Написать нам
Популярно
1   0   181

Комплексное занятие для дошкольников по развитию речи и конструированию

Программное содержание:

  • закреплять знания дошкольников о времени, его суточном делении, очередности и характерных признаках каждой его части;
  • активизировать в словаре детей названия времени суток, названия и признаки различных часов и уточнять их значение для человека, область применения; приучать детей анализировать состав слова и определять его значение;

  • упражнять в узнавании времени по механическим часам, в установлении пространственно-временных отношений в событиях;
  • воспитывать аккуратность в практической работе;
  • развивать внимание и логическое мышление, способствовать творческому фантазированию.

Материал: различные часы; пейзажные и сюжетные картинки с изображением разного времени суток; аудиозапись двух песен; циферблаты с определенным временем («ровно 7 часов утра», «ровно 14 часов» и т. п.); материал для конструирования (клей или крахмал, квадраты из картона, синей бумаги, кружочки белые и чуть меньшие в диаметре желтые, стрелки — большие и маленькие; винтики, кисточки, клеенки, тряпочки).

Предварительная работа: знакомство детей с временами года, месяцами, днями недели, частями суток, их признаками; знакомство детей с различными часами; чтение и анализ текстов С. Михалкова «12 месяцев», М. Вишневской «Сутки», Ю. Мориц «Куда девался Понедельник?», М. Малишевского «Ночь и День» и др.

Ход комплексного занятия

Звенит колокольчик.

В. Время начинать занятие! Ребята, вы знаете, как я определяю время начала и окончания занятий? (По часам.)

Умеете ли вы следить за временем? Как вы определяете время года, суток?

Какая сейчас пора года? Назовите её признаки! Какое сейчас время суток? (Утро.) Что придёт за утром? (День.) Когда будет ночь? (После вечера.)

В. Как человек следит за временем? (По часам, по календарям.) Какие бывают календари? Что они измеряют? (Год по месяцам и неделям.) Какие часы бывают?

Педагог показывает, дети называют часы и их применение: песочные, солнечные, цветочные; механические, электронные; разной формы; противоударные и водонепроницаемые; наручные, настенные, напольные…

В. Слова «наручные, настенные, напольные» похожи приставками (началом) и дают нам понять их смысл — какой? Они все помещаются на что-то: на пол, на стену или на руку. Куда ещё можно поместить часы? (На стол.) Как их назовём? (Настольные.)

Что такое «суперчасы»? Как вы их себе представляете? Где и для чего их можно использовать? (Супер — по величине, по точности, по долговечности и прочности материалов и пр.)

Так же проработать префиксы: мини-, макси-, полу-, анти-, не- (нечасы — это может быть компас) и т. д.

В. Временные понятия люди могут обозначать даже фразами. Попробуем объяснить значение некоторых из них: «Он встал ни свет ни заря»; «Только его и видели»; «Пришёл чуть свет»; «Его и след простыл»; «Поминай как звали» и т. п.

Вспомните пословицы и поговорки о времени.

  • Мели, Емеля, твоя неделя.
  • Век живи — век учись.
  • Делу — время, потехе — час.
  • Утро вечера мудренее.

В. Каким словом люди обозначают самый короткий отрезок времени? (Миг.) В одной известной песне поэт назвал словом «миг» всю жизнь.

Воспитатель включает аудиозапись, дети танцуют, двигаются произвольно.

Призрачно все в этом мире бушующем,

Есть только миг, за него и держись.

Есть только миг между прошлым и будущим,

Именно он называется жизнь!

Далее дети совместно с воспитателем распределяют по порядку понятия секунда — минута — час — сутки — неделя — месяц — год — век. К ним подбирают символические обозначения.

В. Сейчас попробуем помочь героям сюжетов разобраться, что же с ними произошло, по сюжетным картинкам в игре-соревновании «Раньше — позже». Все сюжетные картинки разных событий перепутаны вместе на столе.

По одной картинке из каждой серии воспитатель раздает на подгруппу детей (на стол — для четырёх детей). Дети должны найти на общем столе свой сюжет и сложить последовательно всю его серию: кто быстрее выполнит задание.

Затем каждая подгруппа рассказывает свой сюжет (по 4 картинки на каждый сюжет или по количеству детей в подгруппе).

В. В каком сюжете речь идёт о временах года? («Как медвежонок встретил зиму» или «Откуда хлеб пришёл?») О времени суток? («Режим дня школьника».) Какой сюжет проследил целый век? («Этапы жизни человека».) И т. д.

Может ли человек жить без знаний и представлений о времени? Для чего вообще человеку надо знать о времени и следить за ним? Как вы следите за временем? Умеете ли вы ориентироваться по часам?

Что обозначают цифры по кругу? Какая стрелка движется медленно, а какая быстро? Что они обозначают? В какую сторону двигаются стрелки? Сколько раз маленькая — часовая — стрелка за сутки пробегает полный круг? (Два раза — день и ночь.) Сколько часов в сутках? (24 часа.)

Что значит «Ноль часов, или 24 часа»? (Полночь.) Что значит «полдень»? (12 часов.) Определите, на каком циферблате указаны полдень (полночь)?

Игра «Время суток по часам».

В. Я раздам вам часовые циферблаты с указанным временем, а вы подберите на экране (столе, доске) соответствующую сюжетную картинку (из серии «Режим дня школьника»).

Во второй части нашего занятия мы сделаем часы для упражнений по математике. Каждый возьмите по конверту с деталями часов и приготовьте рабочее место для конструирования.

Воспитатель просит одного из детей напомнить правила работы с клеем.

В. Сначала рассмотрим образец: какие это будут часы? (Механические, настенные, бумажные.)

Затем воспитатель показывает этапы работы, и дети моделируют часы самостоятельно.

В. Покажите на своих часах полдень (полночь). Когда мы говорим слово «ровно» — значит, минутная стрелка показывает на число 12. Покажите: ровно 1 час; ровно 6 часов; 0 часов и 5 минут.

Воспитатель включает аудиозапись песни «Пять минут», дети убирают рабочие места.

Л. Ладутько, С. Шкляр


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress