RSS  Написать нам
kartal escort porno sex maltepe escort pendik escort alanya escort ataşehir escort pendik escort anadolu yakası escort anadolu yakası escort maltepe escort ankara escort ankara escort bayan escort ankara ankara rus escort çankaya escort şerifali escort maltepe escort maltepe escort maltepe escort kartal escort istanbul escort escort istanbul escort escort bayan istanbul escort bayan ankara escort bayan ankara escort mecidiyeköy escort escort bayan bursa escort bayan gaziantep escort bayan denizli escort bayan porno izle indir beylikdüzü escort beylikdüzü escort ankara escort şişli escort ankara escort ankara escort ankara escort ankara escort ankara escort maltepe escort maltepe escort maltepe escort maltepe escort pendik escort istanbul escort bayan
5   0   1848

Обучение грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи

Многолетняя работа с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи, заставляет задуматься над тем, как лучше и эффективнее подготовить их к обучению грамоте в школе. Ведь ни для кого не секрет, что дефекты речи влекут за собой появление специфических ошибок при обучении чтению и письму.

Чтобы избежать таких ошибок, дети должны пройти специальную подготовку в детском саду, посещать занятия с дефектологом. К моменту поступления в школу у них должны быть сформированы определённые знания и умения: это и хорошая устная речь, развитый фонематический слух, умение составлять различные виды предложений, делить слова на слоги, владение звукобуквенным анализом и синтезом, умение держать карандаш и ручку, различать строчки в тетради.

Опыт показывает, что дети, получившие такую подготовку, легко и свободно овладевают в школе процессами чтения и письма.

Система работы с 5—6-летними детьми, страдающими общим недоразвитием речи второго и третьего уровней, позволяет эффективно обучать чтению и письму под диктовку печатными буквами, формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза, помогает предупредить многообразные ошибки в чтении и письме при обучении в школе, т.е. служит профилактикой дисграфий и дислексий.

В основе обучение грамоте детей с ОНР лежит звуковой аналитико-синтетический метод, который предполагает разделение связной речи на предложения, предложений — на слова, слов — на слоги, слогов — на звуки (анализ). Наряду с анализом метод предполагает соединение звуков в слоги, слогов — в слова, слов — в предложения и т.д. (синтез). Со словом, а также со звуками речи дети начинают знакомиться ещё в средней группе детского сада.

Предваряет эту работу знакомство с неречевыми звуками. Дети узнают, что мы живём в мире звуков. Это и звуки природы: шум ветра, дождя, грома, шелест листвы, пение птиц, и звуки, которые издают животные; звуки различных предметов: шум машин, гудение самолётов, стук каблуков. Дети узнают, что любой предмет (и живой, и неживой) может звучать, и у каждого свой звук, свой голос.

Им очень нравятся такие игры: «Угадай, что звучит», «Узнай по голосу», «Хозяйка зовёт животных». Сами они с удовольствием имитируют звуки окружающего мира. Для этого используются картинки-символы, вызывающие активное звукоподражание, а также различные игровые приёмы.

Постепенно ребята начинают понимать, что все, что мы слышим вокруг себя, — это звуки. Радостным открытием для малышей является то, что и сами они могут издавать звуки: ногами, руками, ртами. Они увлечённо топают, хлопают, произносят звуки. Здесь же можно поработать и над силой голоса, и над такими понятиями, как «тихо», «громко», «быстро», «медленно». На следующем этапе дети учатся слышать, различать фонемы родного языка. Они узнают, что звуки бывают разные. Одни из них можно петь, тянуть, громко кричать.

У всех этих звуков есть голос и называются они гласными. Гласных звуков всего шесть, и дети быстро их запоминают в процессе игр и упражнений. Они успешно пользуются зрительными символами гласных звуков. Это геометрические фигуры на красном фоне. Их внешний вид напоминает очертания губ при артикуляции соответствующих звуков: А — большой круг, У — маленький кружок, И — горизонтально расположенный узкий прямоугольник, О — вытянутый по вертикали овал, Ы — нижняя половинка круга, Э — горизонтальный овал.

Дети узнают, что все остальные звуки нельзя петь и тянуть, нельзя громко крикнуть. Это согласные звуки, которые «умеют» многое другое. Они могут шипеть, жужжать, звенеть, свистеть, рычать, мычать, хрипеть, ныть, стучать и т.д. Дети с удовольствием все это воспроизводят. Они узнают, что у согласных звуков есть пары: старший братец — твёрдый звук и младший братец — мягкий звук. Малыши быстро учатся различать на слух твёрдые и мягкие звуки в играх «Старший и младший братцы», «Карлики и великаны».

На первых порах зорко следят за артикуляцией взрослого. Ведь твёрдые звуки всегда серьёзные, никогда не улыбаются, а мягкие — всегда произносятся с улыбкой.

В средней группе дети учатся узнавать определённый звук и выделять его в потоке других звуков, а также в речи. Любимым занятием малышей становится игра в звуки. Вариантов такой игры очень много:

  • Придумайте слова на определённый звук из различных лексических групп. Например, «Придумайте домашних животных на звук К», «Назовите ягоду на звук М», «Какую вы знаете мебель на звук ДЬ».
  • Придумайте имена для мальчиков и для девочек на заданный звук.
  • Хлопните в ладоши, чьё имя начинается на звук Т.
  • Выберите среди картинок (или предметов) только те, которые начинаются на звук У.
  • Кто больше придумает слов на звук А.

К концу пребывания в средней группе дети без труда выделяют первый звук в слове, правильно его называют, различают гласные и согласные, твёрдые и мягкие звуки.

Я постепенно приучаю детей к цветовому обозначению различных звуков. Это пригодится им в старшей группе при составлении схем из красных, синих и зелёных фишек. Пока же мы строим домики для звуков из кубиков: для гласных — красный, для твёрдых согласных (старших братцев) — большой синий, для мягких согласных (младших братцев) — маленький зелёный. Можно использовать и домики из цветного картона. Ребята очень любят расселять в эти домики слова и объяснять, почему слово на тот или иной звук попало именно в этот домик.

В средней группе я знакомлю детей и со словом, и с предложением. Они постоянно слышат эти термины в играх и упражнениях и постепенно учатся их различать:

  • Назови одним словом (закрепление обобщающих понятий).
  • Назови слова, которые обозначают предметы посуды, мебели и т.д.
  • Подскажи словечко (в стихах).
  • Скажи одним словом, что делает мальчик.
  • Назови слово «наоборот» (с противоположным значением — антонимы).
  • Придумай похожее слово (кот — рот, мама — рама, лапки — тапки).
  • Назови предмет «ласковым» словом.
  • Какими словами можно рассказать про куклу, яблоко, огурец?
  • Придумай слова, которые начинаются со звуков А, У.

Существует множество интересных игр в слова, в которые дети играют с удовольствием, с увлечением. Они любят «искать» слова на небе, на дереве, в шкафу, в тарелке с супом и т.д. Любят придумывать слова «сладкие», «круглые», «полосатые», «колючие», подыскивать словам «друзей». Например, слово «подушка» может дружить со словами «кровать», «одеяло», «голова», «ухо», «простыня».

Включаю в формулировки заданий и термин «предложение»:

  • Придумай предложение по картинке.
  • Придумай предложение с этим словом.
  • Придумай предложение про эту игрушку.
  • Отвечай полным предложением.

В средней группе я готовлю детей к умению делить слова на слоги. Они узнают, что слова бывают короткими и длинными. Мы эти слова произносим по частям (слогам) и одновременно выполняем какие-либо действия: шагаем, хлопаем в ладоши, рисуем карандашами длинные и короткие дорожки.

После серии таких практических упражнений малыши без особого труда придумывают короткие слова: лук, дом, кот, сыр, пол, кит… и длинные слова: ве ло си пед, ма ши на, ми ли ци о нер, те ле ви зор. «Эти упражнения полезны ещё и тем, что учат детей правильно произносить слова сложной слоговой структуры. Поделённое на «кусочки» слово легче произнести правильно.

В старшей группе продолжается работа над звуком, словом, предложением на более высоком уровне.

Дети узнают, что слова бывают разные. Одни из них обозначают предметы — живые и неживые. Живые отвечают на вопрос «Кто?». (Это люди, звери, птицы, насекомые — все, кто двигается, растёт, питается, дышит.) Неживые отвечают на вопрос «Что?». Это закрепляется в различных игровых упражнениях. Есть слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопрос «Какой?». Придумывая о каждом предмете как можно больше слов-признаков, дети готовятся к составлению в дальнейшем описательных рассказов.

Ещё дети узнают о словах-действиях, которые отвечают на вопрос «Что делает?». Учатся подбирать к каждому предмету слова-действия. Полезно для закрепления всех этих слов играть с малышами в «Загадалки». Дети загадывают друг другу загадки, называя только действия предмета (летает, клюёт, кудахчет, яйца несёт) или только его признаки (круглый, сладкий, оранжевый, сочный).

Эти упражнения обогащают словарный запас, активизируют его, развивают мышление. Играя, дети учатся составлять предложения по демонстрируемому действию, односюжетной картинке, предметной картинке, опорному слову и т.д.

На занятиях по обучению грамоте мы составляем простейшие схемы предложений, используя условные обозначения слов — обычные прямоугольные полоски (пластмассовые прямоугольники синего и красного цвета из набора геометрических фигур).

Сначала дети с недоразвитием речи составляют схемы предложений по образцу, а затем самостоятельно. Учу понимать, что, изменив в предложении всего одно слово, можно изменить весь смысл предложения. Упражняемся в этом так. Перед детьми односюжетная картинка. Составляем по ней предложение из трех слов: МАМА ПОКУПАЕТ ЯБЛОКИ. Составляем схему предложения из синих прямоугольников:

МАМА    ПОКУПАЕТ     ЯБЛОКИ

Затем появляется «сигнальная» фишка красного цвета. Если она накладывается на первое слово, то все дети по очереди изменяют первое слово и получаются новые предложения: БАБУШКА покупает яблоки. СЕСТРА покупает яблоки. ДЕВОЧКА покупает яблоки и т.д. Затем «сигнальная» фишка накладывается на последнее слово «ЯБЛОКИ», и дети составляют совершенно новые предложения:

Мама покупает АПЕЛЬСИНЫ.

Мама покупает КАРТОШКУ.

Мама покупает ХЛЕБ и т.д.

И, наконец, «сигнальная» фишка кладется на второе слово «ПОКУПАЕТ». И снова получаются новые и разные предложения:

Мама ЕСТ яблоки.

Мама МОЕТ яблоки.

Мама РЕЖЕТ яблоки и т.д.

Труднее всего для детей с ОНР составлять предложения по предметной картинке. Поэтому именно этому я уделяю особое внимание.

Сначала у всех получаются одинаковые предложения. Дети в точности копируют образец. Потом мы начинаем вместе обсуждать и обдумывать, в каких ситуациях может встретиться конкретный предмет, и стараемся придумать таких ситуаций как можно больше. Постепенно у детей начинают получаться совершенно разные предложения об одном и том же предмете. В старшей группе предложения становятся сложносочиненными и сложноподчиненными, с распространенными определениями.

Дети начинают понимать, что такое слово, предложение, рассказ, и правильно выполняют инструкции. По одной и той же предметной картинке они составят предложение или рассказ. Учу их, что в рассказе обязательно есть три части: начало (мы просто называем предмет), середина (рассказываем о предмете все, что знаем), конец (сообщаем о предмете, к чему он относится).

Рассказ — это несколько предложений, которые связаны друг с другом по смыслу. Очень важно с первых же дней работы с ребенком с ОНР в старшей группе начинать обучение звуковому анализу слов. Причем работа только над изучением звуков очень трудна для детей и дает плохие результаты. Очень важно, знакомя детей со звуком, одновременно знакомить их с его графическим изображением — буквой. Поэтому и темы занятий по обучению грамоте звучат так: «Звук и буква А», «Звук и буква М» и т.д. На первых же занятиях дети учатся не путать эти два понятия — «звук» и «буква».

Для этого они заучивают простое правило: МЫ ЗВУК ПРОИЗНОСИМ И СЛЫШИМ, А БУКВУ МЫ ВИДИМ И ПИШЕМ.

С первых же занятий дети начинают оперировать и фишками, обозначающими различные звуки, и палочками, из которых выкладывают буквы, слоги, слова. Запоминание фишек проходит быстро и легко на основе ассоциаций. Твердые согласные звуки обозначаем синими фишками (твердый синий лед), мягкие согласные обозначаем зеленой фишкой (мягкая зеленая травка).

Дети легко запоминают, что гласный — красный (самый главный в слове) и обозначается красной фишкой.

На первых порах дети выкладывают слоги и короткие слова из палочек или готовых букв, а под буквами раскладывают фишки, обозначающие звуки, т.е. дети материализуют звуки, им легче понять и ощутить их последовательность в слове. Здесь обучение строится на основе использования различных анализаторов — двигательного, зрительного, слухового.

Эффективен прием собственноручного написания слогов и слов в тетради. Ребенок видит и ощущает графическое изображение выделяемых звуков. При этом качество написания, с точки зрения каллиграфии, совершенно не существенно.

Необходимость в предваряющем звуковой анализ написании слогов и слов очень быстро отпадает, т.к. при таком подходе к обучению дети достаточно быстро овладевают умением производить звуковой анализ в умственном плане.

К концу обучения в старшей группе дети с легкостью анализируют слова различной структуры (со стечением гласных, согласных, с йотовыми звуками) из 5—7 звуков.

Определяя последовательность звуков в слове, дети учатся произносить каждый звук утрированно, т.е. выделяя его силой голоса.

В старшей группе деление слов на слоги более осознанное. Со временем дети начинают понимать слогообразующую роль гласного звука и связывают количество слогов в слове с количеством гласных звуков.

Они усваивают правило: СКОЛЬКО В СЛОВЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ, СТОЛЬКО И СЛОГОВ.

Они безошибочно пользуются этим правилом, грамотно формулируя свои ответы: «В слове ЛУНА два слога, т.к. в этом слове два гласных звука: У и А. Первый слог ЛУ, второй — НА». В дальнейшем это поможет детям правильно переносить слова на письме, т.к. в русском языке слова переносятся по слогам.

На каждом занятии дети учатся читать слоги с изучаемыми буквами.

Сначала читаем обратные слоги, начинающиеся с гласных звуков: АМ, ОМ, УМ, ИМ. Затем читаем прямые слоги, которые начинаются с согласного звука: МА, МО, МУ. МИ. Дети быстро овладевают навыком послогового чтения и переходят к чтению слов.

В конце каждого занятия по обучению грамоте отвожу несколько минут для работы в тетрадях. Дети учатся ориентироваться в тетради, различать рабочую строку. Здесь же идет активная подготовка руки к письму в школе.

А самое главное то, что дети учатся писать под диктовку, списывать с образца, не пропуская при этом буквы. Они усваивают правило, что при письме обязательно нужно шепотом проговаривать то, что пишешь.

В конце обучения в старшей группе дети хорошо читают по слогам, пишут под диктовку печатными буквами, с легкостью производят звукобуквенный анализ и синтез, делят слова на слоги и составляют слова из 2—3 слогов.

Дети, получившие такую подготовку в детском саду, успешно учатся в школе и значительно опережают своих сверстников. А главное, что они не становятся дисграфиками и дислексиками.

На занятиях по обучению грамоте необходимо иметь следующий наглядный материал.

Демонстрационный:

  • большие печатные буквы (гласные — красного цвета, согласные — чёрного);
  • магнитная доска с буквами красного и синего цветов;
  • доска и мел.

Раздаточный:

  • палочки счётные для составления слов;
  • фишки трёх цветов (красные, синие, зелёные);
  • картинки в конвертах на все изучаемые буквы и звуки;
  • картинки для звукобуквенного анализа;
  • буквы из разрезной азбуки;
  • слоги для составления слов;
  • тетради;
  • ручки.

И. Лебедева

На занятиях по обучению грамоте необходимо иметь следующий наглядный материал:

Демонстрационный:

— большие печатные буквы (гласные — красного цвета, согласные — черного);

— магнитная доска с буквами равного цвета (красного и синего);

—  доска и мел.

Раздаточный:

— палочки счетные для составления слов;

— фишки трех цветов (красные, синие, зеленые);

— картинки в конвертах на все изучаемые буквы и звуки;

— картинки для звукобуквенного анализа;

— буквы из разрезной азбуки;

— слоги для составления слов;

— тетради;

— ручки.

При подготовке к занятиям использую и рекомендую всем литературу:

  1. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. — СПб., 1996.
  2. Кислова Т.Р. По дороге к азбуке. — М., 2002.
  3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные Педагогические занятия в старшей группе для детей с ОНР. — М., 2000.
  4. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. — СПб., 2001.
  5. ПожиленкоЕ.А. Волшебный мир звуков. — М., 2001.
  6. Ткаченко Т.А. Если ребенок плохо говорит. — СПб., 1997.
  7. Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи. — СПб., 1999.

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе для детей с общим недоразвитием речи

ТЕМА: «СТРАНА ЗВУКОВ».

Цель: подготовка детей с ОНР к обучению грамоте.

Задачи:

  • развивать слуховое внимание и фонематический слух;
  • учить различать неречевые и речевые звуки;
  • уточнить артикуляцию гласных звуков;
  • учить выделять гласный звук в начале слона, придумывать слова на заданный гласный звук;
  • дифференцировать понятия «звук», «слово»;
  • учить различать короткие и длинные слова;
  • учить управлять голосом, менять его силу, громкость;
  • воспитывать умение слушать других;
  • воспитывать доброе отношение к окружающим.

Ход проведения занятия

Учитель-дефектолог (У.-Д.). Ребята, вы хотите попасть в страну туков? Эта страна невидимая, но она окружает нас всюду, потому что звуки есть везде. Их нельзя увидеть, их можно только услышать и произнести. Давайте вспомним, какие звуки можно услышать, сидя дома.

(Дети вспоминают, что слышали шум ветра, дождя, гром, как едет машина, поезд, поют птицы, лают собаки.)

У.-Д. Ребята, а ведь у каждого предмета свой «голос». Давайте с вами послушаем голоса различных предметов.

Игра «Внимательные ушки».

Педагог за ширмой производит шумы разными предметами, а дети отгадывают, какой предмет звучал. (Стучал барабан, звенел колокольчик, звучал бубен, рвали бумагу, переливали воду, стучали мячом, шарик катился по столу и т.д.)

У.-Д. А ведь у каждого человека тоже есть свой голос. Вы узнаете друг друга по голосу? Давайте поиграем.

Игра «Ну-ка. глазки закрывай, кто позвал тебя узнай!»

У.-Д. Все живые существа имеют свой голос и издают разные звуки,

Включается запись «Голоса домашних птиц и животных». Дети угадывают, кого услышали. (Собаку, петуха, корову, кота.)

У.-Д. Ребята, а чем мы умеем издавать звуки? (Ногами.)

Давайте потопаем тихо-тихо. А сейчас громко-громко.

А чем еще умеем издавать звуки? (Руками.)

Давайте потрем ладошки и послушаем, какой звук получился… А теперь тихо похлопаем… А теперь громко… А еще чем мы издаем звуки? (Ртами.)

Закройте рты и попробуйте сказать слово «здравствуйте». Ничего не получилось?

Дети рассказывают, что рот умеет открываться и закрываться, язык, зубы, губы помогают нам издавать звуки.

В этот момент раздается шорох. Дети прислушиваются, идут на шорох и находят в сухих листьях маленького ежика.

У.-Д. Хотите, я расскажу вам историю про ежика?

Дети располагаются на ковре, педагог рассказывает историю, сопровождая ее показом картинок-символов, вызывающих активное звукоподражание.

Однажды маленький ежик отправился гулять один. Он топал по лесу — топ-топ-топ. Вдруг он увидел, что заблудился. Ежик испугался и тихо заплакал, и слезки закапали — кап-кап-кап. А тут еще туча закрыла солнышко, и дождь забарабанил по сухим листьям — бам-бам-бам. А потом загудел сильный ветер —у-у-у; завыл — в-в-в, Ежику стало совсем страшно, и он заплакал громко-громко, и слезы закапали сильнее —кап-кап-кап!

Но вдруг зашуршали листья — ш-ш-ш. Из-под них выполз большой жук. Он сказал: «Не плачь, ежик, я отведу тебя домой, а по дороге спою тебе песенку». И жук запел — ж-ж-ж. Потом они встретили комарика, который тоже согласился провести ежика домой и при этом пел свою песенку — з-з-з. А потом им встретился веселый ручеек. Он сказал, что приведет ежика к самому дому. Они побежали вместе и пели песенку ручейка — с-с-с. Ручеек привел ежика к самому дому, а там его уже ждала мама. Она согрела чай, и чайник радостно стучал крышкой— б-б-б. Мама поцеловала ежика, а он сказал, что больше не будет гулять один, и радостно зафыркал —пфф-пфф-пфф.

У.-Д. Ребята, а вы знаете, что звуки очень дружат друг с другом, и когда они соединяются, то получаются слова. Если звуков мало, то слово получается короткое, а если звуков много, то слово получается длинное. Давайте поиграем в слова!

Игра «Длинные и короткие слова».

Дети садятся вокруг стола, на котором большой лист бумаги и два мелка: длинный зеленый и короткий красный. Педагог показываем детям картинки, вместе произносят слова и «прохлопывают». После чего выбирают длинный или короткий мелок. Один из детей еще раз проговаривает слово и одновременно рисует дорожку. Длинные слова оставляют длинную дорожку, а короткие слова — короткую дорожку.

У.-Д. А сейчас посмотрим, что у нас получилось. Запомните, что слова бывают длинными и короткими.

Какие короткие слова вы запомнили? (Кот, дом, шар, лук, сыр.)

А какие длинные слова запомнили? (Че-ре-па-ха, по-пу-гай, са-мо-лет, ма-треш-ка, со-ба-ка.)

А сейчас мы с вами попадем на улицу ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ. Давайте вспомним, что умеют делать гласные звуки. (Петь, громко кричать, растягиваться.)

Игра «Испорченный телевизор».

Дети выстраиваются друг за другом. Педагог показывает первому ребенку беззвучно артикуляцию любого гласного звука. Дети поворачиваются друг к другу и передают «изображение» звука. Последний ребенок должен угадать, какой звук ему передали и громко его крикнуть.

Игра «Тянем звуки».

Разные варианты игры: дети берутся за руки и, произнося гласные звуки, растягивают свой круг; дети присаживаются, как маленькие грибочки, произносят гласные звуки и «растут» вместе с ними. И т.д.

Игра «Хоровод гласных звуков».

Дети бегают друг за другом по кругу, если слышат гласные звуки, которые произносит Педагог. А когда услышат согласный звук, который нельзя произносить протяжно, останавливаются.

У.-Д. Ребята, на улицу гласных звуков пускают только тех, кто с ними знаком. Каждый из вас должен назвать любой гласный звук и получит красный билетик. Дети называют гласные звуки: а, о, у, и, ы, э.

В это время волшебная дорожка, ведущая на улицу гласных звуков, превращается в звуковую дорожку, на которой нарисованы символы гласных звуков. Дети идут по дорожке, пропевая гласные звуки. Дорожка ведет к домикам, на которых тоже символы гласных звуков.

— Ребята, в этих домиках живут мальчики и девочки. Давайте угадывать их имена!

— Аня, Алла, Аленка, Андрей, Алеша.

— Ульяна.

— Оля.

— Ира, Инна, Игорь, Илюша.

А еще в этих домиках живут картинки. Но они вышли погулять и забыли, кто где живет. Поможем им найти домики?

Игра «Где чей домик?»

Дети по очереди переворачивают картинки, лежащие на ковре, громко называют слово, протяжно произнося первый звук, называют его и решают, в каком из домиков живет эта картинка.

У.-Д. Вот и закончилась наша игра со звуками. Вы немножко устали. Смотрите-ка. а ведь наш ежик тоже устал. Давайте споем ему колыбельную песенку, а петь будем нежно и ласково.

Дети по очереди берут на руки ежика, качают его, нежно напевая на мотив колыбельной: А-А-А-А-А-А-А; У-У-У-У-У-У-У; О-О-ОО-О-О-О; И-И-И-И-И-И-И; Ы-Ы-Ы-Ы-Ы-Ы-Ы; Э-Э-Э-Э-Э-Э-Э.

Ежик уснул. Скажем «тс-с-с» и выйдем из группы и будем вести себя тихо, не будем издавать громких звуков, чтобы не разбудить ежика.

И. Лебедева,
учитель-дефектолог


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2019 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress