Написать нам
Популярно
Лайк   0   166

Интервью с Н.А. Зайцевым

— Николай Александрович, в чем  принципиальное отличие ваших методик от традиционных?

Интервью с Н.А. Зайцевым

— Нами созданы методики по обучению чтению, начальной математике, обучению русскому языку, английскому языку. Нормальный четырехлетка прочитывает первые слова через 4-5 получасовых занятий, во время которых не надо сидеть: будешь активно передвигаться, прихлопывать, притопывать, подпевать, искать кубики или клеточки в таблице по заданию преподавателя. Кто вперед найдет, быстрее догадается?

Ребята лучше работают в группе, в просторном помещении. Родительский вопрос «Как прошли занятия?» встречают недоумением: «Какие занятия?» Четырехлетки после нескольких занятий легко находят любое число до ста в нашей числовой ленте, пяти-шестилетки легко осваиваются со сложением-вычитанием любых, хоть десятизначных, чисел, прочитывают пятнадцатизначные числа, знают таблицу умножения.

Русский и английский языки — «любимые предметы». Теперь уже никому из родителей не нужно объяснять, что английский никогда не будет лишним, т.к. значительно расширит кругозор ребенка, поможет ему в жизни, поскольку является языком для международного общения.

Нам не нужны учебники. Комплект таблиц по любому предмету, даже таким сложным, как русский и английский языки, размещается на стене класса. Учащиеся сразу начинают жить, искать и мыслить в этом информационном поле. Таблицы крупного формата выполнены в четыре — черный, красный, синий, зеленый — цвета. Основной принцип: минимум знаков—максимум информации.

Родителей первоклассника вынуждают приобрести развивающий, опережающий, как его выхваливает педагогическая реклама, учебник математики Л. Г. Петерсон из четырех книг. На будущий год этот учебник не используешь, он превращен («Как в Америке!») еще и в рабочую тетрадь. Предприятие весьма выгодное для издателей и авторов. А далеко ли по этому учебнику уйдешь? На 26-м уроке — цифру пять, на 51-м —  цифру восемь и т. д. Я бы, наверно, на рельсы лег, заставь меня за 25 уроков три цифры проходить! Как люди работают? Сто часов на однозначные числа, к концу года с трудом на сотню выйдут. К четвертому-пятому классу детей начинают гонять к психологам: не хочет учиться, ненавидит математику, русский язык, нет памяти, не может сосредоточиться… А у ребенка просто дидактоневроз.

Немаловажен и экономический аспект. Якобы бесплатно выдаваемые учебники обходятся в кругленькую сумму бюджету города, района. Дюжину книг на каждого ученика к первому сентября. А у нас всего лишь комплект таблиц, предназначенный для работы сразу с 30—40 учащимися и способный прослужить не один год. Да, нужны будут задачники, справочники, словари, сборники упражнений—но это все равно намного дешевле и эффективнее, чем полтора центнера пособий, ежегодно поставляемых в каждый класс. И самое главное: при работе с таблицами, расположенными на стенах, улучшается зрение и осанка учащихся. Вспомним, что около 60% выпускников школы нуждается в очках.

— Как ваши методики связаны между собой? Это комплексная система или каждым пособием можно пользоваться отдельно?

— Каждым пособием можно пользоваться отдельно, но эффект усиливается при комплексном их использовании по разным предметам. Родной язык и математика в наибольшей степени формируют логическое мышление. Не случайно эти два предмета забирают львиную долю часов, особенно в начальной и средней школе. И если с самого начала преподавание этих предметов организовано наиболее рационально, поверьте, со всеми остальными предметами проблем намного меньше будет.

— Какое из пособий вам наиболее дорого?

— Благодаря «Кубикам» намного раньше, легче и быстрее научим ребенка читать. Чтобы укрепить навыки чтения, понадобится «Читай и пой» и еще не изданные нами стихи-плакаты и песни-плакаты. Освоить каллиграфию поможет «Пишу красиво». Начали писать —  нужна грамматика. Скоро выйдет, надеюсь, «Новая математика» для дошкольников и младших школьников — улучшенный и расширенный вариант «Стосчета», который и математику сделает любимым предметом. А тут и до эффективного изучения английского языка недалеко. Все пособия выстроены в единой логике, ребенок легко от одного переходит к другому, и в этой цепочке нет лишних звеньев, новые еще хотелось бы добавить.

— Как вы относитесь к раннему или даже сверхраннему обучению?

— Положительно. И не надо его считать чем-то особенным, чуть не только что появившимся. И 100 и 200 лет назад родители, наделенные педагогическим чутьем, начинали обучение детей с пеленок: буквочки еще до года покажут, пальчики целуют, «раз, два, три, четыре, пять…» приговаривая. Рисовать, петь, плясать, мастерить учили, да и сейчас это делают. Год от года, вопреки, а не благодаря традиционным подходам, растет число детей, начинающих читать в 4, 3, а то и в 2 года. Общепризнанно, что это дает необыкновенный толчок развитию интеллекта ребенка. Смею утверждать, что количество детей, читающих в возрасте до пяти лет, в процентном отношении в России выше, чем в любой другой стране.

Обстоятельства подталкивают к осознанию еще одной в образовательном плане важной вещи: организации школ с как можно более ранней специализацией—художественной, медицинской, технической, лингвистической. С какого возраста учатся балету? Да лет с четырех-пяти (у меня дочка балерина). А живописи, музыке?

Почти с того же, ведь у большинства из них родители художники и музыканты. А если нет, значит способности проявились в кружках при домах пионеров, дворцах культуры, музыкальных и художественных школах. Школа должна готовить не к институту, куда попадет лишь 8—10% ее выпускников, а к жизни, выявлять возможности, склонности детей и создавать условия для их наиболее полного развития. С легкостью обгоняя на 2—3 года традиционные программы, мы освобождаем время ребенка для занятий любимым делом, самопроявления и совершенствования под руководством специалистов.

— Есть  ли статистика, сколько детей обучается по вашим методикам?

— От Петербурга до Владивостока и от Мончегорска до Краснодара. Преподаватели, работающие по нашим методикам, называют себя «зайчистами», проводят региональные съезды, как например, недавно в Москве и Казани, требуют всероссийского сбора и печатного органа. Такой съезд состоится в ближайшие весенние каникулы в Москве.

Сколько детей? Трудно ответить. Спрашиваю опытных «зайчисток»: «Сколько детей вы обучили?» — «Не знаем. Несколько сотен—точно, а если опосредованно—то и тысячи». «Опосредованно» значит то, что им приходится обучать методике родителей, воспитателей, учителей, проводить курсы, делиться опытом. «Зайчисты» приветливы, контактны, охотно делятся «секретами» и «ноу-хау». Каждый знает: чем больше мы даем, тем больше нужны, тем больше к нам придет народа.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress