Написать нам
kartal escort porno sex maltepe escort konya escort alanya escort ataşehir escort ataşehir escort ümraniye escort ataşehir escort kartal escort ankara escort ankara escort bayan escort ankara ankara rus escort eryaman escort maltepe escort kartal escort kartal escort maltepe escort maltepe escort Sincan Escort Bursa escort bahcesehir escort
3   0   511

Речь и воображение у дошкольников с общим недоразвитием речи

Изучение воображения у детей с нарушениями речи относится к числу мало изученных проблем. В современной специальной дефектологической литературе сведений по данному вопросу имеется недостаточно.

Результаты исследования невербального творческого воображения у детей с ТНР показали, что у учащихся с речевой патологией большинство показателей оказалось ниже, чем у контрольной группы.

Образы, создаваемые учащимися ТНР на бумаге, отличались меньшим количеством деталей, недостаточной четкостью и тщательностью изображения, редким использованием оттенков цветов, однообразием раскрашивания рисунков. Дети более часто употребляли темные тона. На большинстве рисунков детей с нарушением речи сюжет ограничивался изображением героев на фоне природных объектов — травы, солнечных лучей и т.д. У некоторых учащихся с речевой патологией сюжет вообще был лишен какой-либо связи со сказкой.

Таким образом, сравнительное изучение особенностей невербального творческого воображения учащихся с ТНР и нормально говорящих обнаружило, что для детей с нарушениями речи характерны инертность, низкий уровень пространственного оперирования образами, истощаемость комбинаторных функций. В отличие от нормально говорящих, ни один ученик с речевой патологией не воспользовался приемом агглютинации.

Исследования вербального творческого воображения с использованием методики “Незаконченная сказка”, показало, что у учащихся с ТНР данный вид воображения значительно беднее, чем у нормально говорящих сверстников. Об этом свидетельствует тот факт, что почти половина учащихся с нарушением речи не смогла придумать окончания сказки, в то время как все испытуемые контрольной группы справились с заданием. Остальные учащиеся с ТНР, пытаясь завершить сказку, не смогли ввести новых персонажей и придумать новый поворот сюжета.

В связи с тем, что учащиеся плохо владеют речевыми средствами: затрудняются подобрать слова для выражения своих мыслей, не в состоянии грамматически правильно построить фразу, они испытывали затруднения при выполнении задания, требующего умения самостоятельно, творчески мыслить, проявлять фантазию. В ряде случаев это вызывало отказ от общения, растерянность и неуверенность.

Таким образом, результаты исследования Л.А. Зайцевой, С.А. Ищенко позволяют определить особенности воображения у учащихся с ТНР:

  • активность процесса воображения значительно снижена в сравнении с нормально говорящими;
  • невербальное творческое воображение развито лучше, чем вербальное;
  • возникающие в воображении детей образы не всегда соответствуют предложенному им словесному описанию;
  • вербальное воображение значительно беднее, чем у нормально говорящих сверстников: представления и образы зачастую не имеют силы, яркости, четкости, логической достоверности, тонких смысловых оттенков; отмечается недостаточная гибкость и пластичность процессов воображения, эмоциональная бедность содержания продуктов творчества;
  • дети чаще, чем их нормально говорящие сверстники, склонны рисовать в своем воображении печальные, пессимистические, безрадостные картины, что связано с часто встречающимися у них такими неблагоприятными личностными чертами, как замкнутость, повышенная чувствительность при попытках речевого общения, сниженная эмоциональная реакция на успех или неудачу, на свое положение в коллективе;
  • уровень развития творческого воображения коррелирует со степенью тя-жести речевого нарушения, у нормально говорящих — с возрастом;
  • на процесс развития творческого воображения у детей с нарушением речи отрицательно влияют неустойчивость внимания, нарушение восприятия, мнестической деятельности, мышления, эмоционально-волевой сферы, а также низкий уровень владения языковыми средствами.

В исследовании И.Н. Логиновой, Т.П. Горониной изучались особенности воображения у старших дошкольников с ОНР (2 — 3 уровень речевого развития).

Эксперимент показал, что в старшем дошкольном возрасте для детей с ОНР характерно только воссоздающее воображение. Оно обладает недостаточной целенаправленностью, гибкостью и повышенной истощаемостью. Ассоциации носят косный, стереотипный характер.

Исследования Е.В. Аханьковой, посвящены изучению особенностей творческого рассказывания детей с ОНР и вопросу эффективности использования приемов творческого рассказывания в системе коррекционно-педагогической работы с данной категорией детей. Творческое рассказывание оценивалось по содержанию речевого сообщения, структуре речевого сообщения и творческому компоненту рассказа. У старших дошкольников с общим недоразвитием речи выявлены сложности выбора слов и грамматического структурирования, появление пауз, повторов, отказ от деятельности. Дошкольники испытывают трудности в установлении логической последовательности основных смысловых компонентов сюжета. У большинства детей отмечалось отсутствие содержательности, неумение определить значимое, краткость и неразвернутость сообщений, а также отсутствие в рассказе творческого начала.

Разработанная автором система приемов и упражнений, позволила определить несформированность творческого компонента как доминантного у детей с ОНР II – III уровня речевого развития.

По мнению автора, это обусловливается трудностями актуализации детьми социально-коммуникативного опыта, комбинированием полученных ранее представлений, отражением их в речи, а также особенностями речемыслительной деятельности.

Результаты исследования показывают, что использование приемов творческого рассказывания в системе коррекционно-педагогической работы способствует развитию связной речи.

Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.) создает дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью. Ряд авторов указывают на необходимость обучения детей рассказыванию как одному из основных средств формирования связной речи, развития речевой активности и творческой инициативы. Отмечается влияние занятий по обучению рассказыванию на формирование психических процессов и познавательных способностей детей. Подчеркивается тесная связь связной речи и воображения.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2018 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress