Написать нам
1   0   113

Коррекционное занятие по формированию лексико-грамматического строя и развитию связной речи

Тема «Зима» (для детей старшей группы)

Задачи:

– систематизировать представления детей о зиме, ее приметах, сезонных изменениях в жизни людей и животных зимой;

закреплять умение воспитанников дифференцировать диких и домашних животных;

– формировать представление составлять предложения о зиме с помощью картинок, схем, алгоритма, используя предлог «на» и без него; образовывать притяжательные прилагательные; существительные с уменьшительно-ласкательным значением; соотносить речь с движением под музыку;

-развивать творческое воображение, внимание, мышление, мелкую и общую моторику;

-воспитывать умение слушать и слышать собеседника;

побуждать детей к бережному отношению к природе.

Оборудование:

Проектор, ноутбук, фигурки диких и домашних животных, схемы для составления предложений, нарисованные следы лисы, медведя, зайца, лося, ребенка, птицы на бумаге белого цвета, снежинки и снежки (из бумаги), алгоритм, карандаши, сказочный герой-снеговик, ёмкость с рисом, отрывок из мультфильма «Снеговик-почтовик», картины и о зиме.

Музыка: «Декабрь» муз. П. Чайковский, «Раз – снежинка» муз. Л. Олиферова.

Ход занятия:

1. Психогимнастика.

Ребята, давайте поздороваемся без лишних слов глазами, с помощью улыбки, ладошками, за руку, а теперь громко скажем: «Здравствуйте»

2. Тема занятия.

Под аудиозапись («Декабрь» муз. П.Чайковского) учитель-дефектолог читает стихотворение о зиме:

Пришла зима с морозами

С морозами, с метелями

Сугробы под берёзами,

Белым-бело под елями.

(О. Высоцкая)

У-д: О какой поре года говорится в стихотворении?

Д: В стихотворении говорится о зиме.

У-д: Сегодня мы с вами поговорим о зиме. Какой цвет нам принесла зима?

Д: Зима принесла белый цвет.

У-д: Посмотрите вокруг, найдите предметы белого цвета и назовите их.

Дети называют украшения в кабинете (белые снежинки, белые снежки, белый снеговик, белые шары и т.д.)

3. Разминка

Дыхательное упражнение «Снегопад» (для развития самоконтроля и произвольности)

У-д: Зимой дует ветер, падают снежинки. Подуйте на снежинки (дети берут снежинки, вырезанные из бумаги и дуют на них).

Упражнения для развития мелкой моторики «Симметричные рисунки»

У-д: Ребята, посмотрите в окно и скажите: «Что засыпал снег зимой?»

Д: Снег засыпал дорогу (машину, дом, дерево и т.д.)

Нарисуйте обеими руками нарисуем дом, дерево (имитация).

«Хлопни»

На улице холодно, давайте погреемся:

– Хлопните 2 раза перед лицом, 1 раз у левого уха.

«Не замёрзни»

А теперь спрячьтесь от мороза:

– Левой рукой закройте правый локоть, а правой рукой закройте нос.

Растяжка «Снеговик» (для регуляции мышечного тонуса).

А сейчас представьте себе, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твёрдое, как замёрзший снег.

Пригрело солнышко, и снеговик начал таять. Сначала «тает» и провисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. (дети выполняют).

4. Основная часть

А теперь посмотрите на доску (поочерёдно выставляются картины по теме «Зима»). Расскажите, что вы видите на картине.

Д: Идёт снег. Дует ветер. Людям холодно. Они надели тёплую одежду. На небе солнце. На деревьях лежит снег. Зайцу очень холодно. Он прячется за дерево.

5. Дифференциация диких и домашних животных. Игра «Кто, где живет зимой»

У-д: Ребята, поищите, кто спрятался под снегом (мелкие игрушки – дикие и домашние животные – по количеству детей в одной большой ёмкости).

Дети выполняют, называют животное дикое или домашнее и рассказывают, кто и где живёт зимой.

6. Игра «Чей след». Образование притяжательных прилагательных.

У-д: Ребята, посмотрите. Это лиса, медведь, заяц, лось, ребенок, сова оставили свои следы на снегу.

Покажите следы лисы (медведя, зайца, лося, ребенка, совы)

Сейчас возьмите карандаш и проведите линию к следам (каждому ребёнку 1 след) Назовите, чьи следы вы нашли:

Д: Я нашла лисьи следы.

Я нашёл заячьи следы и т д.

У-д: А знаете ли вы во что ещё можно поиграть зимой? (ответы детей)

7. Составление предложений о зиме и зимних забавах по картине (закрепление предлога «на»)

У-д: Ребята, посмотрите на картину и ответьте на мои вопросы полным предложением:

Где лежит снег?

Где замёрз лёд?

Где катаются дети?

Кто слепил снеговика?

Кто несет лыжи?

На чём катается мальчик?

На чём катается девочка?

8. Составление предложений с помощью схем

У-д: Составьте схемы предложений:

– Дети слепили снеговика.

– Мальчик катается на санках. (один ребенок у доски, а остальные на местах).

9. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Игра со снежком «Назови ласково».

У-д: Ребята, к нам кто-то спешит. Отгадайте загадку и вы узнаете кто:

Меня растили, из снега слепили.

Вместо носа ловко всунули морковку.

Глаза-угольки, губы–сучки.

Кто я? (снеговик).

(Выставляется картинка с изображением снеговика).

А теперь посмотрите и скажите, что есть у снеговика. Назовите ласково:

  • нос-носик
  • глаз-глазик
  • рука-ручка
  • шарф-шарфик и т.д.

10. Просмотр отрывка из мультфильма «Снеговик-почтовик» по сказке В. Сутеева «Ёлка».

Телефонный звонок. У-д снимает трубку, слушает и говорит детям:

У-д: Ребята, наш снеговик попал в беду! Посмотрите!

Дети смотрят отрывок из мультфильма «Снеговик-почтовик» (момент, где снеговик рассыпается).

11. Физминутка (соотнесение речи с движением.

«Раз – снежинка» муз. Л.Олиферовой

У-д: Давайте с вами слепим снеговика.

Раз рука, два рука (вытянуть руки вперёд поочерёдно).

Лепим мы снеговика (имитировать лепку).

Три, четыре, три, четыре.

Нарисуем рот пошире (провести указательными пальцами рук по губам).

Пять – найдем морковь для носа (дотронуться до кончика носа).

Угольки найдем для глаз (слегка коснуться глаз).

Шесть – наденем шапку косо (дотронуться до головы).

Пусть смеется он у нас (улыбаются).

Семь и восемь, семь и восемь (танцуют).

Мы плясать его попросим.

(вбегает снеговик и танцует с детьми).

У-д: Здравствуй, снеговик.

Снеговик: Здравствуйте, ребята. Спасибо за помощь. Вам Дед Мороз передал письмо. Возьмите (отдаёт конверт). А мне пора. До свидания (снеговик уходит).

12. Обобщение (составление предложений о зиме с помощью алгоритма)

У-д: (достает из конверта задание – «Алгоритм «Зима» и помещает его на доску) Давайте вспомним, что бывает зимой. Посмотрите на доску.

Д: Зимой идет снег.

Деревья стоят голые.

Только ёлки зелёные. Они не сбросили свои иголки.

Животным и птицам очень холодно.

Птицам делают кормушки.

Некоторые животные впали в зимнюю спячку.

Люди надели тёплую одежду.

Дети катаются на санках, лыжах, коньках, играют в снежки.

13. Заключение.

У-д: Наше занятие подошло к концу. Что делали на занятии? С чем играли? Что понравилось на занятии? Что запомнили? Спасибо.

Е. Левшевич


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2018 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress