---Заняти по развитию речи старших дошкольников
 RSS  Написать нам

404 Not Found

404

Not Found

The resource requested could not be found on this server!


Proudly powered by LiteSpeed Web Server

Please be advised that LiteSpeed Technologies Inc. is not a web hosting company and, as such, has no control over content found on this site.

6   0   2807

Комплекс занятий по развитию речи (занятия 1—5)

Разностороннему развитию ребёнка в настоящее время уделяется немало внимания. Но невозможно его развивать, не развивая речь. Неслучайно язык и речь рассматриваются как узел, в котором сходятся важнейшие линии психического развития ребёнка: его мышления, воображения, памяти, эмоций.

На занятиях первого этапа основное внимание уделяется формированию словаря, развитию грамматически правильной, связанной речи, воспитанию звуковой культуры и ознакомлению с художественной литературой.

Основные задачи второго этапа — обучение способом образования новых слов, совершенствование грамматического строя языка, проявление критического отношения к грамматическим ошибкам, развитие монологической и диалогической речи, формирование правил речевого поведения, этикетных норм общения.

Занятие № 1.

СКАЗКА «ЖИЛИ-БЫЛИ  ЗВУКИ»

Цель: напомнить детям строение артикуляционного аппарата; ввести понятие гласных и согласных звуков и их цветовое обозначение; совершенствовать фонетико-фонематическое восприятие; развивать моторику артикуляционного аппарата.

Материал: фишки красного и синего цветов, условные домики красного и синего цветов, предметные картинки на гласные и твёрдые согласные звуки, мяч, карандаши красного и синего цветов.

Ход занятия

Чтение дидактической сказки «Жили-были звуки».

«Не в некотором царстве, не в некотором государстве, а у тебя в ротике живут-поживают звуки. Домик у них вот какой хороший (открыть рот). Есть потолок (потрогать языком верхнее нёбо). Пол — нижнее нёбо, дверь — губы. Есть даже костяные решётки для прочности (зубки сомкнуть и разомкнуть).

…Всё было бы хорошо, да поселился в домике Змей Горыныч (пошевелить кончиком  языка).

…И стал он творить свои злые дела. Одни звуки он пропускает свободно, вот так (чёткая артикуляция педагога): [а], [о], [у], [ы], [э], [и]. Эти звуки проходят свободно и носят красные платьица. Называются они гласными звуками. А на пути других звуков Змей Горыныч строит разные преграды: то дверь закроет [м-м-м], то к потолку прижмёт [т-т-т], то заставит звуки шипеть [ш], фыркать [ф], свистеть [с], хрипеть [х]. То бьёт Змей Горыныч хвостом [р]. Эти звуки не свободно проходят через рот, носят синие платьица и называются согласными звуками». (По Л.П. Царёвой.)

Педагог совместно с детьми произносит эти звуки, чётко артикулируя их.

Игра «Наряди звук в платьице» на различение на слух гласных и согласных звуков с показом фишки нужного цвета.

Игра «Назови словечко» (проводится в кругу с мячом), в которой нужно назвать слово на заданный звук.

Игра «Подарки для звуков» (с предметными картинками).

Необходимо выделить первый звук в слове, определить, гласный он или согласный, положить возле условного домика соответствующего цвета.

Выполнение практического задания на индивидуальных листах «Бусы для Змея Горыныча».

Занятие № 2.

«БОЛЬШОЙ  И  МАЛЕНЬКИЙ  БРАТЕЦ»

Цель: закреплять понятие гласных и согласных звуков и их цветовое обозначение; упражнять в назывании пар согласных звуков по твёрдости-мягкости; развивать моторику артикуляционного аппарата.

Материал: фишки красного, зелёного и синего цветов на каждого ребёнка, условные домики зелёного и синего цветов, предметные картинки на мягкие и твёрдые согласные звуки, мяч.

Ход занятия

Вспомнить сказку «Жили-были звуки» (см. занятие № 1).

Назвать 6 гласных звуков, чётко артикулируя их губами.

Рассказ педагога о том, что у некоторых согласных звуков есть маленький братец, который звучит мягко. Большой братец звучит твёрдо и носит синее платье, а младший братец звучит мягко и носит зелёное платье. Когда произносятся мягкие звуки, губы словно улыбаются.

Игра «Твёрдый или мягкий».

Педагог просит определить твёрдый или мягкий звук и поднять фишку соответствующего цвета.

Игра «Назови пару» (в кругу с мячом).

Детям необходимо назвать мягкую пару твёрдым согласным звукам [р], [л], [к], [м], [н], [п], [х], [т], [ф], [с], [б], [з], [в], [д], [г].

Чтение отрывка стихотворения С. Куклина:

— Вот сколько на К я сумею назвать:

Кастрюля, кофейник, коробка, кровать,

Корова, квартира, картина, ковёр,

Кладовка, калитка, комод, коридор…

А вот что на Т ты сумеешь назвать?

— Топор, табуретка, тарелка и ложка…

— Ты, кажется, что-то напутал немножко?

— Ну, ладно, я больше сбиваться не буду.

Послушай, на С назову я посуду:

Стакан, сковородка, солонка… и кошка!

— А кошка откуда?

— Залезла в окошко!

Спроси лучше кошку, откуда пришла

И вся ли посуда на кухне цела…

Игра «Назови словечко» (проводится в кругу с мячом).

Педагог просит детей назвать слово на заданный звук.

Игра «Подарки для звуков» (с предметными картинками).

Детям нужно выделить первый звук в слове, определить, твёрдый он или мягкий согласный, положить картинку возле условного домика соответствующего цвета.

Занятие № 3.

«ДРУЖБА ЗВУКОВ»

Цель: закреплять понятие гласных и согласных звуков и их цветовое обозначение; упражнять в назывании пар согласных звуков по твёрдости-мягкости; учить соединять звуки парами, произносить их слитно; упражнять в звуковом анализе и синтезе слогов.

Материал: фишки красного, зелёного и синего цветов, медальоны красного и синего цветов, мяч.

Ход занятия

Определить по артикуляции гласные звуки и назвать их.

Игра «Назови пару» (в кругу с мячом).

Назвать мягкую пару твёрдым согласным звукам: [р], [л], [к], [м], [н], [п], [х], [т], [ф], [с], [б], [з], [в], [д], [г].

Рассказ педагога о том, что однажды согласные звуки пожаловались гласным, что Змей Горыныч их обижает. Стали звуки думать, как его обмануть. Думали-думали и придумали. Решили взяться за руки и вместе свободно выйти, образуя слог.

Игра «Дружба звуков».

Дети и педагог превращаются в звуки. Педагог берёт на себя роль гласных звуков, а дети — согласных (все надевают медальоны соответствующего цвета). Педагог по очереди берёт за руку детей, образуя с ними пару. Дети произносят звуки слитно.

Игра «Что я сказала?» (в кругу с мячом).

Детей просят произнести слитно отдельно названные звуки.

Игра «Кто больше?»

Предлагается назвать как можно больше слов на заданный слог.

Побеждает тот, кто получит больше фишек.

Занятие № 4.

«ИГРА  ЗВУКОВ»

Цель: развивать интерес к звучащему слову, используя различные дидактические игры; упражнять в назывании мягкой пары твёрдому согласному звуку; совершенствовать фонетико-фонематическое восприятие; упражнять в звуковом анализе и синтезе слогов, простых слов.

Материал: предметные картинки на твёрдые и мягкие согласные звуки, мяч, условные домики зелёного и синего цветов.

Ход занятия

Игра «Что я сказала?» (в кругу с мячом).

Игра «Подарки для звуков» (с предметными картинками).

Необходимо выделить первый звук в слове, определить, твёрдый  он или мягкий согласный, положить картинку возле условного домика соответствующего цвета.

Игра «Первый звук моего имени» (в кругу с мячом).

Педагог говорит о том, что звуки хотят поближе познакомиться с детьми и поиграть с ними.

Ребёнку нужно назвать своё имя и выделить первый звук.

Игра «Какой звук общий?»,

в которой требуется на слух определить общий звук в цепочках слов: Ира — Инна — Витя — Вика — Лида — Зина; мак — машина — малина — камыш — чемодан — трамвай и т.д.

Игра «Звуки заблудились».

Дети на слух определяют слово, которое использовано неправильно, и изменяют его.

Забодал меня котёл (козёл),

На него я очень зол.

Жучка будку (булку) не доела

Неохота — надоело.

Посмотрите-ка, ребятки,

Раки (маки) выросли на грядке.

На глазах у детворы

Крысу (крышу) красят маляры.

Слёзы льются у Оксанки —

У неё пропали банки (санки).

Поэт закончил строчку,

В конце поставил бочку (точку).

Игра «Придумай слова со звуком».

Педагог просит назвать как можно больше слов на заданный звук.

Занятие № 5.

«ЗВУКОВОЙ  СОСТАВ  СЛОВА»

Цель: познакомить детей со схемой звукового состава слова; расширять предметный, качественный и глагольный словари; побуждать детей к речетворчеству.

Материал: картина-схема слова «кот», фишки синего и красного цветов, предметные картинки на звуки [к], [т], [о], мягкая игрушка кот.

Ход занятия

В группу к детям приносят кота. Дети рассматривают его, называют части тела. Затем передают по цепочке и отвечают на вопросы: «Что умеет делать кот?», «Какой кот?», «Какую кличку можно придумать коту, если он мягкий, пушистый?» (Примерные ответы детей: Пушистик, Пушок, Пух, Пухмяк, Пухлик, Мякулик, Мякиш.)

Проводится звуковой анализ слова «кот». Работа с картиной-схемой слова «кот».

Игра «Живые звуки».

Динамическая пауза.

Педагог читает стихотворение о коте, сопровождая его движениями. Дети повторяют его действия.

Лежебока — рыжий кот —

Отлежал себе живот.

Кушать хочется,

Да лень ворочаться.

Вот и ждёт рыжий кот,

Может, миска подползёт.

Игра «Подарки для звуков» (с предметными картинками).

Выделить первый звук в слове и соотнести со звуками картины-схемы слова «кот».

С. Юшко


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2020 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress

Adblock
detector