Написать нам
Популярно
Лайк   0   304

Проблемы в обучении грамоте детей с ТНР

Начальный период обучения грамоте — это формирование нового отношения к речи.

Предметом сознания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. Ребенок должен переключить внимание от семантики слова к его звуковому составу, т.е. к умению услышать в слове отдельные звуки и понять, что они расположены в определенной последовательности.

С самого начала коррекционного обучения развитие артикуляционных навыков и фонематического слуха проводится одновременно с развитием анализа звукового состава речи. Соответствующие упражнения помогают решить две задачи — ускорить процесс фонемообразования и подготовить детей к усвоению грамоты.

Итак, в каждое занятие по произношению необходимо включать работу по звуковому анализу. Звуковой анализ и синтез вызывают значительные трудности у детей с нарушениями речи. Слово представляет собой определенную пространственно-временную последовательность звуков. Часто дети не умеют определять левую и правую сторону своего тела, не ориентируются в пространстве, не способны расположить предметы в соответствии с заданием, так как не понимают значений слов «слева», «справа», «перед», «за», «между», «в начале», «в середине», «в конце», не могут найти предмет в ряду.

Для развития ориентировки в пространстве я использую следующие игры, упражнения, задания: «Игрушки на прогулке», «Начало всегда слева!», «Где спряталась игрушка?», «Найди середину», «Репка», «Теремок». Главная задача — развить оптико-пространственное восприятие, научить детей определять в ряду «начало», «середину»  и «конец».

У детей с ТНР овладение звуковым анализом имеет определенные особенности.

Обучении детей грамоте

Так, некоторым из них такой вид анализа, как выделение начального гласного в словах (Аня, ухо, ива) удается лишь в результате упражнений. При анализе звукосочетаний типа «ау», «иа», «ауи» некоторые дети нарушают последовательность звуков. Затруднение вызывает и анализ закрытых слогов типа «ап», «ут». Дети испытывают затруднения в выделении гласного звука в середине слова (мак, бык, мост, танк). С трудом дается и такой вид анализа, как выделение начального согласного в словах, слогообразующего гласного. Легче дается выделение конечного согласного (мак, пух, паук).

Начинаю работу с наиболее легкой формы звукового анализа — выделения начального гласного звука в слове (Аня, утка, ива). Следующий этап — анализ звукосочетаний типа «ау», «уа», «ауи». Детям, испытывающим трудности при анализе звукосочетаний, целесообразно предлагать упражнения с опорой на символы — звук [а], — звук [у], — звук [и], — [ау], — [ИА], игру «Живые звуки». Символы гласных звуков напоминают артикуляционный уклад этих звуков, например: А — рот широко открыт, У -губы делают маленький кружок, И — губы улыбаются и т.д. Детям сразу дается установка, что гласные звуки обозначаются фишками красного цвета. Остальные звуки, согласные, обозначаются черным цветом. Взрослый произносит разные звуки, а дети поднимают соответствующую фишку.

По мере знакомства с глухими согласными звуками провожу работу по выделению конечных согласных в односложных словах типа «кот», «мак», «дом», анализу и синтезу закрытых слогов типа «ап», «ут», «ок». Важным этапом является выделение гласных звуков [а], [о], [у], [ы] в середине слова. Некоторым детям этот вид анализа дается только в результате повторных индивидуальных упражнений.

Следующий этап: выделение согласных звуков в начале слова, слогообразующего гласного, анализ открытого слога. Итогом такой работы становится овладение звуковым анализом односложных слов типа «сом», для чего используются упражнение «Составь новое слово» (карточки: собака — облако — мак (сом)), игра «Живые звуки» (с, у, п — суп; н, о, с — нос), игра «Веселый поезд» (дети отбирают в каждый вагон слова с определенным звуком), игра «Цепочка» (дети выстраивают «цепочку» с помощью картинок).

Только после того как дети усвоят этот вид работы с помощью наглядной опоры, они учатся составлять «цепочку» в кругу друзей на слух.

Учитель-дефектолог передает мяч и называет любое слово. Дети стараются не разорвать «цепочку», передавая мяч друг другу и произнося нужное слово. К концу этого периода обучения дети владеют терминами «гласный звук», «согласный звук», «слово».

На следующем этапе дошкольники учатся делить слова на слоги: при этом в качестве зрительной опоры используется слоговая схема слова, которую можно выложить из полосок бумаги или зарисовать: (один слог), (два слога) и т.д. Слово отхлопывается или отстукивается по слогам, затем слова «селятся» в вагоны «Веселого поезда» (в каждый вагон слова с определенным количеством слогов; сколько окошек в вагоне, столько слогов должно быть в слове). Для этого вида анализа берутся любые правильно произносимые детьми слова.

В процессе практической работы я обратила внимание на тот факт, что дети затрудняются в определении звуковой структуры слова односложных слов: мак, рак, дом и т.д. Они часто хлопают в ладоши два раза.

Поэтому вначале я приучаю детей делить слова на слоги при помощи контроля рукой: сколько раз открывается рот, столько и частей в слове.

Подбородок коснулся ладони руки один раз — значит, в слове один слог. Вместе с ребенком слова проговаривает «птица-говорун».

Следующий этап — полный звукослоговой анализ односложных и двусложных слов (сани, лиса, замок).

В слоговых схемах обозначаем звуки: схемы выкладываются или зарисовываются. Игра «Сколько звуков ты услышал?» проводится со звуковыми линейками. Можно предложить графически изобразить количество звуков кружочками. После того как ребенок легко придумывает слова с заданными звуками и определяет на слух со стечением согласных, детям предлагают слова типа стол, стул, слон, кран, парк. Внимание обращаю на сравнение односложных слов типа сон — слон.

После анализа составляется звукослоговая схема. Проводятся упражнения в подборе слов к схеме.

Обучение детей с ТНР грамоте проводится в тесной взаимосвязи с занятиями по формированию звуковой стороны речи.

При изучении определенного звука дети придумывают слова с этим звуком, определяют положение заданного звука в слове, договаривают слова, дополняют предложения словами с заданным звуком, знакомятся с буквой, обозначающей звук.

Дети должны четко понимать, что главным отличием звука от буквы является то, что звук мы слышим, а букву видим и читаем. Знакомство с буквой, обозначающей звук, начинается с того, что детям демонстрируется печатная буква, они находят ее в слоговой таблице, в магнитной азбуке, придумывают, на что она похожа. Например, Ф — руки, согнутые в локтях и развернутые в стороны, Т — руки в стороны и т.п. Дети выкладывают букву из палочек, «печатают» ее, анализируют слоги с этой буквой, читают их. Сливая слоги по слоговой таблице, учатся читать.

Когда дети читают простые слова, можно давать им следующие задания: составить слова из букв в определенной последовательности, слова из перепутанных букв, а также слова, в которых одна буква заменяется на другую с целью изменения фонетического звучания и смысла (ком — сом) прочесть слова с пропущенной буквой (гласной, затем согласной). На более позднем этапе составляются и прочитываются слова из «рассыпанных» слогов,  детьми решаются ребусы, кроссворды.

К концу этого периода дети овладевают умением членить предложение на слова. Этот вид анализа может вызвать трудности у отдельных детей, особенно когда речь идет о предложениях с предложными конструкциями.

Первый этап работы: составление предложений без предлогов по сюжетным картинкам, состоящим из двух слов. Например, «Кошка спит»; обращается внимание детей на то, что первое слово в предложении пишется с большой буквы, поэтому первое слово мы выкладываем вертикально, остальные слова горизонтально, а в конце предложения обязательно ставим точку.

Далее распространяем предложение дополнением: «Девочка пьет сок». Затем учим детей составлять предложения из четырех слов без предлогов: «Папа подарил маме цветы» и с предлогами: «Книга лежит на столе». Детям дается установка, что слова «на», «в», «из», «над», «под» — это тоже слова, только маленькие, поэтому мы их обозначаем квадратиком.

С целью обучения детей составлению предложений я использую сюжетные картинки, графические схемы-модели предложений, карточки для работы с предлогами и предметные картинки.

После этого составляются предложения с заданным словом без зрительной опоры. Самым сложным заданием в этой работе является составление предложений с заданным количеством слов или со словами на количество их в слове.

Затем я приступаю к следующему виду работы: определение положения звука в слове. Для этого использую «крокодильчика», схемы. Играем в игру «Не ошибись». У ребят в руках фишки красного цвета, если мы определяем позицию гласного в слове, и фишки черного цвета, если мы определяем согласный звук. Если дети слышат звук в начале слова, они помещают фишку в первую клеточку схемы, если в середине — во вторую, в конце — в третью. Постепенно они учатся определять позицию звука в слове на слух, без наглядной опоры. Затем задания посложнее, например, придумать слово, чтобы звук [к] был в начале слова, в конце, в середине. С этой целью использую пособие «крокодил, который проглотил слово». Голова крокодила — это начало слова, туловище — это середина слова, хвост — конец слова. Проговаривая слово и одновременно проводя пальчиком вдоль «крокодильчика» от головы до хвоста, ребенок фиксирует свое внимание на звуках, которые находятся в начале, в середине или в конце слова.

Дети с ТНР часто допускают ошибки в этом виде работы.

Например, в слове «кукла» они считают, что звук [л] — в конце слова, т.к. слышат последний слог «ла». Необходимо неоднократно обращать внимание детей на то, что последний звук — гласный [а]. Интересна для детей работа с «перфокартами». Они должны сначала сами определить, какой общий звук есть во всех заданных словах, а затем назвать позицию звука в каждом слове, например:

«слон» «носок» «нос»

В нужном кружке дети ставят крестик.

В старшей группе, когда дошкольники легко различают гласные и согласные звуки, вводится новое понятие «мягкий звук». Дети с ОНР довольно быстро на слух различают твердые и мягкие согласные, но испытывают трудности в самостоятельном образовании мягкого звука от твердого. В игре «Назови младшего братца» я предлагаю к твердому согласному добавить коротенький звук [и]. Сначала не всем это удается, но к середине учебного года каждый может преобразовать твердый согласный в мягкий. На этом этапе работы дети узнают, что в слове столько слогов, сколько гласных звуков.

Последовательность составления звукослоговой схемы слова следующая:

1. Слово отхлопывается по слогам — определяется их количество.

2. Выделяются гласные звуки.

3. Определяется количество и последовательность звуков в каждом слоге, общее количество звуков и их последовательность.

4. Схема выкладывается или зарисовывается.

Наиболее сложным видом анализа является анализ слогов и слов со стечением согласных звуков, для чего дети выполняют упражнения в преобразовании слогов («ла — пла», «па — пла»). Для звукослогового анализа слов используется определенный звук. На более позднем этапе знакомлю детей с графическим изображением членов предложения:

предмет, действие, признак.

Таким образом, обучение грамоте детей с ТНР — процесс довольно трудный и долгий. В преодолении этих трудностей мне помогают игровые пособия, изготовленные как типографским способом, так и своими руками.

Необходимо отметить, что эта работа с детьми начинается с четырех лет и проводится в тесном контакте с воспитателями и родителями. Любые, даже незначительные успехи поощряются, т.к. дети должны быть уверены, что сегодня они добились победы, пусть и небольшой, а завтра у них получится еще лучше. И мы им в этом всегда поможем.

И. Гущина


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress