Написать нам
Популярно
1   0   167

Комплексное занятие по развитию речи детей дошкольного возраста

Программное содержание:

  • активизировать словарь детей словами, обозначающими действия и признаки явлений неживой природы; упражнять в согласовании слов в предложении;
  • тренировать длительность речевого выдоха, регулировать голосовую модуляцию; приучать детей анализировать состав сложных слов и определять его значение;
  • создавать условия для развития воображения и творческого мышления.
  • развивать интерес к явлениям неживой природы; упражнять в построении логических связей между явлением неживой природы (ветер) и деятельностью людей, животных, видом растений и т. п.;

Материал: аудиозапись звуков ветра, картинки со схематическим изображением ветра и сюжетные картинки, ленточки, кораблики, вееры, вентилятор, емкость с водой.

Предварительная работа: чтение сказки Н. Рыжовой «Разговор с ветром», опыт «Как появляется ветер?».

Ход занятия по развитию речи

В. Ребята, прислушайтесь, что это за звуки (включает запись ветра)? Это шум ветра. Давайте поздороваемся с ветром! (Здравствуй, господин ветер!) Откуда ты прилетел к нам? (Дети фантазируют.)

«Я разгонял тучи, направляя их туда, где нужна вода».

«Я гулял по лесам и лугам, играл с бабочками».

«Я ласково трепал вихры малышей из детского сада!» и т. д.

В. Послушайте притчу: «В давние времена ветер был человеком. Он очень хотел летать. Он превратился в птицу. С тех пор он уже не мог ходить по земле, как раньше. Поселилась птица-ветер в горах, в пещере. Днем она вылетала из пещеры и охотилась весь день. А вечером вновь возвращалась в горы и проводила там всю ночь».

Почему ветер похож на птицу? (Потому что летает.)

А как же появился ветер на самом деле? Вспомните опыт «Как появляется ветер». (Теплый воздух поднимается вверх, его сменяет холодный воздух. Такая смена больших воздушных масс и вызывает ветер.)

Знаете ли вы загадки о ветре?

Гнет к земле деревья,

Тучи нагоняет,

Пыль с дороги темной

Нам в лицо бросает.

И в реке, и в море

Волны поднимает.

Кто о нем загадку,

Дети, отгадает? (Ветер.)

Кто играет проводами,

Поднимает пыль клубами,

Кто к земле деревья клонит,

Кто волну речную гонит? (Ветер.)

В. Так что же умеет ветер? (Летать, мести улицы, крутить мельницы, кружиться, свистеть, дуть, петь, гонять по небу облака, двигать парусные корабли, качать воду, вырабатывать электрическую и тепловую энергию, охлаждать в жаркую погоду и т. д.)

Вот как много дел умеет творить ветер! Он всегда одинаковый? Какой бывает ветер? Если он дует с юга? (Южный, теплый, мягкий, ласковый, нежный, легкий, добрый, приятный.) Как можно ласково сказать про такой ветер? (Ветерок, ветерочек.)

Поиграем в игру «Ветерок»!

Дети имитируют дуновение ветерка.

В. Если ветер дует с севера — он какой? (Северный, сильный, порывистый, злой, ледяной, морозный, колючий, буран, вьюга, ураган, смерч и т. д.)

Этюд «Вьюга».

Дети изображают звуки вьюги с помощью звуков «у-у-у». По сигналу «вьюга начинается!», «сильная вьюга», «вьюга стихает» дети выполняют произвольные движения (в роли снежинок).

В. Видите, каким разным бывает ветер, как в сказке о родных братьях — южном и северном ветрах. Послушайте и определите, песенку какого ветра вы слышите (звучит аудиозапись).

Погода без ветра как называется? (Безветренная.) Что бы было, если бы не было ветра? (В одном месте Земли было бы всегда только жарко, а в другом — только холодно. Облака бы не двигались, не приносили дождь. Не могли бы плыть парусные корабли, перестали бы крутиться мельницы и т. д.)

Ветер бывает нашим другом и нашим врагом.

Воспитатель делит детей на две команды: защитники ветра и обвинители ветра.

Хорошо:

Освежает, когда жарко.

Надувает паруса на кораблях.

Крутит крылья мельниц.

Разносит семена растений.

Поднимает вверх воздушные шары.

Плохо:

Холодит, вьюга заметает дороги.

На море вызывает шторм.

Смерч и ураган приносят разрушения.

Разносит семена сорняков и т.д.

В. Рассмотрите картинки и определите, на какой есть ветер, а на какой нет. Как вы догадались? (Деревья наклонились, волны на воде, люди держат свои шляпы, наклоняются и т. д.)

Вспомните персонажей из сказок, которым помогал ветер.

«Три поросенка».

Волк сильно дул на домик.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Ветер помог царевичу Елисею найти царевну. Вспомните отрывок из этой сказки.

Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч!

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе…

Человек придумал искусственный ветер, сделал приборы для вызова ветра. Знаете их? Для чего они нужны?

Воспитатель показывает вентилятор, веер, игрушку Карлсона и т. д.

К вентилятору дети подносят ленточки, ватные шарики, подставляют лица. Вентилятор ставится возле емкости с корабликами. Дети наблюдают за движением корабликов по воде под действием сильной воздушной струи.

В. Карлсон прислал нам подарок. Что это? (Ветряки.) Когда на них дует ветер, они вертятся. Можно на них подуть, и они завертятся быстрее.

Дети дуют, машут ветряками, пробегают с ними, поднимая над головой.

В. Как вы думаете, почему эти игрушки так назвали? На какое слово похоже название «ветряк»? (Ветер.) Вот так и работают настоящие ветряки: вертятся от ветра, вырабатывают электричество и т. д. На дачных участках люди используют ветряки для того, чтобы отогнать кротов. Оказывается, крот боится шума от ветряка.

Давайте посчитаем, сколько у нас ветряков!

Один ветряк, два, три, четыре ветряка, пять ветряков и т. д.

На что похож ветряк? (Цветок, вентилятор, пропеллер, крылья мельницы.)

Давайте поможем Карлсону завести его пропеллер: подуем на него, помашем веерами и т. д.

А сейчас определим, какая сегодня погода: есть ли ветер на улице и какой он? (Воспитатель раздает ленточки.) Ленточку держим за один конец и наблюдаем за другим ее концом: свободно ли он свисает или его поднимает ветер?

Ветра сейчас нет, и Карлсон не может никак улететь! Позовем к нам ветер! Придумайте, как его можно позвать!

Дети придумывают обращения к ветру.

Ветер. Я не виден, я не слышен,

Я — как будто кто-то дышит,

Или шепчет, или стонет,

Иль протяжно ночью воет.

Я — движенье, я и звук,

Я — как будто много рук,

Что потреплют и приветят.

Называюсь я — ВЕТЕР! (Ш-ш-ш.)

Дети просят помочь Карлсону. Ветер превращает детей в ветерки, дотрагиваясь до них. Ребята повторяют движения ветра и под музыку, произнося «у-у-у» или «ш-ш-ш», изображают ветерки.

Карлсон благодарит детей и улетает. Дети продолжают играть с ветряками.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress