Написать нам
Популярно
1   0   335

Интенсивное обучение грамоте по методике Н.А. Зайцева

Проблема раннего обучения чтению, бесспорно, перспективна. Умение читать даёт толчок развитию речи и интеллекта, расширяет представления ребёнка о конкретных вещах и мире в целом, рождает новые стимулы для обучения.

Опыт мастеров педагогического труда показывает, что повести детей за собой может такой педагог, который, опираясь на достижения психолого-педагогической науки и педагогической практики, творчески развивает идеи педагогики.

Одним из важнейших показателей интеллектуального развития ребёнка является речь. Кроме этого, речь является важнейшим средством общения и успешной социализации дошкольников.

Общеизвестно, что чтение и письмо у любого человека, которого мы считаем грамотным, являются двумя общекультурными навыками. Обучая грамоте, взрослые помогают детям сделать первый шаг в их речемыслительном, речеобразном развитии, для этого можно использовать методику Н.А. Зайцева.

По материалам наших исследований, мы пришли к выводу, что раннее обучение детей грамоте благоприятно влияет на развитие языковых обобщений и элементарного осознания явлений речи. Работа над проектом показала, что обучая детей чтению, необходимо параллельно проводить специальное обучение, направленное на овладение языком.

Так, работа над словарём оказала подлинное развивающее воздействие, т.к. не ограничивалась только расширением лексики, а включала углубление понимания значений слов, ознакомление с многозначными словами, смысловыми отношениями (синонимическими и антонимическими).

Мы стремились найти более чёткие параметры диалогической и особенно монологической речи дошкольников. На первый план в качестве основного показателя связности выдвинули сформированное у детей умение структурно правильно строить текст, используя при этом необходимые средства связи между предложениями и частями высказывания. Таким образом, данный проект не только подтвердил справедливость намеченной нами линии развития детской речи, но и показал прямую зависимость раннего обучения детей чтению по методике Н.А. Зайцева и формирование речемыслительной деятельности.

Помощники чтения

В нашем опыте большое внимание уделялось использованию дидактических тренажёров (ДТ), дидактических тренировочных средств и игр (ДТС и ДТИ), т.к. в них мы видим один из реальных путей повышения эффективности обучения чтению. С помощью дидактических тренажёров очень быстро воссоздаются условия конкретной дидактической задачи, которую должны решить дети. За счёт экономии времени на воспроизведение условий задачи удаётся значительно увеличить количество таких задач-операций и обеспечить интенсивную тренировку детей в отрабатываемой деятельности и в выполнении необходимых действий, операций и т.п.

Применение тренажёров вносит в учебный процесс элементы новизны и занимательности, вызывает у детей, особенно младших, большой интерес, стимулирует внимание. Работа с ними приобретает эмоциональную окраску. Всё это значительно повышает коэффициент полезного действия труда педагога.

Нельзя не отметить ещё одно важное обстоятельство: дидактические тренажёры являются действенным средством индивидуализации и дифференциации обучения, т.к. с их помощью можно варьировать темп введения учебного материала, его количество, развёрнутость.

Выполнение заданий с использованием тренажёров создаёт предпосылки для более быстрого формирования соответствующих навыков, их автоматизации, подготавливает детей к восприятию последующего материала. Таким образом, повышается качество обучения. Время, затраченное на изготовление тренажёров и подготовку материалов к ним, значительно окупается в процессе последующей работы. Наконец, изготовление используемых нами и описанных выше тренажёров не требует больших затрат. Как сами тренажёры, так и дидактические материалы к ним могут быть легко изготовлены из картона, бумаги, деревянных реек и т.п.

Использование ДТ, ДТС, ДТИ в учебном процессе способствовало повышению самостоятельности при выполнении детьми упражнений и индивидуализации темпа выполнения. Предусмотренные возможности регулирования количества и темпа выполняемых операций содействовали развитию самоконтроля обучающихся.

Применение ДТ, ДТС и ДТИ обеспечило следующие результаты:

  • Значительно расширилась возможность управления детским чтением.
  • Самостоятельная работа дошкольников стала более активной и целесообразной.
  • Появились игровые стимулы в процессе обучения, усилилась его мотивированность и доступность.
  • Стало возможным привлечение к обучению детей их родителей.
  • Появилась возможность для постоянного перехода от игровых видов деятельности дошкольника к обучающим.

Дидактическая тренировочная игра «Ромашка»

Игра способствует закреплению навыка уверенного и быстрого прочтения слов, удержания их в памяти и использования в осмысленных высказываниях.

Для игры нужно вырезать из картона фигуру восьмилепесткового цветка — ромашку диаметром 20 см с кругом диаметром 5 см в центре, а также 60 круглых фишек диаметром 3 см каждая. На 40 фишках записывается по одному существительному. На остальных 20 написаны глаголы. Эти фишки окрашиваются в жёлтый цвет. Глаголы используются в 3-м лице настоящего времени. Например: собака — прыгает; жук — жужжит и т.п.

Ход игры

Игра проводится в парах. Между партнёрами кладётся «ромашка».

Играющие делят между собой пополам жёлтые (глагольные) фишки, а голубые (существительные) переворачивают лицевой стороной вниз, образуя общий «базар».

Один из партнёров берёт из «базара» восемь голубых фишек и кладёт их надписью вверх по одной фишке на каждый лепесток «ромашки». Второй кладёт в центральный круг одну из своих жёлтых (глагольных) фишек, а затем задаёт своему партнёру вопросы, сочетая глагол поочерёдно с каждым из восьми существительных, лежащих на лепестках.

Например: «Стул летает?» Партнёр отвечает: «Стул не летает!» — и фишка «стул» остаётся на своём месте. Второй игрок спрашивает о следующей фишке: «Птица летает?» Первый отвечает: «Да, птица летает». Второй партнёр забирает фишку с надписью «птица». Проверив таким образом сочетаемость всех восьми голубых фишек с жёлтыми и сняв те, которые сочетались правильно, второй партнёр заполняет голубыми фишками из общего «базара» освободившиеся лепестки ромашки. Теперь ходит первый игрок. Он снимает отработанную жёлтую фишку партнёра и на её место в центральный круг кладёт одну из своих фишек с глаголом. Игра продолжается до исчерпания глагольных фишек у обоих игроков, причём голубые фишки (существительные) ещё могут оставаться в резерве и на лепестках. Выигравшим считается тот, кто набрал больше голубых фишек.

«Загадки»

Игра служит развитию умения читать, способствует развитию зрительных и логических представлений, памяти.

Необходимо подготовить восемь картонных карточек размером 18×12 см и нанести на каждую из них 5 одинаковых кругов диаметром 50 мм. В эти круги вписываются 40 неповторяющихся существительных. В соответствии с их числом нужно вырезать 40 картонных фишек такого же размера, как круги на карточках. На фишках в форме загадок написаны 2—4 характерных признака соответствующих существительных с карточек. Например: нитка — длинная, тонкая, на катушке, ею шьют; каток — холодный, на нём катаются, скользкий и т.д.

Ход игры

Число играющих — от 2 до 4 человек. Каждый партнёр берёт по 2 карточки независимо от числа играющих. Все 40 фишек образуют общий «базар». Они перевёрнуты текстами загадок вниз. Партнёры по очереди берут по одной фишке, прочитывают загадку и определяют, имеется ли на карточке одного из них отгадка. Если это так, то отгадка закрывается фишкой. Если отгадки ни у кого из партнёров не оказалось, фишка откладывается в сторону. Игра заканчивается, когда у одного из игроков будут закрыты фишками все пять загадок на одной из карточек. После окончания можно провести проверку правильных разгадок.

И. Гончарова


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress