Написать нам
Популярно
Лайк   0   254

Коррекционно-развивающее занятие для старших дошкольников

Задачи коррекционно-развивающего занятия:

  • формировать у детей навык правильного речевого дыхания, речевого ритма, развивать просодические компоненты речи;
  • совершенствовать артикуляционную и тонкую моторику;
  • тренировать вестибулярный аппарат, общую координацию движений, пространственную ориентацию;
  • укреплять глазодвигательные мышцы;
  • закреплять употребление и различение предлогов на, в, за, перед, около;
  • развивать диалогическую речь детей в беседе;

Материал: деревянная палочка на каждого ребёнка.

Ход занятия

Воспитатель (В.). Дети, мы с вами находимся на поляне. Прислушайтесь, внимательно посмотрите вокруг. Что вы слышите, что видите, что чувствуете? (Вокруг зелёная сочная травка, растут разные цветочки, поют птички, стрекочут кузнечики, солнечные лучики греют нас, ласкают.)

Дыхательные и голосовые упражнения

В. Давайте, дети, потянемся к солнышку, подставим ему свои ладошки.

«Солнышко»

Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, подняться на носки, потянуться вверх, задержать дыхание.

Медленный глубокий выдох с произнесением звука [а]. Руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны.

В. К солнышку мы потянулись высоко,

Стало нам приятно и тепло!

А теперь давайте улыбнёмся солнышку.

«Цветок»

Глубокий вдох через нос. На выдохе произнести: «Ах, как пахнет!» Повторить 2—3 раза.

В. Дети, какой цветок на нашей поляне похож на солнышко? Да, цветущий одуванчик. А чем он похож? (Ответы детей.)

«Одуванчик, лети!»

В. Пусть каждый из вас сорвёт по отцветшему одуванчику. Давайте по очереди подуем на цветок. Если вы правильно вдохнёте и выдохнете, то все пушинки с вашего цветка улетят.

Гимнастика для глаз

В. Дети, представьте, что ваши глаза превратились в кисточки или карандаши и ими можно рисовать.

«Солнышко»

В. Выплыло на небо красное солнышко («рисуем» глазами кружок в одном, затем в другом направлении) и стало рассылать повсюду свои золотые лучики («рисуем» глазами золотые лучики).

«Цветок»

В. Наши чудные цветки

Распускают лепестки.

(«Рисуем» глазами отдельно каждый лепесток цветка.)

«Пчёлка»

В. Давайте «нарисуем» глазами путь пчёлки к цветку.

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком —

Он поделится медком.

«Ночь-день»

В. Закройте глаза и накройте их ладонями обеих рук. Наступила чёрная-чёрная ночь. (10—15 с)

Опустите руки, откройте глаза — снова день, ярко светит солнышко.

Артикуляционная гимнастика

«Весёлая прогулка»

В. Язычку в такую чудную погоду не сидится дома. Вышел он на улицу. (Открыть рот, высунуть язык.)

Посмотрел Язычок вверх, вниз, вправо, влево (соответствующие движения языка) и стал бегать вокруг своего домика (рот приоткрыт, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу).

Надоело Язычку бегать, стал он на качелях качаться: вверх-вниз. Весело!

«Качели»

Рот широко открыт. Движения напряжённым языком вверх-вниз. Кисти рук при этом также движутся вверх-вниз. (6—8 раз)

В. Захотелось Язычку узнать, который час, посмотрел он на часы.

«Часики»

Руки перед грудью ладонями вперёд, пальцы каждой руки плотно прижаты друг к другу.

Движения узкого языка с одновременным движением кистей рук вправо-влево. (6—8 раз)

В. Увидел Язычок, что времени много, и пошёл домой. А дома стал веселиться, прыгать до самого потолка.

Закрепление и различение предлогов

1. В. Дети, что у меня в руке? (Палочка.)

Ой, куда спряталась палочка? (За спину, в карман.) А теперь, где лежит палочка? (На земле.) А сейчас, где она? (В руке.)

2. Вызываются два ребёнка. У одного из них палочка.

В. Саша, положи палочку на землю перед Димой; за Димой; около Димы.

3. Педагог кладёт на землю перед каждым ребёнком палочку.

В. Дети, слушайте меня внимательно и чётко выполняйте задания:

  • возьмите палочку правой рукой и поднимите её вверх; положите палочку на землю;
  • возьмите палочку левой рукой и спрячьте её за спину;
  • возьмите палочку двумя руками и держите её перед собой. Крепко зажмурьте глаза. Постарайтесь не двигаться. (5—10 с)

Игра «Вверх-вниз—вперёд-назад».

Дети стоят в кругу. По команде «Вверх!» поднимают палочку вверх; по команде «Вниз!» опускают палочку вниз; по команде «Вперёд!» делают шаг вперёд; по команде «Назад!» — шаг назад.

Команды подаются в произвольном темпе и последовательности, игра может проходить с выбыванием.

Развитие тонкой моторики

В. А теперь, дети, давайте поиграем с палочкой.

«Добывание огня»

Прокатывание палочки между ладонями.

Положить палочку на одну ладошку, прикрыть её другой. Прокатывать палочку между ладонями сначала медленно, а затем быстро.

«Горка»

Скатывание палочки с тыльной стороны руки.

Положить палочку на тыльную сторону кисти. Наклонить кисть вниз. Придерживать палочку другой рукой, пусть она катится вниз с руки, как с горки.

«Догонялочка»

Вращение палочки вокруг своей оси пальцами обеих рук.

Взять палочку всеми пальчиками, покрутить её. Пусть пальчики бегут по палочке, догоняя друг друга.

«Вертолёт»

Вращение палочки между большим, указательным и средним пальцами. Взять палочку тремя пальцами. Покрутить её. Пусть она вращается быстро-быстро, как винт вертолёта.

Игра «Палочка, беги!»

Дети стоят в кругу, у каждого в руках палочка. После слов педагога «Палочка, беги!» передают палочку друг другу вправо (влево).

Физкультминутка

«Дорожка»

В. Дети, давайте из всех наших палочек выложим узкую «дорожку». Кто из вас сможет пройти по этой «дорожке», не задев ни одной палочки?

«Ручеёк»

В. А теперь пусть наша «дорожка» превратится в «ручеёк». Кто сможет перепрыгнуть через «ручеёк», не задев палочку?

Развитие творческого мышления

Беседа на полянке

В. Дети, у вас в руках палочка. Скажите, какая она на ощупь? (Твёрдая, гладкая, холодная.) Из чего сделана эта палочка? (Из дерева.) Значит, она какая? (Деревянная.) Как вы думаете, чем она была раньше? (Частью дерева.) Частью какого дерева могла быть эта палочка? (Дуба, берёзы, сосны, ели и т.д.)

В. Давайте подумаем, что можно сделать с этой палочкой потом? (Можно сделать флажок, вертушку, смастерить дудочку, починить скворечник, подвязать к ней цветок, выбросить в мусорку, сжечь в костре и т.д.)

Давайте сложим наши палочки так, будто хотим разжечь костёр, и сядем вокруг нашего «костра».

Дети выкладывают из палочек «костёр» и садятся вокруг него.

Наши палочки сделаны из дерева. А что ещё можно изготовить из дерева? (Мебель, игрушки, посуду, карандаши, украшения, построить дом, забор, сделать рамы, двери и т.д.)

Дети, посмотрите на эту палочку. Вот если бы она стала очень маленькой, во что бы она могла превратиться? (В карандаш, спичку и т.д.)

А если бы палочка вдруг стала очень большой, во что бы она превратилась? (В столб, бревно и т.д.)

Ребята, наш «костёр» затухает. Давайте подуем на него, чтобы он разгорелся.

Упражнение на дыхание «Раздуй угасающий костёр».

Дети садятся на корточки вокруг «костра». Набирают воздух через нос и медленно выдыхают через рот, надувая щёки (повторить 3—4 раза).

В. Продолжим нашу беседу.

Представьте, что наша палочка вдруг ожила, чем бы она могла стать? (Стволом дерева, веточкой с листьями и т.д.)

Сейчас наши палочки в костре, если они сгорят, то во что превратятся? (В угли, в пепел.) Дети, помните: настоящие костры можно разводить только в специально отведённых для этого местах и только в присутствии взрослых!

Как вы думаете, людям каких профессий нужна для работы палочка? (Учителю, милиционеру, фокуснику, пастуху, дирижёру и т.д.)

Индивидуальная работа

Игра «Стоп! Палочка, остановись!»

Дети становятся в круг и передают палочку по кругу до тех пор, пока не услышат слова «Стоп! Палочка, остановись!».

Тот ребёнок, у которого в руках палочка, выполняет задание педагога. (Например: повторить ряд слогов, слов, фразу, чистоговорку, придумать слова на определённый звук, определить количество слогов в слове, отгадать загадку, решить задачу и т.д.)

В заключение дети могут покатать палочку стопой ноги (правой, левой, двумя стопами одновременно); выложить на песке «мостик» из палочек и походить по нему; отстучать палочкой «телеграмму»; сравнить разные палочки по длине и толщине; выложить из них разные фигуры, буквы; нарисовать палочкой на песке предметы, которые можно смастерить из дерева; поиграть с палочкой в салки и т.д.

Н. Голубович


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress