Написать нам
Популярно
1   0   276

Как научить ребенка читать про себя

Традиционная методика обучения в начальных классах ориентируется исключительно на чтение вслух. При этом предполагается, что впоследствии, в средних и старших классах, автоматически вырабатывается эффективный стереотип чтения молча.

как научить читать про себя

Практика показала — такого перехода без целенаправленного специального обучения не происходит. От класса к классу возрастает диспропорция между объемом и сложностью знаний, которые должны усвоить учащиеся, с одной стороны, и теми способами усвоения знаний, которыми они владеют, — с другой. В силу этого возникает напряженность учебного процесса, что ведет к быстрой утомляемости детей.

В настоящее время на первый план выходит поиск рациональных приемов учебной деятельности, в частности формирование навыка чтения учебных текстов. Скорость чтения и понимание прочитанного — два основных показателя этого навыка.

Скорость принято определять количеством печатных знаков, прочитанных в минуту. Говоря о понимании, необходимо различать два его вида: непосредственное и опосредованное. При первом человек практически без запаздывания осознает смысл воспринимаемого или отбирает из имеющихся у него знаний нужные в данный момент для понимания текста. Такое понимание носит интуитивный характер и возможно при чтении легкого или хорошо знакомого текста. При чтении трудных текстов опосредованное понимание представляет собой постепенно развертывающийся процесс.

Так, в работе А. Р. Лурии понимание речевого сообщения складывается из выделения точного значения отдельных лексических элементов (слов), усвоения тех синтаксических отношений, в которые эти слова вступают… и, наконец, выделения общего смысла сообщения.

Для определения коэффициента понимания текста используют метод ответов на вопросы по содержанию прочитанного. Сопоставление показателей скорости чтения и понимания прочитанного дает возможность выделять детей с высоким, средним и низким уровнями сформированности навыка чтения. Данные проведенных нами исследований позволяют говорить о преимущественно низком уровне этой сформированности. Поэтому необходимо подробнее рассмотреть условия, способствующие лучшему пониманию прочитанного. В психологических исследованиях по данной проблеме принято выделять два вида таких условий: внешние и внутренние, отражающие особенности психики учащихся.

К внешним факторам, которые облегчают понимание текста, можно отнести следующие:

1) содержание самого текста;

2) предварительную разъяснительную работу с учащимися, постановку вопросов, составление плана;

3) способы изложения материала в тексте;

4) специальное обучение учащихся приемам работы с текстом или приемам мыслительной деятельности.

К внутренним факторам относят особенности психических состояний, мышления и памяти.

Основное внимание в учебных программах уделяется соответствиям между звуками и буквами, словами и предложениями, с которыми дети встречаются в письменном тексте. Соответственно и в учебниках начальных классов не так много упражнений на понимание. Учитель, чтобы восполнить этот пробел, использует дополнительную литературу для детей, пособия по внеклассному чтению, задания на чтение молча. Однако для детей, у которых уже сформировалась привычка к поверхностному чтению, этого недостаточно.

Формы стимулирования активности мышления могут и должны быть самыми разнообразными. Различными авторами предлагаются такие виды заданий, которые могут быть использованы на уроках гуманитарного цикла (чтения, природоведения и др.) в начальных классах и стать основой системы упражнений для развития мышления в методическом арсенале учителя.

К примеру, к хорошим результатам в работе приводит использование предложенных Л. П. Доблаевым приемов осмысления текста:

а) вопросы к самому себе в ходе чтения и поиск ответов;

б) вопросы-предположения, сочетающие и вопрос, и предполагаемый ответ на него. Такие вопросы ставят обычно в тех случаях, когда в тексте содержится не ответ, а лишь намек на него;

в) предвосхищение плана и содержания еще не прочитанной части книги или статьи на основании уже проработанного текста;

г) мысленное возвращение к ранее прочитанному, на этой основе — сопоставление, сравнительный анализ и оценка читаемого текста.

М. Л. Закожурникова полагает, что работу над текстом целесообразно проводить так:

а) чтение учениками (или учителем) всего текста вслух, затем — про себя;

б) чтение текста по законченным частям с объяснением слов и выражений и разбор содержания каждой части по вопросам учителя;

в) установление логической последовательности мыслей (план прочитанного), выделение главной мысли.

Во время чтения текстов в младших классах нужно выделять непонятные слова и слова, необходимые для активного словаря учащихся. Это делается различными способами в зависимости от характера слов и их значения в тексте. Цель работы — ввести слово в активный словарный запас учащихся. Вот, например, какой вариант проведения словарной работы при чтении рассказа «На пороге весны» Г. Скребицкого предлагает М. И. Оморокова.

В рассказе идет речь о приметах весны, с которыми ученики познакомились на экскурсии (таяние снега, проталинки, изменения весеннего неба). После чтения данного произведения организуется работа над словом проталинка. Читается абзац из рассказа: «А вот и еще один признак приближающейся весны: около старого пня, на самом солнцепеке, уже виднеется крошечная проталинка. Я наклонился к ней и стал внимательно осматривать этот первый клочок оттаявшей земли».

В данном тексте ученики находят слова, в которых автор говорит о том, что такое проталинка:

«Я наклонился к ней и стал внимательно рассматривать этот первый клочок оттаявшей земли».

Учитель пишет на доске слово проталинка. Затем вместе с учащимися находит в тексте признаки, характеризующие проталинку:

1) клочок оттаявшей земли;

2) первый клочок земли;

3) крошечная проталинка.

После этого учащиеся рассказывают о том, как выглядит проталинка, используя свои личные представления и авторские описания.

Учитель показывает, от какой формы образовано слово проталинка, и обращает внимание на разницу в значении слов проталинка и проталина. Затем необходимо показать, как практически слово употребляется в речи в связи с другими словами, в различных словосочетаниях. С этой целью можно использовать вопросы, в ответах на которые нужно употребить слово проталинка в разных падежах.

— Где появляются первые проталинки весной? (Первые проталинки появляются весной на солнцепеке у пней.)

— Что можно увидеть весной у пня на проталинке? (На проталинке можно увидеть жуков, прошлогоднюю траву.)

Таким образом, слово изучено в контексте, употреблено в речи, лексическое и грамматическое значение слова и его признаки усвоены практически. На следующих уроках слово включается в речь учащихся, когда составляется связный рассказ о приметах весны на основании прочитанного в рассказе, виденного на экскурсии.

Аналогично проводится работа по уточнению более крупных смысловых единиц (сочетаний слов и предложений).

Н. А. Бурдыко


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress