---Развитие речи у детей дошкольного возраста (Занятия 16-20)
 RSS  Написать нам

404 Not Found

404

Not Found

The resource requested could not be found on this server!


Proudly powered by LiteSpeed Web Server

Please be advised that LiteSpeed Technologies Inc. is not a web hosting company and, as such, has no control over content found on this site.

5   0   3221

Комплекс занятий по развитию речи (Занятия 16—20)

Занятие № 16.

«ПИКТОГРАММЫ»

Цель: учить кодировать слова и фразы в абстрактном рисунке; практиковать в составлении предложений с заданными словами; развивать связную речь.

Материал: лист, разделённый на 9 пронумерованных квадратов, мяч, карандаши.

Ход занятия

Игра «Закончи предложение» (в кругу с мячом).

Нужно закончить предложения, используя союз «чтобы»:

Дети сели в лодку, чтобы…

Мама надела нарядное платье, чтобы…

Петя закрыл лицо руками, чтобы…

Вова взял собаку на поводок, чтобы…

Рабочие привезли кирпич, чтобы…

Папа купил цветы, чтобы…

Девочка открыла окно, чтобы…

Водитель открыл багажник автомобиля, чтобы…

Дедушка поставил в огороде пугало, чтобы…

Игра «Прячем слова».

Инструкция педагога: «Я вам буду говорить слова, а вы спрячьте их в рисунок так, чтобы потом их можно было найти. Постарайтесь сделать рисунки побыстрее, т.к. мы будем прятать много слов. Не нужно, чтобы рисунки были очень хорошими. Надо только, чтобы они помогали вам найти те слова, которые я буду говорить».

Примерные слова и словосочетания для кодирования: грузовик, умная кошка, тёмный лес, день, весёлая игра, мороз, снегопад, интересная сказка, сильный человек.

Игра «Ищем слова».

Вспомнить, какое слово зашифровано в заданном квадрате.

Игра «Составь предложение».

Составить предложение, используя слова из заданных квадратов.

В заключение через 1—1,5 часа дети воспроизводят слова, спрятанные в рисунках. Вспоминают составленные предложения.

Занятие № 17.

«ПРОФЕССИИ»

Цель: упражнять детей в образовании существительных, обозначающих профессии при помощи суффиксов -щик-, -тель-, -ист-; развивать детское речетворчество; совершенствовать связную речь.

Материал: предметные картинки по теме «Профессии», мяч.

Ход занятия

Игра-беседа «Кем я буду и каким?»

Примерные вопросы:

Зачем человеку нужна профессия?

Сколько профессий может освоить человек?

Какая профессия самая лучшая? Почему?

Кем вы станете, когда вырастете?

От чего зависит название профессии?

Игра «Назови профессию» (с предметными картинками по теме профессий).

Образовать название профессии, используя примерные слова и словосочетания для кодирования:

Строит — строитель, учит — …?, водит — …? И т.д.

На пианино играет пианист, а на баяне — …? И т.д.

Управляет трактором тракторист, а танком — …? И т.д.

Как называется человек, который ремонтирует часы? А кто управляет подъёмным краном? Кто стеклит окна? (Часовщик, крановщик, стекольщик.)

Динамическая пауза.

Работа со скороговоркой:

«Часовщик прищурив глаз чинит часики для нас».

Имитация движений людей разных профессий.

Чтение отрывка стихотворения А. Шибаева «Разные профессии» (в кругу с мячом):

Поезд водит… (машинист).

Пашет поле… (тракторист).

В школе учит нас… (учитель).

Строит здания… (строитель).

Часы починит… (часовщик).

Погрузит краном… (крановщик).

В жаркой кузнице… (кузнец).

Кто всех знает — молодец!

В заключение проводится игра-лото «Кем быть?» или «Кто что делает?»

Занятие № 18.

«СОСТАВЛЯЕМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Цель: закрепить знания детей о предложении; познакомить со словесным составом предложения, его схематическим обозначением; упражнять в составлении предложения из заданных слов.

Материал: полоски бумаги, мяч, схемы предложений по сюжетной картинке «Петя на горке».

Ход занятия

Педагог напоминает детям, что они понимают друг друга, потому что выражают свои мысли при помощи слов. Слова, связанные между собой по смыслу, произносятся одно за другим, по цепочке и образуют предложение. Предложения могут быть короткими, т.е. состоять из одного или двух слов. (Дождь. Дождь идёт.) А могут быть длинными. (Всю ночь шёл холодный проливной дождь.)

Игра «Бесконечное предложение» (работа со схемами предложений по сюжетной картинке).

Добавляя новые слова, детям нужно составить предложения по схемам.

Игра «Живые слова» (на речевом материале игры «Бесконечное предложение).

Показать, что слова в предложении стоят в определённой последовательности. От места их расположения зависит смысл предложения.

Игра «Путаница» (в кругу с мячом).

Предлагается самостоятельно составить предложения из заданных слов:

Огород, горох, на, вырос.

Бахча, арбузы, спеют, на.

Роща, вороны, в, каркают.

Рома, карман, у, на, оторвался, куртка.

Рая, парта, за, сидеть.

Ира, марка, конверт, на, наклеивает.

Овраг, крапива, расти, много, в.

Крот, ворота, роет, у, земля.

Акробат, выступать, цирк, на, арена.

Мама, кроссовки, Рома, купила, новые.

Занятие № 19.

«КТО ЭТО? ЧТО ЭТО?»

Цель: учить различать одушевлённые и неодушевлённые предметы; упражнять в постановке вопросов «Кто это?», «Что это?»; упражнять в подборе предметов к действию с опорой на вопрос.

Материал: предметные картинки с одушевлёнными и неодушевлёнными предметами, мяч, силуэтные картинки, парные картинки (лодка — рыба, самолёт — птица, дождь идёт — человек идёт), карандаши.

Ход занятия

Игра «Чей силуэт?» (с силуэтными картинками).

Педагог показывает силуэтные картинки и спрашивает, кто или что изображено на них. Обращает внимание на то, что к предметам ставятся разные вопросы. Объясняет почему.

Игра «Живое-неживое» (с предметными картинками).

Определить, одушевлённый или неодушевлённый предмет, правильно поставить вопрос.

Перед детьми выставляются парные картинки, на которых одушевлённые и неодушевлённые предметы выполняют одно и то же действие.

Динамическая пауза.

Игра «Летает — не летает».

Игра «Кто или что?» (в кругу с мячом).

Правильно подобрать предмет к действию, ориентируясь на вопрос.

Например: «Кто летает?» (Утка, бабочка, стрекоза.) «Что летает?» (Самолёт, снежинка, листик.)

Занятие № 20.

«СЛОВА-АНТОНИМЫ»

Цель: активизировать словарный запас путём использования антонимов; упражнять в употреблении антонимов связной речи; развивать у детей чувство юмора, воображение.

Материал: предметные картинки, мяч, индивидуальные карточки с грамматическим заданием.

Ход занятия

Педагог предлагает детям сделать всё наоборот. Рассказывает вместе с ними стихотворение Д. Чиарди «Слова»:

Нам с тобой

Пришёл черёд

Сыграть в игру

«Наоборот».

Скажу я слово

Высоко,

А ты ответишь:

Низко.

Скажу я слово

Далеко,

А ты ответишь:

(близко).

Скажу я слово

Потолок,

А ты ответишь:

(пол).

Скажу я слово

Потерял,

И скажешь ты:

(нашёл).

Скажу тебе

Я слово

Трус,

Ответишь ты:

(храбрец).

Теперь

Начало

Я скажу —

Ну, отвечай:

(КОНЕЦ)!

Игра «Наоборот».

Подобрать антонимы к словам:

Покупать — …,

Помнить — …,

Храбрость — …,

Высокий — …,

Знаменитый — …,

Гладкий — …,

Молодой — …,

Мягкий — …,

Грязно — … .

Подобрать двойной антоним к сочетанию слов:

Слабый мороз — … …,

Трусливый богач — … …,

Тихий плач — … …,

Узкий выезд — … …,

Светлый верх — … …,

Тёмное прошлое — … …,

Радостная встреча — … …,

Добрый друг — … …,

Отдать много — … ….

Игра «Перевёртыши».

Проанализировать каждую строчку стихотворения и сказать наоборот.

Мухи съели паука.

Рыбы ловят рыбака.

На телегу села лошадь,

Погоняя ездока.

Ехала деревня мимо мужика,

Глядь — из-под собаки

лают ворота.

Лошадь ела кашу, а мужик — овёс,

Лошадь села в сани, а мужик повёз.

Физкультминутка.

Дети анализируют инструкцию и делают всё наоборот.

Ковру стать на детей.

Опустить руки вниз.

Поднять руки вверх.

Открыть глаза, закрыть глаза.

Не стучать ногами.

Не хлопать в ладоши.

Не прыгать на ковре.

Стульчикам сесть на детей.

Игра в паре «Задом наперёд».

Детям необходимо придумать две истории по картинкам, расположенным в прямом и обратном порядке, при этом рассказ второго ребёнка должен быть обратным первому, а не его повторением или продолжением.

Примерные пары предметных картинок:

гриб маленький — гриб большой;

мальчик едет на велосипеде — мальчик несёт на себе сломанный велосипед и т.д.

В заключение дети выполняют графическое задание на индивидуальных листах — соединяют линиями предметы с противоположными свойствами, раскрашивают их.

С. Юшко


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2020 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress

Adblock
detector