---Использование логосказок в работе учителя-дефектолога
 RSS  Написать нам
kartal escort porno sex maltepe escort pendik escort alanya escort Ankara escort beylikdüzü escort beylikdüzü escort ankara escort ankara escort ankara escort ankara escort pendik escort maltepe escort ümraniye escort kartal escort ataşehir escort izmir escort izmir escort ankara escort ankara escort japon porno izle
1   1   90

Использование логосказок в логопедической работе

В последние годы по итогам наблюдений и диагностики речевого развития детей дошкольного возраста учителями-дефектологами отмечается увеличение количества детей с речевыми нарушениями различной сложности.

Единичны случаи только фонетических нарушений. Чаще диагностируются фонетико-фонематические нарушения, когда у детей наряду с нарушением произношения отдельных звуков, в легких случаях наблюдается лишь недостаточное различение и затруднение в анализе нарушенных только в произношении звуков.

В более тяжелых случаях дети недостаточно различают большое количество звуков из нескольких фонетических групп, при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи.

При глубоком фонематическом недоразвитии ребенок не слышит звуков в слове, не может различать отношения между звуковыми элементами, не способен выделить их из состава слова и определить последовательность.

Перед учителем-дефектологом Пункта КПП встает задача — поиск эффективных методов и приемов работы, для получения положительного результата.

Часто у детей-логопатов наряду с речевыми нарушениями существуют еще и нарушения в эмоционально-волевой сфере. Одни — гиперактивные, неусидчивые, другие — наоборот пассивные, часто неуверенные в себе дети. Но и у тех, и у других снижена познавательная активность, внимание.

А нет внимания — нет и полноценного восприятия учебного материала. Значит, нужно найти что-то интересное, возможно, непривычное, завораживающее, что может не только привлечь внимание, но и удержать его на протяжении всего занятия.

Поиски наиболее результативных форм и методов, облегчающих процесс усвоения необходимых знаний и умений, привели меня к такой форме работы на занятии, как логосказки.

Выделяют следующие виды логосказок:

  • Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики).
  • Фонематические (уточнение артикуляции заданного звука).
  • Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков).
  • Лексико — грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий).
  • Сказки, способствующие формированию связной речи.
  • Сказки для обучения грамоте (о звуках и буквах).

Они возникали как в процессе планирования, так и по ходу занятия, когда появлялись проблемы в формировании каких-либо умений и навыков; были навеяны или сюжетом из мультфильма, сказки или ситуацией из жизни.

Сказочные истории могли являться сюжетом занятия или же выступали, как сюрпризный момент — часть занятия. Использовались ситуации, ролевые действия. Сказочные герои на занятиях могли говорить неправильно, думали неправильно, постоянно поддразнивали детей, вызывая их на эмоциональный контакт.

Дети при этом становились более раскованными, смелее высказывали свои мысли, повторяли за сказочным героем звуки, слова и предложения, учились спорить, доказывать свою точку зрения, искать правильные слова для выражения мысли. Учитель-дефектолог при этом выступает помощником в исследовательской деятельности.

В некоторых сказках главными героями становились сами дети (Жил был в Обухово мальчик Коля со своими мамой и папой. Однажды…).

Старые сказки перестраивались на новый лад, преследующие определенную цель — как можно дольше удержать внимание ребенка, вызвать положительные эмоции и незаметно для ребенка привлечь его к выполнению задания или упражнения, которое ребенок ранее делать не хотел.

Этот стиль взаимоотношения педагога и детей позволяет педагогу облегчить работу, а ребёнку, заинтересовавшись, добровольно втягиваться в нее.

Дети должны хотеть заниматься, должны хотеть идти к дефектологу. Если этого не происходит, то и результат бывает низким.

На разных видах занятий и игры, и сказки, и истории разные. Все подгрупповые занятия сопровождаются либо сказкой, либо имитацией каких-либо действий.

Ниже прилагается фрагмент занятия на тему: «Дифференциация звуков К — Г».

«Вышла курочка с цыплятами во двор. Ходит по двору, разгребает лапками землю, жучков и червячков ищет да деток-цыпляток подзывает: «КО-КО-КО», бегите все сюда, я червячка нашла»

Вышел во двор гусь. Ему очень понравилось, как цыплята дружно бегут к маме. Захотелось ему, чтобы цыплята также отзывались на его голос. Стал он их подзывать к себе, но вместо «ко-ко» у него получилось «го-го». Как он ни старался, в ротик курочки заглядывал, язычок горкой поднимал, но вместо «ко-ко» слышится то «го-го» то «га-га-га». Не слушают его цыплята, не бегут к нему.

Почему у него не получается сказать «ко-ко»? Давайте подумаем. Вспомним, что делает наш язычок, когда произносим К?, А горлышко? — Горлышко молчит. А теперь скажем Г. Что мы почувствовали?

Учебный процесс строится таким образом, чтобы дети жили на занятии естественной жизнью, получали положительные эмоции, а неудачи воспринимались бы не отказом от дальнейшей работы, а желанием потренироваться вместе со сказочным персонажем, чтобы следующий раз все получилось. Ведь вдвоем легче переносить любые неприятные моменты.

Большой интерес у детей вызывает составление сказок по набору игрушек в названии которых встречается или один из закрепляемых звуков или же оппозиционные звуки. Данный вид работы проводится в конце учебного года, когда у детей звуки закрепляются или дифференцируются в связной речи. Первоначально и идею, и сюжет, и предварительную расстановку игрушек проводит учитель-дефектолог, постепенно уменьшая свое участие, обозначает только тему рассказа или же полностью дает свободу фантазии ребенка. За взрослым остается только контроль над звукопроизношением.

У детей же происходит тренировка и закрепление правильных навыков речи в усложненных условиях, которая является необходимым мостиком для переноса новых навыков речи из особых условий (место проведения занятий) в обычные условия.

Практика показала, что занятия, содержащие максимум информации, способствуют обогащению памяти детей образами и представлениями.

Разнообразие заданий, быстрый темп их проведения препятствуют утомлению детей, развивают переключаемость внимания и позволяют поддерживать интерес воспитанников на протяжении всего занятия.

Анализ результативности проведенной коррекционной работы, постоянное наблюдение за детьми во время занятий, подтверждает правоту о том, что внедрение в образовательный процесс логопедических игр и сказок способствует повышению речевой активности.

Они позволяют развивать навык фонематического анализа и синтеза, укрепляют психологическую базу речи (память, восприятие, внимание, мышление). Занимательно-игровой характер занятий, на которых используются логосказки, воспитывает интерес детей к коррекционным занятиям и к обучению в целом, формирует навык произвольного поведения.

Все это обеспечивает формирование компонентов готовности каждого ребенка к дальнейшему школьному обучению.

Список использованной литературы:

1. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература» — СПб.: Лань, 1999. — 112 c.

2. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логосказки — СПб.: КАРО, 2001. — 128 с.

3. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. — СПб: Питер КОМ, 1998. — 220 с.

4. Игры в логопедической работе с детьми. /Под ред. В. И. Селиверстова. — М.: Просвещение, 1987. — 144с.

5. Максаков А.И., Туманова Г.А. Учите играя: игры и упражнения со звучащим словом — М.: Просвещение, 1983 . — 144 с.

6. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов, CПб.: КАРО, 2008. — 328 с.

7. Швайко Г.С.Игры и игровые упражнения для развития речи: Из опыта работы / Под ред. В.В.Гербовой.- М. Просвещение, 1983. — 64 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Логосказка «У звуков новоселье»

Звери в лесу строят себе осенью дома. Люди живут в домах. Звуки А, О, У тоже решили построить себе дом — один многоквартирный. У каждого звука получилась своя отдельная квартира, да и несколько пустующих квартир осталось. А чтобы не перепутать квартиры, звуки повесили на дверь соответствующие буквы А, О, У.

Глядя на них, звуки К, С, М, П тоже решили построить себе общий дом и тоже повесили на дверь каждой квартиры соответствующие буквы. А в новую квартиру люди привозят различные вещи. Каждый звук решил приобрести те вещи, в названии которой был он сам. А — …шкаф, … О — …стол, полку, шторы… У — … стул, утюг, тумбочку… М — … комод, машину стиральную… К — … кровать, кресло, ковер… С — … стол, стул, кресло … П — … полку, пылесос…

Когда все было готово — решили отпраздновать новоселье. Звуки А, О, У стали веселиться, петь песни (пропевание различных мелодий на звуки). Звуки М, П, К, С, тоже хотели спеть, но ничего у них не получилось, только пыхтение, мычание, кряхтение и свист. Расстроились они и заплакали. А, О, У пошли их успокаивать и предложили спеть вместе.

— У нас ничего не получится. Вы такие голосистые!

— Да, мы голосистые и нас, поэтому, называют гласными. А вы соглашайтесь с нами, запевайте, а мы подпоем.

Согласились М, П, К, С и запели вместе с гласными, но по очереди (пропевание мелодий на слоги). Им очень понравилось

— Мы всегда будем с вами соглашаться, называйте нас согласными.

Звуки гуляли по улице, пели, так развеселились, что не заметили, как уже и вечер наступил, пора по домам. А дома — одинаковые, серые, невзрачные.

Решили тогда звуки А, О, У покрасить свой дом в красный цвет, да и одежду себе красную подобрали, а М, П, С, К покрасили дом синим цветом и принарядились в синие костюмы. А еще попросили детей никогда их не путать и обозначать гласные звуки красными фишками, а согласные — синими.

Учитель-дефектолог,
Г. Волчук


Обсуждение: есть 1 комментарий
  1. Татьяна:

    Ирина Зотова Использование логосказок как одного из элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда У кого в детстве не бывает сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди об него ушибаются, как об лежащий на дороге камень»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2019 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress

Adblock
detector