Написать нам
kartal escort porno sex maltepe escort konya escort alanya escort ataşehir escort ataşehir escort ümraniye escort ataşehir escort kartal escort ankara escort ankara escort bayan escort ankara ankara rus escort eryaman escort maltepe escort kartal escort kartal escort maltepe escort maltepe escort bahcesehir escort bahcesehir satilik daire avcilar erkek yurdu bahcesehir escort escort bayan escort istanbul escort ataköy şirinevler escort istanbul escort
1   0   297

Речь — инструмент развития ребёнка

Организация речевой деятельности дошкольников средствами моделирования

Традиционные методики развития речи детей носят репродуктивный характер, в качестве основного приёма рекомендуется образец взрослого, что в конечном итоге развивает у ребёнка в лучшем случае память, но не мышление.

Методы ОТСМ-ТРИЗ-технологии позволили создать методики по развитию речи дошкольника, которые наилучшим образом (быстро и качественно) помогают педагогам решать проблему речевого развития. Основной формой обучения является система творческих заданий, с помощью которых достаточно быстро можно научить ребёнка создавать какой-либо речевой творческий продукт: загадку, метафору, лимерик, рассказ, сказку…

Главное отличие от традиционных методик по развитию речи в том, что у ребёнка формируется умение работать по моделям (высокий уровень абстракции). Они позволяют ему организовать свою творческую речевую и другие виды деятельности.

В игре дошкольники моделируют взаимоотношения в лице взрослых, в конструировании — строении предметов.

Овладение построенными внешними наглядными моделями становится основой развития умственных способностей к наглядному моделированию. Однако без специального обучения эта способность формируется у разных детей стихийно и неравноценно. Разрешению этого противоречия послужила организация мною речевой деятельности дошкольника средствами игрового моделирования.

На первоначальном этапе я изучила программу работы с дошкольниками. На каждом возрастном этапе ставила определённые цели и задачи. Начинала работать с детьми 3—4 лет. Прежде всего подвела их к знаково-символической деятельности на разнообразных уровнях замещения. Демонстрировала некоторые операции моделирования, затем знакомила детей с вариантами моделей, воспринимаемыми и передаваемыми через все органы чувств.

Например: модель-образ (лисичка-сестричка никак не может из своей шерсти колючку вытащить; кузнечик прыгал-прыгал и ножку подвернул — кто и как ему поможет?); модель-цепочка взаимосвязанных действий (внучка разговаривает с бабушкой по телефону; мама моет посуду. Включала проблемную ситуацию: бабуля слышит, что говорит внучка, а та — нет; мама начала мыть посуду, а свет отключился — как мама домоет посуду?). Различные образцы одного и того же объекта представляла как словесное описание, схему, рисунок, аппликацию, лепку, конструкцию, как пантомимическое действие. В основном использовала пассивный и частично полуактивный уровни.

Продолжая работу с детьми 4—5 лет, я учила их замещать объекты различными знаково-символическими вариантами, формировала понятие модели как образа предмета, побуждала детей один и тот же объект воспринимать и отражать как схему, рисунок, пантомиму, слово. На полуактивном этапе моделировала одну ситуацию различными средствами. Например: работающая стиральная машина. Что произойдёт, если во вращающемся барабане застрянет носовой платок? Средствами схематизации, рисунка, пантомимы, словом нужно изображать проблемную ситуацию. Проводила игры с «Моделью мира» — «Всё перепуталось», «Где это находится?».

В работе с детьми 5—6 лет подводила их к самостоятельному использованию некоторых операций моделирования. Демонстрировала элементы умственного экспериментирования, активно использовала разнообразные виды моделей, моделирование условий задачи схемами. В описании ситуаций или повествования (история, стихотворение, сказка) как сочинённого самим ребёнком, так и прочитанного мною использовались средства моделирования. Например: цепочка схем на полоске, рисование основных и узловых моментов сказки и т.д.

Вообще моделирование — довольно распространённый приём в обучении. Модели помогают не только наглядно представлять какой-либо предмет, но и модифицировать, видоизменять его.

Один из вариантов моделирования — это символизация. Этот приём реализует принцип наглядности в обучении. Рассматривание объектов, картин помогает детям называть объекты и характерные признаки, производимые с ними действия. Была проведена предварительная работа — знакомство со схемой. Начиналась она с уточнения значений изображённых на ней символов. Такие условные обозначения я брала из карт Проппа, а также по договорённости с детьми придумывали сами. На основе символизации мы составляли схемы для описания объектов. Такие схемы приучают детей составлять собственный план высказывания.

Сначала я по каждому пункту схемы предлагала свой вариант рассказа, а затем дети делали то же, опираясь уже на другие объекты. Обязательным моментом были упражнения на запоминание наибольшего количества пунктов схемы в любой последовательности, что само по себе учит самостоятельному составлению плана высказывания: «О чём мы будем говорить, рассказывая про наш предмет?»

Ещё одно упражнение помогает детям запомнить и привыкнуть к использованию схемы при составлении самостоятельных рассказов — это составление вопросов по каждому пункту схемы. Один ребёнок выходит к схеме со своим объектом, а остальные дети поочерёдно задают ему вопрос по одному из пунктов схемы и ждут ответа.

С чего я начинала? С самого простого. Поиграла с детьми в игру «Что в круге?». Так я учила их условному изображению любых объектов, умению их классифицировать. Рисовала на доске кружочки (это может быть любая геометрическая фигура) и при этом перечисляла: «Это — облако, это — груша, это — слива…» Дети сразу понимали, какие объекты я перечисляла, и помогали называть недостающие. Потом обводила эти кружочки большим кругом и спрашивала: «А где это всё бывает? Тогда круг — это что?» Далее я давала воспитанникам возможность высказать все идеи. Круг — это сад, корзина, ваза, магазин, рынок. А затем говорила: «Нет, это не фрукты, это… (называю несколько наименований предметов мебели)». Тогда большим кругом может стать квартира, склад, магазин и др. Или: «Нет, это не фрукты, это — птицы…, животные…, цветы…, деревья…, игрушки…, дети…». Это большой простор для фантазии!

Главная цель игры — показать детям, что разные предметы можно обозначить одинаковыми геометрическими фигурами. Потом я предлагала обозначить предметы не любой фигурой, а той, которая формой напоминает их: фрукты — круг, мебель, дома — квадраты и прямоугольники, люди — треугольники. Так закреплялись умения «видеть» абстрактный образ объекта.

В игре «Шкатулка сказок» стремилась реализовать творческие возможности ребёнка, развивать связную речь. В сопровождении музыки я внесла шкатулку сказок. После произнесения волшебных слов: «Раз, два, три! Ну-ка, сказка, выходи!» — шкатулка открывалась. Дети рассматривали содержимое шкатулки и пытались «увидеть» сказку. Я открыла секрет шкатулки, а секрет — в лежащих в ней кружках, которые и есть сказка. Детям я по очереди доставала кружки. Поскольку они волшебные, то тут же становились персонажами сказки и крепились на фланелеграфе в таком порядке, как будет разворачиваться сюжет: «Достали красный кружок — это костёр, жёлтый — это цыплёнок». Затем начинается сказка: «Во дворе горел костёр, увидел его цыплёнок и побежал к костру». Достали чёрный кружок — это тучка. «Испугалась туча, что цыплёнок обожжёт перья. Палила она костёр дождём, он и погас». Дети достали коричневый кружок, и сказка продолжилась: «Прибежала курица, обняла цыплёнка и поблагодарила тучку, и повела его домой». Я обращала внимание на то, что сказка может продолжаться, волшебные кружки ждут своей очереди. Таким образом, сказка, как снежный ком, катится дальше, обрастая персонажами и событиями.

Особой популярностью пользуется у моих воспитанников метод дорисовывания, или игра с линией. Главной целью этого метода является увидеть образ и дорисовать его, рассказать о том, что получилось.

При этом взрослый становится таким же участником совместной деятельности, как и дети, и предлагает свой вариант тогда, когда они исчерпали свои. Эти меньше отличаются ритмом штрихов, плотностью, характером изломов и изгибов, т.е. будут индивидуальны. В них будут просматриваться конкретные образцы (волна, шторм, атака животного, буря); сон (плавно округлённая линия); медленное передвижение червяка, черепахи, «волны» хлебного поля; напряжённая линия (тишина перед бурей, скачок).

Моя работа направлена на применение эффективных методов при организации речевой деятельности средствами моделирования. И я пришла к выводу, что развитие связной речи в дошкольном возрасте является важным условием успешности обучения ребёнка в школе.

С. Пархутич


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress