---Комплексное занятие по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте
 RSS  Написать нам
Vdcasino Betcup Bahsegel Restbet Timebet izmir escort izmir escort mersin escort kuşadası escort japon porno izle
1   0   291

Комплексное занятие по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте

Тема занятия: Звуки [с] — [ш]

Программное содержание:

  • формировать умение дифференцировать [с] — [ш] на слух и в произношении;
  • формировать умение характеризовать [с] — [ш] по артикуляционным и акустическим признакам;
  • развивать умение называть слова с заданными звуками, находить место звука в слове (начало, середина, конец);
  • развивать умение называть предметы на заданный звук; развивать умение звукового анализа слов;
  • закрепить понятия звук, буква, гласный, твёрдый согласный, мягкий согласный, звонкий, глухой;
  • развивать словесно-логическое мышление, произвольную зрительную и слуховую память, фонематическое восприятие; воспитывать речевую активность.

Оборудование:

  • символы гласных и согласных звуков, графические символы согласных звуков для характеристики по артикуляционным и акустическим признакам;
  • дидактическая игра «Солнышко»;
  • пеналы с гласными и согласными звуками;
  • полоски для обозначения слов.

Ход занятия:

I. Уч.-д. Ребята! Сегодня мы продолжим путешествовать по «Волшебной стране звуков».

Уч.-д. Что такое «речевой» звук? (Это то, что мы произносим и слышим).

Уч.-д. Чем обозначаются звуки на письме и при чтении? (Звуки обозначаются буквами).

Уч.-д. Что мы делаем с буквами? (Буквы мы читаем, видим, пишем).

Уч.-д. Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные).

Используя звуковые символы (модели) дети называют гласные звуки.

Уч.-д. На какие две группы делятся согласные звуки? (Твёрдые согласные, мягкие согласные звуки).

Уч.-д. Назовите пары звуков по твёрдости-мягкости.

(Дети называют пройденные звуки, учитель-логопед выставляет модели звуков парами на фланелеграф).

Игровое упражнение «Подбери к звуку слова».

Педагог показывает модель звука, дети придумывают слова с заданным звуком.

Игровое упражнение «Солнышко».

В центре круга модель звука, по всему кругу — картинки.

Уч.-д. Назовите те предметы, в названии которых есть данный звук.

II. Основная часть.

1. Игровое упражнение «Отгадай-ка».

Уч.-д. Отгадав загадки, вы узнаете, о каких звуках мы будем сегодня говорить.

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжёт.

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печёт? (солнце).

Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк.

Две медали на груди,

Лучше в дом не заходи (собака).

Хоть у нас четыре ножки,

Мы не мышки и не кошки.

Хоть мы все имеем спинки,

Мы не овцы и не свинки.

Мы не кони, хоть на нас

Вы садились много раз (стулья).

Твой хвостик я в руке держал,

Ты полетел, я побежал (шарик).

Я крылатый, я мохнатый,

Золотистый, полосатый.

Над лужайкою кружу,

Звонко, весело жужжу (шмель).

Что там белка на сучке

Шелушит без спешки.

В чём, как будто в сундучке

Спрятаны орешки (шишка).

2. Уч.-д. Какой первый звук в словах солнце, собака, стулья? ([с]).

Уч.-д. Какой первый звук в словах шишка, шмель, шарик? ([ш]).

Уч.-д. Расскажем о звуках [с] и [ш].

Дети с помощью графических символов дают характеристику [с] и [ш] по артикуляционным и акустическим признакам.

Звук [с] — твёрдый согласный, глухой, свистящий. Когда мы его произносим, наши губы улыбаются, кончик языка упирается в нижние зубы, воздух изо рта выходит холодный.

Звук [ш] — всегда твёрдый согласный, глухой, шипящий. Когда мы его произносим, наши губы округляются, язычок поднимается вверх на бугорочки (альвеолы), делает чашечку, воздух изо рта выходит тёплый.

3. Игровое упражнение «Подумай и назови».

Уч.-д. Домашнее животное на звук [с]? (Собака).

Уч.-д. Головной убор на звук [ш]? (Шапка).

Уч.-д. Предмет мебели на звук [с]? (Стол, стул).

Уч.-д. Предмет летней женской одежды без рукавов на звук [с]? (Сарафан).

Уч.-д. Предмет мебели на звук [ш] (Шкаф).

4. Динамическая пауза «Гномы».

5. Звуковой анализ слова сушка.

Уч.-д. Мучной продукт питания, похожий на кольцо, на букву о, на обруч? (Сушка).

Уч.-д. Составим с помощью фишек слово сушка. (Дети выкладывают слово).

Уч.-д. Сколько звуков в слове сушка? (5).

– Сколько гласных звуков в данном слове? (2).

– Назови их ([у], [а]).

– Сколько согласных звуков в слове сушка? (3).

– Назови их ([с], [ш], [к]).

– Сколько твёрдых согласных звуков в слове? (3).

– Сколько слогов? (2).

– На какой слог падает ударение? (На первый слог, на звук [у]).

6. Фонематический синтез слова сушка. Игровое упражнение «Живые звуки».

Уч.-д. Станьте друг за другом так, чтобы получилось слово сушка. (В роли звуков — пять детей. У каждого ребенка символ звука).

7. Подготовка руки к письму.

Прописывание замкнутой кривой линии.

8. Итог занятия.

Уч.-д. Какие звуки мы сегодня сравнивали?


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2020 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress

Adblock
detector