Написать нам
Популярно
1   0   279

Игры и игровые упражнения по развитию речи детей шестого года жизни

Предложенные игры и игровые упражнения по развитию речи окажут помощь в овладении ребёнком 6-го года жизни звуковой культурой речи.

Научат его видеть особенности предметов, находить противоположные по смыслу слова, дополнять фразы и предложения, составлять небольшие рассказы — описания.

Упражнения для развития речи у детейИгра «Найди звук»

Цель игры: учить ребёнка находить и называть слова с заданным звуком в начале слова.

Оборудование для проведения игры: картинки, на которых изображены: жаба, жук, шапка, шуба, забор, замок, цыплёнок, цапля.

Ход упражнения: перечислите ребёнку следующие слова и покажите картинки: жаба, жук, шапка, шуба, забор, замок, цыплёнок, цапля и попросите назвать слова, которые начинаются на одинаковый звук, уточните какой это звук (слова «шапка» и «шуба» начинаются со звука «Ш», слова «жук» и «жаба» — со звука «Ж», слова «забор», «замок» — со звука «З», слова «цыплёнок», «цапля» — со звука «Ц».) Попросите ребёнка назвать овощи, фрукты и ягоды со звуками «Р» (морковь, виноград, груша, персик, гранат, смородина), «РЬ» (перец, репа, редька, мандарин, черешня, абрикос), «Л» (баклажан, яблоко, кизил), «ЛЬ» (малина, лимон, апельсин, слива).

«Едем, летим, плывём» (усложнение предыдущей игры)

Цель игры: учить ребёнка находить заданный звук в начале, середине и конце слова.

Оборудование для проведения игры: 6 картинок (вертолет, самолет, автобус, троллейбус, теплоход, трамвай).

Ход игры: предложите ребёнку рассмотреть картинки, на которых изображен транспорт: вертолёт, самолёт, автобус, троллейбус, теплоход, трамвай и т.д. Уточните у ребёнка, как можно назвать все предметы одним словом. (Транспорт.). Попросите ответить на следующий вопрос:

— Какой звук встречается во всех этих словах (в начале, середине, конце слова)? (Звук «Т» встречается в начале слов «троллейбус», «теплоход», «трамвай», в середине слов «вертолёт», «автобус», в конце слов «вертолёт», «самолёт».). Составьте совместно с ребёнком предложение с любым словом («Самолёт летит быстро»). Уточните у ребёнка, что летает? (Самолёт, вертолёт.) Что едет? (Автобус, троллейбус, трамвай.) Что плывёт? (Теплоход.). Предложите угадать по первому и последнему звуку, какой вид транспорта задумали: Т—С (троллейбус), А—С (автобус), С—Т (самолёт), В—Т (вертолёт), М—О (метро), Т—И (такси).

Упражнение «Найди точное слово»

Цель упражнения: учить ребёнка точно называть предмет, его качества и действия.

Ход упражнения: предложите ребёнку узнать, о каком предмете говорится: «Круглое, сладкое, румяное — что это?» (Яблоко.) Сообщите ребёнку, что предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме. Попросите ребёнка дополнить другими словами то, что начнете говорить:

— Снег белый, холодный… (ещё какой?).

— Сахар сладкий, а лимон… (кислый).

— Весной погода теплая, а зимой… (холодная). Пусть ребёнок назовёт, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие. Вспомните вместе с ребёнком, кто из животных как передвигается. Ворона… (летает), рыба… (плавает), кузнечик… (прыгает), уж… (ползает). Кто из животных как голос подает? Петух… (кукарекает), тигр… (рычит), мышь… (пищит), корова… (мычит).

Игра «Говори наоборот»

Цель игры: находить противоположные по смыслу слова.

Оборудование для проведения игры: подберите картинки с изображением предметов противоположных по смыслу, например: чистый фартук — грязный фартук, высокая сосна — низкая сосна, толстый заяц — худой заяц и т.д.

Ход игры: предложите ребёнку поиграть в игру со словами: назовите слово и покажите картинку, попросите подобрать противоположное по значению слово и картинку к нему. Например: толстый заяц — худой заяц, пустой стакан — полный стакан, легкий пух — тяжёлая гиря, чистый фартук — грязный фартук, горячий чай — холодное мороженое, здоровый ребёнок -больной ребёнок, быстрый заяц — медленная черепаха, ночь — день, широкий бант — узкий бант, длинный карандаш — короткий карандаш, высокая сосна — низкая сосна и т.д.

Упражнение «Так бывает или нет?»

Цель упражнения: находить неточности в стихотворном тексте.

Ход упражнения: предложите ребёнку прослушать стихотворный текст и найти в нем неточности, объяснить, почему так не может быть:

— Щенок варит суп на обед.

— Папа ловит рыбу удочкой.

— Ландыши цветут зимой.

— Кошка живёт в гнезде.

— Дети снеговика лепят летом.

Игра «Кто у кого?»

Цель игры: учить ребёнка соотносить названия животных и их детёнышей, подбирать действия к названию животных.

Оборудование для игры: рисунки (животные и птицы с детёнышами: курица и цыплёнок клюют зернышки (или пьют воду), кошка и котёнок лакают молоко (вариант — играют клубочком), собака и щенок грызут кость (вариант — лают), корова и телёнок щиплют траву (вариант — мычат), лошадь и жеребёнок жуют сено (вариант — скачут), утка и утёнок плавают (крякают).

Ход игры: предложите ребёнку рассмотреть рисунки животных и птиц с детенышами: курица и цыплёнок клюют зернышки (или пьют воду), кошка и котёнок лакают молоко (вариант — играют с клубочком), собака и щенок грызут кость (вариант — лают), корова и телёнок щиплют траву (вариант — мычат), лошадь и жеребёнок жуют сено (вариант — скачут), утка и утёнок плавают (крякают). Попросите ребёнка назвать животных и их детёнышей, подобрать определения к названиям детенышей животных, например, скажи, какая курица (кошка, собака, корова, утка, лошадь), какой цыплёнок (котёнок, щенок, телёнок, жеребёнок, утёнок)?

Упражнение «Продолжи фразу»

Цель упражнения: учить ребёнка понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют свое значение, и переносить их в связное высказывание.

Ход упражнения: попросите ребёнка закончить предложения:

1. «Дети пошли в лес, чтобы……».

2. «Они оказались там, где……..».

3. «Мальчик заболел потому, что…..».

4. «Мама пошла в магазин, чтобы……».

5. «Девочка плачет потому, что….….».

6. «Если гулять под дождем, то……».

7. «Когда на улице дождь, то…….».

8. «Если наступит осень, то ………».

9. «Когда придет зима, то ………..».

10. «Когда я вырасту, то ………».

В. Пашко


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress