Написать нам
kartal escort porno sex maltepe escort konya escort alanya escort ataşehir escort ataşehir escort ümraniye escort ataşehir escort kartal escort ankara escort ankara escort bayan escort ankara ankara rus escort eryaman escort maltepe escort kartal escort kartal escort maltepe escort maltepe escort bahcesehir escort bahcesehir satilik daire avcilar erkek yurdu bahcesehir escort escort bayan escort istanbul escort ataköy şirinevler escort istanbul escort izmir masöz izmir escort bayan izmir escort bayan ankara escort bayan ankara escort bayan
2   0   477

Обучение грамоте детей-дошкольников с общим недоразвитием речи

На занятиях по обучению грамоте мы составляем простейшие схемы предложений, используя условные обозначения слов — обычные прямоугольные полоски (пластмассовые прямоугольники синего и красного цвета из набора геометрических фигур).

Сначала дети с недоразвитием речи составляют схемы предложений по образцу, а затем самостоятельно. Учу понимать, что, изменив в предложении всего одно слово, можно изменить весь смысл предложения. Упражняемся в этом так. Перед детьми односюжетная картинка. Составляем по ней предложение из трех слов: МАМА ПОКУПАЕТ ЯБЛОКИ. Составляем схему предложения из синих прямоугольников:

МАМА    ПОКУПАЕТ     ЯБЛОКИ

Затем появляется «сигнальная» фишка красного цвета. Если она накладывается на первое слово, то все дети по очереди изменяют первое слово и получаются новые предложения: БАБУШКА покупает яблоки. СЕСТРА покупает яблоки. ДЕВОЧКА покупает яблоки и т.д. Затем «сигнальная» фишка накладывается на последнее слово «ЯБЛОКИ», и дети составляют совершенно новые предложения:

Мама покупает АПЕЛЬСИНЫ.

Мама покупает КАРТОШКУ.

Мама покупает ХЛЕБ и т.д.

И, наконец, «сигнальная» фишка кладется на второе слово «ПОКУПАЕТ». И снова получаются новые и разные предложения:

Мама ЕСТ яблоки.

Мама МОЕТ яблоки.

Мама РЕЖЕТ яблоки и т.д.

Труднее всего для детей с ОНР составлять предложения по предметной картинке. Поэтому именно этому я уделяю особое внимание.

Сначала у всех получаются одинаковые предложения. Дети в точности копируют образец. Потом мы начинаем вместе обсуждать и обдумывать, в каких ситуациях может встретиться конкретный предмет, и стараемся придумать таких ситуаций как можно больше. Постепенно у детей начинают получаться совершенно разные предложения об одном и том же предмете. В старшей группе предложения становятся сложносочиненными и сложноподчиненными, с распространенными определениями. Дети начинают понимать, что такое слово, предложение, рассказ, и правильно выполняют инструкции. По одной и той же предметной картинке они составят предложение или рассказ. Учу их, что в рассказе обязательно есть три части: начало (мы просто называем предмет), середина (рассказываем о предмете все, что знаем), конец (сообщаем о предмете, к чему он относится).

Рассказ — это несколько предложений, которые связаны друг с другом по смыслу. Очень важно с первых же дней работы с ребенком с ОНР в старшей группе начинать обучение звуковому анализу слов. Причем работа только над изучением звуков очень трудна для детей и дает плохие результаты. Очень важно, знакомя детей со звуком, одновременно знакомить их с его графическим изображением — буквой. Поэтому и темы занятий по обучению грамоте звучат так: «Звук и буква А», «Звук и буква М» и т.д. На первых же занятиях дети учатся не путать эти два понятия — «звук» и «буква». Для этого они заучивают простое правило:

МЫ ЗВУК ПРОИЗНОСИМ И СЛЫШИМ, А БУКВУ МЫ ВИДИМ И ПИШЕМ.

С первых же занятий дети начинают оперировать и фишками, обозначающими различные звуки, и палочками, из которых выкладывают буквы, слоги, слова. Запоминание фишек проходит быстро и легко на основе ассоциаций. Твердые согласные звуки обозначаем синими фишками (твердый синий лед), мягкие согласные обозначаем зеленой фишкой (мягкая зеленая травка). Дети легко запоминают, что гласный — красный (самый главный в слове) и обозначается красной фишкой. На первых порах дети выкладывают слоги и короткие слова из палочек или готовых букв, а под буквами раскладывают фишки, обозначающие звуки, т.е. дети материализуют звуки, им легче понять и ощутить их последовательность в слове. Здесь обучение строится на основе использования различных анализаторов — двигательного, зрительного, слухового.

Эффективен прием собственноручного написания слогов и слов в тетради. Ребенок видит и ощущает графическое изображение выделяемых звуков. При этом качество написания, с точки зрения каллиграфии, совершенно не существенно. Необходимость в предваряющем звуковой анализ написании слогов и слов очень быстро отпадает, т.к. при таком подходе к обучению дети достаточно быстро овладевают умением производить звуковой анализ в умственном плане. К концу обучения в старшей группе дети с легкостью анализируют слова различной структуры (со стечением гласных, согласных, с йотовыми звуками) из 5—7 звуков.

Определяя последовательность звуков в слове, дети учатся произносить каждый звук утрированно, т.е. выделяя его силой голоса.

В старшей группе деление слов на слоги более осознанное. Со временем дети начинают понимать слогообразующую роль гласного звука и связывают количество слогов в слове с количеством гласных звуков. Они усваивают правило: СКОЛЬКО В СЛОВЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ, СТОЛЬКО И СЛОГОВ. Они безошибочно пользуются этим правилом, грамотно формулируя свои ответы: «В слове ЛУНА два слога, т.к. в этом слове два гласных звука: У и А. Первый слог ЛУ, второй — НА». В дальнейшем это поможет детям правильно переносить слова на письме, т.к. в русском языке слова переносятся по слогам.

На каждом занятии дети учатся читать слоги с изучаемыми буквами.

Сначала читаем обратные слоги, начинающиеся с гласных звуков: АМ, ОМ, УМ, ИМ. Затем читаем прямые слоги, которые начинаются с согласного звука: МА, МО, МУ. МИ. Дети быстро овладевают навыком послогового чтения и переходят к чтению слов.

В конце каждого занятия по обучению грамоте отвожу несколько минут для работы в тетрадях. Дети учатся ориентироваться в тетради, различать рабочую строку. Здесь же идет активная подготовка руки к письму в школе. А самое главное то, что дети учатся писать под диктовку, списывать с образца, не пропуская при этом буквы. Они усваивают правило, что при письме обязательно нужно шепотом проговаривать то, что пишешь.

В конце обучения в старшей группе дети хорошо читают по слогам, пишут под диктовку печатными буквами, с легкостью производят звукобуквенный анализ и синтез, делят слова на слоги и составляют слова из 2—3 слогов.

Дети, получившие такую подготовку в детском саду, успешно учатся в школе и значительно опережают своих сверстников. А главное, что они не становятся дисграфиками и дислексиками.

На занятиях по обучению грамоте необходимо иметь следующий наглядный материал.

Демонстрационный:

  • большие печатные буквы (гласные — красного цвета, согласные — чёрного);
  • магнитная доска с буквами красного и синего цветов;
  • доска и мел.

Раздаточный:

  • палочки счётные для составления слов;
  • фишки трёх цветов (красные, синие, зелёные);
  • картинки в конвертах на все изучаемые буквы и звуки;
  • картинки для звукобуквенного анализа;
  • буквы из разрезной азбуки;
  • слоги для составления слов;
  • тетради;
  • ручки.

И. Лебедева


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress