3 +  RSS  Написать нам
10:09, 05 февраля 2017

Интегрированное занятие по развитию речи в старшей группе

Наши добрые помощники

Программные задачи: закрепить представления детей об основных органах чувств и их функциях; развивать речь, умение подбирать слова, строить словосочетания, объяснять фразеологизмы; стимулировать желание отвечать на вопросы полными предложениями; воспитывать заботливое отношение к своему здоровью.

Материал и оборудование: силуэты кукол по количеству детей, мультимедийная презентация «Волшебный экран здоровья», ноутбук и проектор (можно заменить карточками), разрезанные овощей и фруктов на тарелке, накрытой салфеткой, кусочки лимона, апельсина, молотый кофе, лук, свежий огурец, шарф, ёмкость со льдом, плакаты и различные атрибуты для создания эффекта лаборатории.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображениями частей лица, выставка детских энциклопедий, с разделами о человеческом теле, чтение русской народной сказки «У страха глаза велики», рассказа «Чей нос лучше?» В. Бианки, рассматривание иллюстраций, способствующих формированию у детей культурно-гигиенических навыков.

Группа оформлена в стиле лаборатории. Можно использовать плакаты с изображением тела человека, лица. Силуэты кукол и органы чувств к ним сложены на отдельном столе. Воспитатель выступает в роли научного сотрудника.

Ход занятия

Воспитатель (В.). Здравствуйте! А кто это пришёл ко мне в гости? (Ответы детей.) Ребята, вы знаете куда попали? (Ответы детей.)

Вы попали в «Лабораторию здоровья». Что такое лаборатория и чем в ней занимаются? (Ответы детей.)

В лаборатории проводят опыты, эксперименты и различные исследования. Предлагаю вам побыть сегодня в роли научных сотрудников. Хотите? (Да.)

Давайте займёмся изучением нашего тела, но для начала проверим, все ли проснулись.

Психогимнастика с элементами массажа «С добрым утром!»

С добрым утром, глазки!

(Круговые массажные движения глаз.)

Вы проснулись? Проснулись!

С добрым утром, ушки!

(Поглаживание ушей.)

Вы проснулись? Проснулись!

С добрым утром, носик!

(Поглаживание крыльев носа.)

Ты проснулся? Проснулся!

С добрым утром, ручки!

(Поглаживание рук.)

Вы проснулись? Проснулись!

С добрым утром, ротик!

Ты проснулся? Проснулся!

(Улыбаются.)

В. Теперь вижу, что все проснулись и готовы к работе. С кем мы здоровались в гимнастике? (С глазами, ушами, носом, ртом, руками.) Как всё это можно назвать одним словом? (Части тела, органы чувств.)

В. Давайте проверим, правда ли органы чувств являются нашими помощниками. Вы будете мне помогать в экспериментах и исследованиях.

Возьмите силуэты кукол. Положите их на свои рабочие места и рассмотрите. Чего у них не хватает? (Ответы детей.)

В. Мы вернём нашим куклам органы чувств, как только докажем, что они нам действительно необходимы. Согласны? (Ответы детей.)

Воспитатель читает загадку, дети сидят на ковре.

В. Умеют они и грустить и смеяться,

Умеют они чудесам удивляться:

Цветущей ромашке и мотылькам,

Белым корабликам — облакам,

Радуге, будто пришедшей из сказки —

Всё замечают зоркие… (глазки).

Н. Крушевицкая

Для чего нужны глаза? (Чтобы видеть.)

Дидактическая игра « Что умеют мои глаза?»

Дети отвечают полным предложением.

В. Что делают глаза? (Смотрят, закрываются, открываются, моргают, жмурятся, слезятся, плачут и т.д.)

Дидактическая игра «Украсим слово»

Дети строят словосочетания.

В. Ребята, какие бывают глаза? (Большие, красивые.) А теперь станьте парами и посмотрите друг другу в глаза. Какие глаза у вашего друга? (Дети строят предложения.)

В. Ребята, я предлагаю вам выяснить с помощью эксперимента, зачем человеку глаза?

Игра-эксперимент «Дойди до окна»

Ребёнку завязывают глаза и предлагают пройти от двери до окна, стараясь обходить товарищей.

В. (обращается к ребёнку, выполнявшему задание). Легко ли было выполнить задание с закрытыми глазами? Почему?

Так зачем человеку глаза? (Ответы детей.)  Благодаря глазам мы получаем информацию об окружающем мире. Глаза — орган зрения. Давайте нашим куклам вернём глаза. (Дети выбирают по паре глаз и выкладывают на силуэты кукол.)

В. Закройте уши. Я загадаю загадку, будьте внимательны. Уши не открываем.

Оля слушает в лесу,

Как кричат кукушки,

А для этого нужны

Нашей Оле… (ушки).

Е. Колганов

Вы слышали то, что я читала? Почему? (Ответы детей.)

Воспитатель загадывает ещё раз, дети отгадывают её.

Дидактическая игра «Расскажи про уши»

Дети, сидя на ковре, составляют рассказ, при необходимости воспитатель подводит к составлению предложений.

Вариант рассказа.

У каждого человека есть уши. Они нужны для того, чтобы слышать. Их ласково называют ушки.

Игра «Рукопожатие»

Дети становятся в круг. В центре — водящий (ребёнок). Ему завязывают глаза. Дети быстро меняются местами. Водящий, протянув руку вперёд, указывает, с кем он хочет поздороваться. Ребёнок, на которого указал водящий, подбегает к нему и, пожимая руку, говорит: «Здравствуй!» В ответ водящий должен ответить: «Здравствуй, (имя ребёнка, с которым здоровается)». Тот, кого узнали, становится водящим.

В. Нужны ли нам уши? Как вы узнавали, кто вам жал руку? (Ответы детей.) Значит, нужно их вернуть куклам.

Дети выбирают уши и выкладывают на силуэты кукол.

В. На голове я — господин,

Потому что я — один

Воздух в лёгкие пускаю,

И от пыли очищаю! (Нос.)

Ю. Чистяков

Для чего человеку нужен нос? (Нос нужен, чтобы дышать.) Что ещё умеет наш нос, сейчас узнаем.

Эксперимент «Узнай по запаху»

На тарелках под плотными салфетками лежат лук, лимон, свежий огурец, апельсин, молотый кофе. Пятеро детей берут тарелки, и по запаху определяют, что там находится. После этого салфетка снимается.

В. Так для чего ещё нам нужен нос? (Нос нужен, чтобы определять запахи.)

Дидактическая игра «Подбери слово»

Дети сидят на ковре. Им необходимо подобрать слова, которые рифмуются.

Есть прямые… (носики),

Есть носы… (курносики).

Очень нужен всякий… (нос)

Раз уж он к лицу… (прирос)…

Ю. Пракопович

В. Как ещё можно определить, что это за продукт, не видя его и не нюхая? (Нужно попробовать продукт на вкус.) А что помогает нам определить продукт на вкус? Правильно, язык. Поверхность языка имеет участки, каждый из которого определяет свой вкус. А какими бывают продукты на вкус. (Продукты могут иметь горький, сладкий, солёный, кислый вкус.)

Эксперимент «Дегустатор»

На тарелке под салфеткой лежат кусочки овощей и фруктов. Детям-дегустаторам завязывают глаза, дают кусочек продукта. Каждый должен попробовать и назвать, что ему дали.

В. Для чего ещё нам нужен язык? (Он помогает нам правильно произносить звуки.) Для того чтобы он не уставал, ему тоже нужна гимнастика.

Артикуляционная гимнастика

«Улыбка»: губы и зубы сомкнуты. Губы растягиваются, и произносится длительно звук [и].

«Лошадка»: цоканье языком.

«Вкусное варенье»: язык облизывает верхнюю губу сверху вниз.

В. Так нужно ли вернуть носы и языки нашим куклам? (Ответы детей.)

Дети садятся на ковёр.

В. Как вы понимаете выражение «заруби себе на носу», «язык без костей»? (Ответы детей.)

Подведение итогов с использованием мультимедийной презентации «Волшебный экран здоровья».

Дети смотрят на экран компьютера и в индивидуальном порядке строят полные предложения по иллюстрациям.

В. Вот и подошли к концу наши эксперименты в «Лаборатории здоровья». Спасибо вам за помощь.

О. Пуйша


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Пусть ваш ребёнок будет среди лучших!
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru