3 +  RSS  Написать нам
Лайк   0   76

Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста

Формирование у дошкольников осознанного отношения к явлениям языка и речи начинается с диагностики и определения основных путей постдиагностической речевой работы, направленных на: выявление знаний детей об отдельных аспектах языковой действительности:

  • звуке, слоге, слове, предложении;
  • семантических отношениях между словами в языке (синонимах, антонимах, многозначности слов);
  • структурности и линейности речи;
  • грамматических явлениях;
  • средствах выразительности речи;
  • структуре связных высказываний.

На первом этапе диагностики детям предлагаются игры-задания на определение уровня понимания двух основных характеристик звучащей речи — структурности и линейности её единиц: назвать любое слово, звук, предложение; определить первый и последующие звуки в заданных словах; определить количество слогов в слове и их последовательность; сосчитать количество слов в предложении и назвать их по порядку. Диагностика семантического аспекта направлена на оценку постижения детьми явлений полисемии (многозначности) слов, синонимии, антонимии, обобщающих понятий, ассоциативных связей слов.

Выявить знания дошкольников в этой области помогут игры и упражнения на подбор синонимов и антонимов к заданным словам, замену предложенных словосочетаний синонимичными и антонимичными, придумывание предложений с многозначными словами, объяснение их значений, определение семантических полей у разных слов и др.

Второй этап диагностического обследования — изучение уровня осознания детьми структуры текста-повествования, как наиболее распространённого вида текстов. Этот аспект выясняется с помощью анализа предложенного текста, в котором отсутствует или начало, или середина, нет завершения событий.

Анализ практической работы воспитателей в этой области показывает, что формирование осознанного отношения детей к языковой деятельности происходит при их подготовке к обучению грамоте, т.е. направлено, в основном, на понимание структурного компонента речи. В содержании речевой работы часто отсутствует материал, обращённый к семантике детской речи, осознанию грамматических явлений, структуры различных видов текстов, средств интонационной выразительности речи.

Результаты диагностики дают возможность наметить основные направления речевой работы:

  • обогащение знаний детей о структурных компонентах речи;
  • обучение пониманию семантики языковых явлений;
  • формирование представлений о структуре разных видов текстов, значении грамматической формы и средствах выразительности речи.

Программный материал подаётся с постепенным усложнением: на начальном этапе используется традиционная методика обучения детей анализу звукового и слогового состава слова. Далее необходимы задания, способствующие осознанию линейности (последовательности) единиц речи. Например, дети одновременно произносят все слова в предложении, от чего оно теряет смысл; в играх-путаницах перестраивают нелепые фразы правильно, составляют предложения из набора аморфных слов и т.д. Во всех заданиях максимально используется наглядность.

Рассматриваемая нами проблема многоаспектна, поэтому параллельно должны решаться задачи понимания семантического компонента языка. Этому способствуют задания:

  • подобрать близкие по смыслу слова к словосочетаниям: хорошая погода — солнечная; снег идёт — падает;
  • выбрать из синонимического ряда наиболее точные слова к заданным: весна (ранняя, холодная, солнечная, зелёная и т.д.);
  • составление предложений со словами-синонимами: радоваться, смеяться, веселиться;
  • подбор антонимов: существительных (утро — вечер), прилагательных (белый — чёрный) и т.д.;
  • подбор слов, противоположных по смыслу, к словосочетаниям: солнечный день — дождливый;
  • закончить предложение антонимами: волк злой, а зайчик (добрый);
  • подбор синонимов к ситуациям.

В развитии речи старших дошкольников важный аспект — понимание структуры и способов связи между частями связного высказывания. Последовательное обучение включает элементарные знания о теме рассказа, расположении его структурных частей. Для этого могут использоваться модели и схемы, отражающие структуру различных видов текстов. Дети составляют рассказы по данному началу, придумывают развязку событий, рассказы по серии сюжетных картин с изменением порядка их предъявления и др. Подобные упражнения развивают представления о композиции рассказа. В заданиях на осознание структуры текстов-рассуждений могут предлагаться картинки-небылицы, темы для составления рассуждений, речевые логические задачи, любые темы, которые нужно доказать.

В процессе формирования осознанного отношения к грамматическим явлениям языка детям предлагаются серии заданий на словообразование, словоизменение, где обращается внимание на значение грамматической формы слов.

Т. Вишнякова


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Пусть ваш ребёнок будет среди лучших!
Дизайн и поддержка: GoodwinPress