоры. Затем задания посложнее, например, придумать слово, чтобы звук [к] был в начале слова, в конце, в середине. С этой целью использую пособие «крокодил, который проглотил слово». Голова крокодила — это начало слова, туловище — это середина слова, хвост — конец слова. Проговаривая слово и одновременно проводя пальчиком вдоль «крокодильчика» от головы до хвоста, ребенок фиксирует свое внимание на звуках, которые находятся в начале, в середине или в конце слова.

Дети с ТНР часто допускают ошибки в этом виде работы.

Например, в слове «кукла» они считают, что звук [л] — в конце слова, т.к. слышат последний слог «ла». Необходимо неоднократно обращать внимание детей на то, что последний звук — гласный [а]. Интересна для детей работа с «перфокартами». Они должны сначала сами определить, какой общий звук есть во всех заданных словах, а затем назвать позицию звука в каждом слове, например:

«слон» «носок» «нос»

В нужном кружке дети ставят крестик.

В старшей группе, когда дошкольники легко различают гласные и согласные звуки, вводится новое понятие «мягкий звук». Дети с ОНР довольно быстро на слух различают твердые и мягкие согласные, но испытывают трудности в самостоятельном образовании мягкого звука от твердого. В игре «Назови младшего братца» я предлагаю к твердому согласному добавить коротенький звук [и]. Сначала не всем это удается, но к середине учебного года каждый может преобразовать твердый согласный в мягкий. На этом этапе работы дети узнают, что в слове столько слогов, сколько гласных звуков.

Последовательность составления звукослоговой схемы слова следующая:

1. Слово отхлопывается по слогам — определяется их количество.

2. Выделяются гласные звуки.

3. Определяется количество и последовательность звуков в каждом слоге, общее количество звуков и их последовательность.

4. Схема выкладывается или зарисовывается.

Наиболее сложным видом анализа является анализ слогов и слов со стечением согласных звуков, для чего дети выполняют упражнения в преобразовании слогов («ла — пла», «па — пла»). Для звукослогового анализа слов используется определенный звук. На более позднем этапе знакомлю детей с графическим изображением членов предложения:

предмет, действие, признак.

Таким образом, обучение грамоте детей с ТНР — процесс довольно трудный и долгий. В преодолении этих трудностей мне помогают игровые пособия, изготовленные как типографским способом, так и своими руками.

Необходимо отметить, что эта работа с детьми начинается с четырех лет и проводится в тесном контакте с воспитателями и родителями. Любые, даже незначительные успехи поощряются, т.к. дети должны быть уверены, что сегодня они добились победы, пусть и небольшой, а завтра у них получится еще лучше. И мы им в этом всегда поможем.

И. Гущина


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress