---Как научить выразительному чтению младших школьников
 RSS  Написать нам
kartal escort porno sex maltepe escort pendik escort alanya escort ankara escort ankara escort bayan escort ankara ankara rus escort çankaya escort Sincan Escort Etimesgut Escort Ankara escort Ankara Escort Ankara escort escort bayan bursa escort bayan gaziantep escort bayan denizli escort bayan porno izle indir ankara escort ankara escort ankara escort ankara escort maltepe escort maltepe escort ümraniye escort kartal escort ataşehir escort izmir escort izmir escort ankara escort ankara escort japon porno izle porno indir turk porno indir turk porno indir kastamonu escort gelibolu escort samsun escort karabuk escort nigde escort hatay escort kirklareli escort cankiri escort
1   0   348

Приёмы обучения выразительному чтению младших школьников

Обучение младших школьников выразительному чтению является очень сложным видом учебной работы в содержании профессиональной деятельности учителя. Его специфика заключается в практико-ориентированном характере преподавания, направленном на овладение ребёнком выразительными средствами художественного чтения.

Одним из главных условий эффективного обучения учащихся выступает специальная подготовка учителя. Обучать детей выразительному чтению может только профессионально подготовленный специалист, глубоко владеющий теорией и практикой искусства художественного чтения, а также методикой его преподавания.

Разработаны специальные приёмы обучения детей выразительному чтению, способствующие творческому воплощению текста художественного произведения в звучащем слове. Выразительное чтение учителя служит для детей действенным примером исполнительского мастерства.

Поэтому эффективным приёмом обучения выразительному чтению является его показ.

Он не предполагает формирование у учащихся установки на копирование интонации педагога. Основная цель реализации данного приёма — стимулировать развитие воображения детей, вызвать у них эмоциональные реакции, адекватные замыслу автора и психологическому смыслу текста.

Важная роль в этой работе отводится использованию звукозаписей, которые предоставляют ребёнку возможность прослушать исполнение литературного произведения мастерами художественного слова, актёрами, специалистами по сценической речи.

Выразительность тесно связана с осознанностью чтения. Для того чтобы исполнение текста соответствовало правилам художественного чтения, необходимо глубоко осознать смысл и главную мысль произведения, понять основную линию развития сюжета, художественные образы, характерологические особенности персонажей и отношение автора к героям.

Для выразительного чтения как вида деятельности необходимы: наличие хорошо развитого чувства внутреннего слуха, умение правильно держаться во время чтения, глубокое фонационное дыхание, поставленный голос, владение правилами логики речи и средствами выразительности речевой интонации.

Формирования этих качеств определяет введение в содержание образовательного процесса начальной школы следующих приёмов обучения учащихся выразительному чтению:

  • равномерное распределение фонационного дыхания во время чтения;
  • правильная артикуляция каждого звука речи и отчетливая дикция;
  • соблюдение норм литературного произношения;
  • постановка синтаксических, логических и психологических пауз;
  • интонационное воспроизведение знаков препинания;
  • выделение слов логическим ударением;
  • чтение на одной ноте;
  • правильный ритм чтения;
  • преодоление однозвучности чтения;
  • первоначальное ознакомление детей с движением тона, средствами логической и эмоционально-образной выразительности интонации;
  • раскрытие смысла текста, стимулирование понимания его содержания, т.е. развитие осознанности чтения;
  • определение оптимальной силы голоса и посыла звука;
  • хоровое чтение;
  • сопоставление различных вариантов исполнения текста художественного произведения.

На первых занятиях обучения выразительному чтению следует ознакомить детей с требованиями, которые предъявляются к внешнему виду, осанке, мимике, позе, жестам исполнителя текста.

Учитель может продемонстрировать детям следующую позицию: стать прямо, непринужденно, слегка наклонить голову. Чтобы дыхание было свободным, книгу следует держать приблизительно на расстоянии 30 см от уровня глаз, на линии груди.

В такой позиции можно исполнить для учащихся фрагмент текста художественного произведения.

В процессе дальнейшей работы необходимо выполнять комплекс упражнений для развития дыхания, голоса, дикции, входящих в содержание артикуляционной гимнастики.

Важным условием выразительного чтения является выбор правильного темпа и ритма исполнения текста.

Для выработки правильного ритма и развития навыка чтения в оптимальном темпе (60-80 слов в минуту) выполняется упражнение чтение на одной ноте.

Оно включает следующие учебные действия: учащиеся должны друг за другом, медленно и внятно выговаривая каждый звук, исполнить по одному слову из читаемого текста на определённой высоте звучащей речи. Необходимо следить, чтобы каждый ребёнок исполнил последующее слово на высоте звука, соответствующей высоте исполнения предшествующего слова предыдущим читающим.

В ходе выполнения данного упражнения можно использовать ряд приёмов, стимулирующих активность учащихся.

Например: чтение текста по речевым тактам, по предложениям до точки и др. Реализация в образовательном процессе этого вида учебной работы способствует развитию у учащихся фонематического и внутреннего речевого слуха.

В процессе работы над постановкой голоса у младших школьников необходимо наблюдать за силой звучания голоса ребёнка, степенью напряжения его голосовых связок. Учителю следует определить индивидуальные возможности диапазона голоса каждого ребёнка, чтобы рекомендовать ему использовать ту или иную силу звука. Чрезмерное усиление интенсивности звучания голоса вредит голосовым связкам.

Развитие навыков выразительного чтения у младших школьников возможно только в процессе обучения детей правильной постановке синтаксических, логических и психологических пауз. С основными знаками препинания (точкой, запятой, восклицательным и вопросительным знаками) младшие школьники знакомятся в букварный период обучения грамоте.

Изучение продолжительности пауз, соответствующих пунктуации, осуществляется во взаимосвязи с раскрытием их роли в высказывании, предложении и тексте.

Учителю необходимо обращать внимание детей на то, что каждый знак препинания связан с содержанием предложения и всего текста произведения, а также объяснять значение знаков и длительность остановок на каждом из них. Длительность пауз, соответствующих знакам препинания, основывается на выполнении правила: чем более различаются высказывания по смыслу, тем продолжительнее при чтении должна быть остановка между ними.

На начальном этапе обучения выразительному чтению продолжительность пауз определяется под счёт: раз и; два и; и т.д.

Запятой соответствует пауза, продолжительность которой определяется одной счётной единицей — раз; точке с запятой, тире, двоеточию — две счётные единицы — раз и; или раз, два.

Длительность паузы, соответствующей точке, вопросительному и восклицательному знакам — три единицы (раз, два, три или раз и, два); паузе перед красной строкой соответствует счёт — раз и, два и; или раз, два, три, четыре (четыре счётных единицы). После прочтения заглавия текста необходима постановка паузы, продолжительностью в пять счётных единиц.

Эффективным приёмом, способствующим прочности запоминания младшими школьниками продолжительности пауз на знаках препинания, является отбивание учителем речевых тактов при чтении.

Применение этого приёма также приучает детей к правильному ритму чтения. Для развития свойств произвольного внимания учитель может предложить учащимся сосчитать количество знаков препинания в тексте. Можно привести следующее объяснение функций пунктуации в звучащей речи: если бы не было знаков препинания, то все слова слились бы в одно очень длинное слово, а содержание читаемого текста стало бы для слушателей непонятным.

В процессе обучения младших школьников выразительному чтению не следует выполнять в тексте постановку большого количества пауз. Обязательна пауза между подлежащим и сказуемым для выделения смыслового значения каждого из них (исключая те случаи, когда подлежащее — личное местоимение); между второстепенными членами предложения.

Паузами также отделяется состав подлежащего от состава сказуемого (все слова, относящиеся к первому или второму главному члену предложения). Наряду с этим, постановка пауз возможна перед теми словами, которые хотят специально выделить, например: Так поди | же, попляши! (И. А. Крылов).

Эти паузы могут быть расставлены самим учителем, который укажет детям, где их необходимо отметить в тексте графическими символами.

Постановка логических пауз не всегда определяется наличием знаков препинания. Она обусловлена смыслом отдельных слов, синтагм или частей предложения.

Логическая пауза выделяет наиболее значимое по смыслу слово в синтагме или предложении и может быть поставлена до или после него. Например: В небе | загорелись яркие огни.

После обстоятельства с предлогом (в небе) нет знака препинания, а постановка логической паузы необходима. Выполнение логической паузы используется для разделения предложения на группы слов, объединённых общим смыслом (речевые такты).

В процессе взросления младших школьников количество логических пауз в текстах, предлагаемых для выразительного чтения, увеличивается, а их расстановка детьми выполняется сначала под руководством учителя, а затем самостоятельно.

Не менее сложной работой является обучение младших школьников постановке психологических пауз, связанных с пониманием психологического смысла литературного произведения.

Психологические паузы служат для выделения частей текста, которые различаются настроением, эмоциональным состоянием героев, задачами исполнения и др. Их постановка зависит от контекста произведения и определяется им. Психологическая пауза является самой функционально активной из пауз и помогает слушателям выделить главную информацию в содержании читаемого текста.

В ряде случаев психологическая пауза необходима в конце стихотворной строки независимо от знаков препинания и смысла следующей строки. Она применяется наряду с постановкой цезур и структурно-концевых пауз для воспроизведения в звучащей речи ритмического рисунка стихотворения.

Когда младшие школьники усвоят длительность остановок в речи на синтаксических паузах, можно перейти к выполнению следующих упражнений — интонационному воспроизведению знаков препинания и постановке логических ударений.

Следует отметить, что детям младшего школьного возраста довольно сложно усвоить правила постановки логического ударения, применение которых требует достаточно высокого уровня развития произвольности внимания и памяти, логического характера мышления, а также умений применять мыслительные операции в новых ситуациях.

Они должны научиться в ходе осознанного слушания выделять в звучащей речи учителя главные по смыслу слова, которые произносятся с повышенной интенсивностью звучания голоса.

Чтение слов, выделенных логическим ударением, требует повышения интенсивности звучания голоса и изменения движения тона речи. В ряде случаев, обусловленных контекстом произведения, логическое ударение может быть отмечено понижением силы голоса и замедлением темпа речи.

Младшие школьники должны научиться фиксировать в устной речи учителя наиболее важные слова, которые произносятся громче или тише остальных.

Для привлечения внимания учащихся к словам, выделенным логическим ударением, можно применять специальные методические приёмы.

Например, учитель может три раза написать на доске предложение: Дети посадили дерево.

Затем, предварительно сказав детям, что одно из слов будет произноситься громче остальных, трижды исполнить вслух это предложение, каждый раз перемещая логическое ударение. Учащиеся выделяют в звучащей речи слово, на которое падает логическое ударение, и называют его, а учитель подчёркивает это слово на доске.

Когда все три слова будут по очереди подчеркнуты, педагог с помощью постановки соответствующих вопросов сможет показать, как изменяется смысл предложения от перестановки логического ударения.

«Кто посадил дерево?» — при ответе на вопрос логическим ударением должно быть выделено слово дети. «Что посадили дети?» — ответ на этот вопрос требует выделения логическим ударением слова дерево. «Что сделали дети с деревом?» — логическим ударением в ответе учащихся должно быть выделено слово посадили.

После анализа нескольких предложений дети усвоят, что смысловой оттенок предложения может быть изменён в зависимости от постановки логического ударения на разных словах. Логическим ударением выделяются слова, наиболее значимые по смыслу. Из этого следует, что в ходе чтения важно определить истинную ценность слов для правильной передачи смысла.

Учащимся можно предложить выполнить упражнения, требующие выделения логическим ударением слов в простых предложениях, составленных учителем. После этого можно перейти к постановке логических ударений сначала в простых, а затем и в сложных предложениях, сформулированных детьми самостоятельно.

Учебная деятельность младших школьников, направленная на поиск в тексте слов, требующих выделения логическим ударением, обладает действенным развивающим характером.

Во-первых, если ребёнок правильно поставил логические ударения, значит он верно понял смысл текста.

Во-вторых, выделение учащимся слов в тексте говорит об усвоении им основных закономерностей логики и техники речи.

В-третьих, нахождение в тексте слов, требующих выделения логическим ударением, свидетельствует о проникновении в глубину мыслей автора и адекватной оценке содержания произведения.

Далее можно ознакомить учащихся с постановкой логических ударений различных степеней. Содержание этой работы основывается на выполнении следующего правила:

  • в простом нераспространённом предложении постановка логического ударения возможна только на одном слове;
  • в сложном распространенном предложении логическим ударением можно выделить несколько слов, одно из них по смысловой значимости и силе звучания голоса будет главным, а остальные — второстепенными.

Например: в предложении: А воз и ныне там… первое слово по значимости — ныне, второе — воз. Слово ныне требует постановки логического ударения первой степени, так как оно имеет первостепенное значение для понимания смысла предложения. На слове воз надо поставить логическое ударение второй степени, потому что его смысловое значение — второстепенное.

В процессе преподавания выразительного чтения учитель может ознакомить детей с приёмами тонального окрашивания звучащей речи.

Под тоном чтения понимается эмоциональная окраска интонационного воспроизведения в звучащей речи текста литературного произведения, а также его отдельных фрагментов, которые могут приобретать различные экспрессивные оттенки.

Тональное окрашивание звучащей речи применяется в выразительном чтении для передачи психологического смысла текста, эмоциональных состояний, чувств, мотивов героев литературных произведений.

Для определения правильного тона чтения необходимо:

  • раскрыть общее психологическое настроение или фон произведения (под влиянием какого чувства писал автор, какие эмоции он хотел вызвать у читателей произведения);
  • определить в тексте психологические оттенки, отличающиеся от общего эмоционального фона произведения;
  • сделать краткую характеристику особенностей характера и поведения персонажей для более точного воспроизведения интонационного рисунка их слов в тексте.

Например, передача высказываний пожилого человека требует значительно более медленного темпа речи и низкого регистра звучания голоса, чем интонационное воспроизведение слов ребёнка.

Овладение детьми приёмами изменения тонального рисунка звучащей речи служит основой для перехода к обучению приёмам психологического тонирования текста литературного произведения.

Под психологическим тонированием понимается способ интонационного воспроизведения отдельного слова, высказывания или предложения с целью передачи слушателям определённого эмоционального состояния, чувства или настроения.

Психологической основой динамики этого процесса является действие коммуникативных механизмов индукции (эмоционального заражения), идентификации (отождествления) и эмпатии (сочувствия, сопереживания).

Например, если слово удивительно произнести, протягивая ударный гласный и с восходящим движением тона именно на этом звуке, то получится тонирование, соответствующее тому звуковому воспроизведению, которое человек привык ассоциировать с эмоцией удивления.

Исполнение фрагмента: Мелодия зазвучала громко. требует усиления интенсивности звучания голоса, произнесение этого высказывания шёпотом коммуникативно нецелесообразно. Приведём противоположный пример. Воспроизведение в звучащей речи высказывания Он тихо произнес эти слова. должно сопровождаться понижением силы голоса. Изменение темпа речи характерно для следующих высказываний: Друзья стремглав помчались к морю (ускорение);Корабль плыл медленно (замедление).

Повышение тона и высокий регистр голоса уместно использовать для передачи высказываний анимистических героев — мелких животных (мышки, лягушки, муравья, Дюймовочки и др.).

При воспроизведении в звучащей речи слов литературных персонажей — крупных животных (медведя, слона, богатыря, великана и др.) целесообразно применять понижение тона и низкий регистр голоса.

По мере развития линии сюжета произведения эмоциональное состояние одного и того же персонажа может изменяться, поэтому интонационное воспроизведение его слов должно быть окрашено различными оттенками психологического тонирования.

Знакомясь с психологическим состоянием литературных героев, ребёнок непроизвольно постигает то настроение, которое необходимо передать в процессе выразительного чтения.

Практика преподавания свидетельствует, что обучение детей приёмам психологического тонирования можно начинать с 6—7-летнего возраста.

Например, появление персонажей в сказке «Теремок» выражено глаголами, передающими особенности их движений, которые могут быть отражены в звучащей речи с помощью соответствующего интонационного рисунка. Для воспроизведения слов мышки необходимо применить ускорение темпа речи, высокий регистр и уменьшение силы звучания голоса.

Высказывания и поступки медведя передаются в ходе чтения с помощью диапазона низкого регистра, увеличения силы голоса, замедленного темпа речи и т.д.

К концу обучения в начальной школе дети могут овладеть основными способами воспроизведения в звучащей речи эмоций и чувств, доступность понимания которых обусловлена возрастными особенностями психического развития учащихся:

  • удивления;
  • сожаления;
  • страха;
  • веселья;
  • радости;
  • грусти;
  • таинственности.

Определение приёмов психологического тонирования текста взаимосвязано с постижением детьми нравственного смысла, заложенного в содержании произведения.

Таким образом, выразительное чтение, основанное на приёмах тонирования речи, облегчает младшим школьникам усвоение текста и понимание психологического значения произведения.

Более сложным видом работы является обучение младших школьников воспроизведению в звучащей речи текстов-описаний и текстов-рассуждений, требующих описательного тона чтения. Передача в интонации этого тона вызывает значительные затруднения даже у профессионально подготовленных специалистов.

Постановка логических ударений в текстах-рассуждениях осуществляется на основе логических умозаключений, требующих не только соответствия закономерностям логики речи, но и выполнения необходимых мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации и др.).

Рассмотрим последовательность выполнения данной работы на примере анализа трёх предложений из текста сказки Н. П. Вагнера «Песенка земли».

В первом предложении: Солнце так сильно греет. необходимо определить, какое слово несёт более значимую смысловую нагрузку: солнце или греет? Для решения этой задачи возможно применение следующих логических рассуждений.

Из второго предложения: От земли идёт пар. следует, что слово греет несёт более значимую смысловую нагрузку, так как пар появляется только при нагревании земли.

Далее в тексте сказки встречается предложение: Уж не греет землю холодное солнце.

Следовательно, можно заключить, что для земли необходимо, чтобы солнце грело её. Таким образом, можно сделать вывод, что логическим ударением необходимо выделить слово греет.

Эта работа является значимой составляющей постепенной подготовки детей к логически правильному выразительному чтению, основанному на правилах синтаксиса и логики речи.

Воспроизведение описательного тона в искусстве художественного чтения отличается от повествовательного более медленным темпом, а также довольно ровным звучанием, не допускающим резких восходящих и нисходящих движений голоса.

Характер чтения текстов-описаний зависит от типа исполнительских задач:

1) воспроизведение точной характеристики объекта, явления, события;

2) воплощение в звучащем слове художественной картины, созданной в воображении писателя.

Для решения задач первого типа исполнитель должен стремиться выделить и донести до слушателей все подробности, описанные автором. Для повышения силы воздействия на слушателей при передаче прямой речи чтецу необходимо представить себя в роли говорящих лиц (идентифицировать себя с ними).

В ходе исполнения текстов-описаний с задачами второго типа чтецу рекомендуется нарисовать в воображении картины, созданные словесным творчеством автора текста.

Исполнение художественных описаний требует расширения диапазона интонационной выразительности, обязательного включения в него приёмов психологического тонирования. Выполнение данных рекомендаций способствует созданию у слушателей эффекта достоверности.

Подготовка к исполнению текста литературного произведения требует учёта темпа и ритма чтения.

Темп чтения зависит от жанра и характера литературного произведения (проза, сказка, басня, лирика, описание картин природы, быта, выражение эмоций и чувств и др.).

Исполнение произведений повествовательного характера — сказок, басен, рассказов — осуществляется в довольно медленном темпе, чтение лирики требует более динамичного характера речи. Определить оптимальный темп чтения можно только на основе глубокого понимания содержания и смысла произведения.

В стихотворной речи важное значение имеет ритм чтения.

В поэтических произведениях метрическое членение стихотворной строки часто не совпадает с его интонационной границей. Однако произведения в стихотворной форме изучаются на основе тех же правил выразительного чтения, которые предъявляются к исполнению прозы.

Отличие заключается в том, что у детей вырабатывается навык осуществлять постановку пауз на границе ритмической группы.

В процессе передачи ритмического характера стихотворения учитываются: пунктуация, остановки на логических паузах, выделение слов логическим ударением, перенос стихотворных строк. Если смысл стихотворения требует слияния одной строки с другой, постановки структурно-концевой паузы или паузы-цезуры, то в конце каждой из строк вводится соединительный знак + . Например:

И тридцать витязей прекрасных +

+ Чредой | из вод выходят ясных…

Следует отметить, что иногда стихотворная форма затрудняет понимание смысла произведения. В этом случае требуется более детальный анализ структуры текста стихотворения.

Значительными возможностями для развития умений выразительного чтения обладает приём сопоставления, побуждающий учащихся к обсуждению, сравнению, оценке различных исполнительских трактовок авторского замысла литературного произведения, поиску индивидуального варианта исполнения текста.

Он имеет несколько разновидностей:

а) сопоставление исполнения учащегося с исполнением учителя;

б) сопоставление исполнения двух (и более) учащихся;

в) сопоставление контрастно звучащих вариантов выразительного чтения текста в исполнении учителя;

г) воссоздание учителем интонации учащегося для того, чтобы показать исполнительскую ошибку ребёнка и направить чтение «от противного».

Эффективным приёмом обучения выразительному чтению является хоровое чтение на уроке.

Оно помогает учащимся преодолеть застенчивость и коммуникативные барьеры, вызванные боязнью публичного говорения в массовой аудитории. Кроме того, хоровое чтение заражает общим подъёмом, настроением, тоном.

Хоровому чтению предшествует специальная подготовительная работа, включающая:

1) исполнительский анализ текста произведения и его коллективное обсуждение;

2) отбор частей текста для группового чтения;

3) определение отдельных слов и предложений для индивидуального исполнения;

4) поиск возможностей для оптимального интонационного воспроизведения в звучащей речи замысла автора, психологического смысла и подтекста произведения;

5) разработку средств логической и эмоционально-образной выразительности чтения.

В практике преподавания выразительного чтения младшим школьникам применяются следующие приёмы работы с текстом литературного произведения:

Словесное рисование, предполагающее устное описание картин, которые возникают или могут возникнуть в воображении ребёнка при чтении текста литературного произведения. Устный рисунок является действенным средством, стимулирующим развитие речи, творческого воображения, фантазии учащегося. Применение этого приёма способствует активизации познавательной деятельности учащихся и развитию интереса к занятиям выразительным чтением.

Творческое чтение по ролям, исполнение диалогов, монологов, способствующее более глубокому проникновению в характер литературного героя. Разновидностью этого приёма является чтение по ролям с заменой первого лица на третье, второе.

Оптимальным литературным материалом для чтения по ролям могут служить сказки, басни, фрагменты прозаических произведений, содержащие диалоги.

В ходе подготовки к выразительному чтению по ролям, каждый учащийся должен изучить текст, свою роль, роли своих партнёров. При распределении ролей рекомендуется выделить слова автора и каждого действующего лица — персонажа произведения, показать детям образец их исполнения.

С чтением по ролям тесно связаны приёмы инсценирования и драматизации литературного произведения. Они предполагают сценическое воплощение или исполнение фрагмента текста с элементами личной трактовки его содержания, чтение с передачей определённого чувства.

В ходе реализации этих приёмов учащиеся не только воспроизводят роли персонажей с помощью слов и средств выразительности устной речи, но и создают образы произведения посредством жестов, мимики, пантомимики (невербальной импровизации).

На занятиях выразительным чтением необходимо также систематически применять следующие приёмы:

  • словесное составление иллюстраций к тексту литературного произведения;
  • подбор заглавий для серии иллюстраций к тексту; дорисовывание событий, домысливание судьбы героев литературного произведения;
  • анализ содержания произведения, выяснение мотивов поведения действующих лиц; определение главной мысли текста.
  • Их выполнение помогает учащимся лучше осознавать смысл произведения и определять тон чтения в каждом фрагменте текста, способствует развитию речи и более глубокому пониманию содержания произведения.

Таким образом, приёмы обучения выразительному чтению содействуют активизации когнитивной сферы, формированию произвольности высших психических познавательных процессов младших школьников.

Содержание учебной деятельности, обусловленной использованием данных приёмов, адекватно возрастным особенностям психического развития детей младшего школьного возраста.

Н. Савченко,
кандидат педагогических наук


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2019 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress

Adblock
detector